Роль государственного обвинителя и его процессуальное положение в суде

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

В уголовном процессе процессуальное положение каждого из субъектов имеет свои особенности. Безусловно, центральной фигурой является суд, но и прокурор обладает широкими полномочиями практически на всех стадиях уголовного судопроизводства. В уголовном процессе направление деятельности прокурора - поддержание государственного обвинения. Но это не значит, что прокурор во всех случаях и во что бы то ни стало должен поддерживать обвинение. Поддерживая обвинение, прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела.

Работа содержит 1 файл

Основная.docx

— 53.79 Кб (Скачать)

   - отменяет незаконные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

   - если в ходе дознания и следствия были допущены нарушения прав участников процесса и других граждан, незаконные методы расследования, ставит вопрос об ответственности виновных лиц;

   - в случаях неполноты следствия и дознания, а также установления допущенных нарушений законности в ходе следствия и дознания возвращает уголовное дело на дополнительное расследование либо прекращает его в полном объеме или в отношении конкретных лиц;

   - направляет в суд уголовное дело, поступившее из органов дознания или следствия для рассмотрения по существу;

   - требует при необходимости от руководителей следственных подразделений и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона, обеспечения полного раскрытия преступлений;

   - рассматривает жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, руководителей органов дознания и следствия;

   - проверяет соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания под стражей лиц, в отношении которых мерой пресечения избран арест;

   - дает санкцию на объявление международного розыска в отношении лица, совершившего преступление на территории Республики Казахстан и скрывающегося от следствия;

   - выполняет иные установленные законом полномочия.

   Указания  прокурора в пределах его компетенции  даются в письменной форме и обязательны  для лица, производящего дознание и следствие.

   Столь широкие полномочия позволяют прокурору  обеспечивать действенный надзор, своевременно предупреждать, выявлять и устранять  нарушения законности при расследовании  преступлений. Прокурор вправе истребовать  любое дело от лица, производящего  дознание и следствие, знакомится с  материалами дела, присутствовать при  производстве отдельных следственных действий, давать указания по ходу расследования.

   Прокуроры управления, отделов на которых возложении надзор за следствием и дознанием, вправе возбудить уголовное дело, участвовать  в его расследовании, давать письменные указания по уголовным делам, возвращать дела дл дополнительного производства, расследования, отменять постановления  об отказе в возбуждении уголовного дела и прекращение уголовных  дел, разрешать жалобы на действия следователя  дознавателя. С письменного согласия руководителя прокуратуры прокурор вправе отменить любое действие или  решение прокурора нижестоящей  прокуратуры по уголовному делу или  материалу в стадии производства дознания и предварительного следствия.

   При необходимости избрания меры пресечения ареста прокурор, следователь, орган  дознания выносят постановление  о возбуждении ходатайства перед  судом о санкционировании ареста. К постановлении. Прилагаются все  материалы уголовного дела, подтверждающие обоснованность ходатайства.

   При решении вопроса о поддержании  ходатайства следователя или  органа дознания о санкционировании ареста обвиняемого, подозреваемого, прокурор обязан ознакомится со всеми материалами , содержащими основания для заключения под стражу,  и вправе допросить обвиняемого, подозреваемого.  Прокурор, изучив все предоставленные материалы, выносит постановление о поддержании ходатайства следователя или органа дознания о санкционировании ареста обвиняемого, подозреваемого при наличии оснований для этого.

   Особо следует отметить право Генерального Прокурора РК в исключительных случаях, при установлении фактов неполноты  и необъективности расследования, сложности и значимости дела, образовать следственную группу из числа следователей нескольких из органов, осуществляющих предварительное следствие, назначив при этом прокурора руководителем  этой группы, оформив данное решение  своим постановлением (ч. 3 ст. 198 УПК  РК). 

   
    1. Полномочия  прокурора по обеспечению законности оперативно-розыскной деятельности.
 

   В соответствии со ст. 25 Закона РК «Об  оперативно-розыскной деятельности»  надзор за законностью ОРД осуществляют Генеральный Прокурор РК и подчиненные  ему прокуроры. Правоприменительная  деятельность органов прокуратуры  при осуществлении данной отрасли  надзора регламентируется Инструкцией  об организации прокурорского надзора  за законностью оперативно-розыскной  деятельности, утвержденной Генеральным  Прокурором РК.

   Согласно  данной Инструкции  надзор за законностью  ОРД в пределах своей компетенции  осуществляется:

   - Департаментом по надзору за  законностью ОРД Генеральной  Прокуратуры в центральных аппаратах   МВД РК, КНБ РК, АПФ РК, КУИС  МЮ РК, в территориальных подразделениях  указанных ведомств, а также в  СОП РК;

   - Главной военной прокуратурой  в органах военной контрразведки  МО РК,  а также в оперативных  подразделениях военных правоохранительных  органов;

   - прокурорами областей, г. Астаны, Алматы и приравненным к ним  областных и приравненных к  ним департаментах, управлениях  МВД РК, КНБ РК, АФП РК, КУИС  МЮ РК, и  в их подразделениях;

   - городскими и приравненными к  ним прокурорами в городских  и приравненных к ним отделах  органов национальной безопасности, внутренних дел, финансовой полиции,  оперативных подразделениях исправительных  учреждений и следственных изоляторов, дислоцированных на территории;

   - военными прокурорами округов,  гарнизонов и войск.

   При осуществлении надзора за оперативно-розыскной  деятельностью прокурор:

   - получает дела оперативно-розыскного производства, материалы, документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности граждан, сотрудничающих или сотрудничавших на негласной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

   - проверяет законность проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

   - прекращает своим постановлением оперативно-розыскные мероприятия в случае выявления нарушений закона, прав человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

   - рассматривает жалобы и заявления на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

   - опротестовывает противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

   - выносит в отношении сотрудников, допустивших противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства;

   - выносит другие акты прокурорского надзора по выявленным фактам нарушений при осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности;

   - своим мотивированным постановлением освобождает незаконно задержанных лиц либо отменяет незаконные постановления о задержании лиц;

   - при необходимости требует от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона;

   - в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, дает санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

   Генеральный прокурор в пределах своей компетенции  принимает нормативные правовые акты по вопросам применения норм законодательства РК об оперативно-розыскной деятельности, обязательные для исполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность.

   В отдельных случаях негласность  и скрытность оперативно-розыскной  деятельности позволяют отдельным  оперативным работникам посредством  использования специальных средств  прослушивