Следователь и его полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является определение функции, выяснению принадлежности тех или иных функций следователю, их видов, а также целесообразности прямого закрепления их в нормах закона, и тому какие мнения существуют на этот счёт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СЛЕДОВАТЕЛЬ КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………. 5
1.1. Процессуальный статус следователя………………………………………..5
1.2. Процессуальная самостоятельность следователя: понятие и пределы ….10
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ………18
2.1 Полномочия следователя …………………………………………………..18
2.2 Процессуальное взаимодействие следователя и органов дознания при расследовании преступлений…………………………………………………...34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… 43

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     Ч. 1 ст. 152 УПК РФ устанавливает, что  в случаях необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

     В полномочия следователя входит выяснение  обстоятельств, подлежащих доказыванию, указанные в ст. 73 УПК РФ, а если производство ведется в отношении  несовершеннолетних, то установленные  ст. 421 УПК РФ, а по производству о  применении принудительных мер медицинского характера - ст. 433 УПК РФ.

       В круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, входит не только событие преступления; виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; но и обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.        Таким образом, если следователь выполняет функцию обвинения (уголовного преследования), то он не должен одновременно устанавливать обстоятельства, которые исключают преступность и наказуемость деяния и те, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

     Следователь, реализует свои полномочия по собиранию  доказательств путем принятия решений  и производства следственных и иных процессуальных действий. Решения о  производстве того или иного следственного действия следователь принимает самостоятельно за исключением случаев, предусмотренных законом.

     Также следует отметить вопрос о полномочиях следователя по прекращению уголовных дел, особенно по нереабилитирующим основаниям, представлял всегда большой интерес со стороны процессуалистов.

     Статья 49 Конституции Российской Федерации  провозглашает, что никто не может  быть признан виновным в совершении преступления иначе как вступившим в законную силу приговором суда. Прекращение  уголовного дела следователем в связи с примирением сторон, с деятельным раскаянием и другим основаниям, на наш взгляд, входит в некоторое противоречие этому положению, так как, во-первых, следователь является участником со стороны обвинения, а во-вторых, решение принимается после установления в действиях лица, привлекаемого к уголовной ответственности, состава преступления.

     Если  следователь наделен функцией обвинения, то он, являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, не может решать вопрос о прекращении  уголовного дела. Следователь, в этом случае, должен передать уголовное дело независимо от его внутреннего убеждения (например, принятии решения о прекращении дела) участнику, обладающему функцией разрешения дела, которой наделен суд. Если рассматривать данную проблему с этой точки зрения, то необходимо предусмотреть такой порядок, при котором следователь в случае доказанности вины лица в совершении преступления, установив наличие правовых оснований для прекращения уголовного дела, передает материалы дела на рассмотрение суда. Но если подойти с другой, где функцией следователя является функция расследования уголовного дела (разрешения уголовного дела на стадии предварительного расследования), то это действительно естественные и неизбежные отступления от запрограммированного законом порядка, в соответствии с которым вопрос о виновности и наказании должен решаться судом. Более того, на основании ст. 213 УПК РФ уголовное дело прекращается по постановлению следователя, копия которого направляется прокурору. Это еще раз подчеркивает правильность нашей позиций о том, что функцией следователя является функция расследования уголовного дела (разрешения уголовного дела на стадии предварительного расследования).

     Все вышеизложенное позволяет сделать  вывод о том, что, наделив следователя только определенной функцией и, не определив ему присущие этой функции полномочия, не дают возможности в полной мере определить статус следователя в уголовном судопроизводстве. Так, например, следователь, обладая функцией расследования уголовного дела, и не имея определенного круга полномочий для осуществления предварительного следствия, не дает ему возможности осуществить свою деятельность для достижения целей и решения задач всего судопроизводства. Таким образом, несмотря на то, что и функция, <и полномочия являются составными элементами процессуального статуса следователя, они действуют в неразрывной связи, между собой при главенствующей роли процессуальной функции.

     Таким образом, основании вышеизложенного  можно сделать следующие основные выводы.

     1. Анализ полномочий следователя  с точки зрения их содержания, целей и юридических последствий,  позволяет выделить следующие  группы полномочий: 1) полномочия  по рассмотрению и разрешению  сообщений о преступлении; 2) полномочия  по направлению уголовного дела; 3) полномочия по собиранию доказательств; 3) полномочия по допуску или привлечению физических и юридических лиц для участия в производстве по уголовному делу; 5) полномочия по применению мер уголовно-процессуального принуждения; 6) полномочия по привлечению лица в качестве обвиняемого и осуществлению розыска обвиняемого; 7) полномочия по приостановлению и возобновлению предварительного следствия;

     8) полномочия по разрешению уголовного  дела в ходе досудебного производства;

     9) полномочия по осуществлению  профилактики преступлений; 10) иные полномочия (например, давать разрешение на встречу сотрудника органа дознания, осуществляющего ОРД, с подозреваемым или обвиняемым, находящимся под стражей; принимать меры к предотвращению разглашения данных предварительного расследования и др.).

     2. Часть 2 ст. 38 УПК РФ в целях  более детального закрепления  полномочий следователя необходимо  подвергнуть корректировки путем  дополнения ее пунктами 5-10 следующего  содержания:

     5) получать от органа дознания  в связи с расследуемым уголовным делом сведения о проведении оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых мерах по раскрытию преступлений, розыску скрывшихся подозреваемых и обвиняемых и похищенного имущества, обнаружению имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность в целях наложения на него ареста в порядке, установленном статьями 115 и 116 настоящего Кодекса;

     6) разрешать отводы, заявленные понятому, эксперту, специалисту, переводчику,  защитнику, представителю потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика в порядке установленном ч. 1 ст. 69 настоящего Кодекса;

     7) обращаться в суд с ходатайством  об избрании меры пресечения  в виде заключения под стражу, домашнего ареста, о продлении  срока содержания под стражей,  производстве обыска и (или) выемки в жилище и других следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения;

     8) разрешать ходатайства лиц, участвующих  в уголовном судопроизводстве, а  также исходящие от других  лиц заявления в связи с  производством по уголовному делу;

     9) представлять свои письменные  возражения и объяснения прокурору  или в суд, давать им устные  объяснения;

     10) осуществлять иные полномочия, предусмотренные  настоящим Кодексом»,

     3. Статьи 179 и 195 УПК РФ, регламентирующие  освидетельствование и производство экспертизы, не предусматривают возможность их производства до возбуждения уголовного дела. Между тем освидетельствование и экспертизу, наряду с осмотром места происшествия, следует рассматривать в качестве одного из инструментов доследственной проверки, результаты производства которой могут быть положены в основу принятия решения о возбуждении (или об отказе в возбуждении) уголовного дела.

     В этой связи предлагается законодательное  закрепление возможности проведения экспертизы и освидетельствования до возбуждения уголовного дела.

     4. Четкого закрепления в УПК  РФ требует положение о возможности  осмотра жилища до возбуждения  уголовного дела. В этой связи  ч. 2 статьи 176 УПК РФ необходимо  изложить в следующей редакции: «2. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия, в том числе жилища при согласии проживающих в нем лиц, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра жилища, его осмотр возможен после возбуждения уголовного дела и получения судебного решения, а в исключительных случаях - в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 165 настоящего Кодекса». 

2.2 Процессуальное взаимодействие  следователя и  органов  

            дознания  при расследовании преступлений

     Взаимодействие  органов дознания и предварительного следствия это основанная на законе, согласованная по целям, месту и  времени, деятельность данных субъектов, осуществляемая в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также розыска преступников.

    В соответствии с возложенными задачами органы предварительного следствия  организуют взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.11

Согласно Федерального Закона об Оперативно - розыскной деятельности, в России насчитывается десять оперативно-розыскных  органов, компетентных проводить ОРД. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 право  непосредственного и полного осуществления ОРД на территории России предоставлено семи оперативно-розыскным органам. Ими являются: Органы внутренних дел, органы ФСБ, Федеральных органов государственной охраны, органы ФТС, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, ФСИН, Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 Законодатель  особо обратил внимание правоприменителей  на то, что в России никто,  кроме указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ  об ОРД подразделений государственных  органов, не вправе осуществлять ОРД комплексно, с применением всего арсенала специфических средств и методов (однако это не означает, что отдельные ОРМ не вправе осуществлять иные субъекты, которым это право предоставлено законодателем). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД, право на частичное осуществление ОРД предоставлено оперативным подразделениям разведки Минобороны.

Правовой основой  взаимодействия следователя с работниками  органов дознания (оперативно-розыскными службами) являются п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК  РФ и п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, "при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу следователь управомочен давать органу дознания …. письменные поручения и указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении". Соответственно, в законе об ОРД сказано, что одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются поручения следователя по уголовным делам, находящимся в его производстве. Таким образом, предписания законов устанавливают правовой приоритет следователя во взаимоотношениях с органами дознания (праву следователя давать поручения корреспондирует обязанность этих органов по их исполнению).

Статья 40 УПК  РФ содержит перечень органов дознания. Сразу необходимо оговориться, что  значительная часть указанных в статье 40 УПК РФ ведомств, наделенных полномочиями органов дознания, не наделена вместе с тем правом проведения оперативно-розыскных мероприятий (подразделения милиции общественной безопасности органов внутренних дел, командиры воинских частей, соединений, начальники следственных изоляторов, органы государственной противопожарной службы и др.). Они могут выполнять только те действия, которые регламентируются УПК РФ как дознание.

       В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем и оперативным работником, начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, подследственном следователю12. Поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:

      1. пределами самих поручений;

      2. кругом тех следственных действий, проведение которых может быть поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.

      Одним из основных нормативных актов, регулирующим процесс взаимодействия дознания и предварительного следствия ОВД является Приказ МВД России от 26 марта 2008года № 280 дсп «Об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»13, имеющий гриф «ДСП», что не дает возможности ознакомиться с данным актом, прежний Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 года № 334 «Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений», не давал определения взаимодействия, но определял его основополагающие принципы.

Информация о работе Следователь и его полномочия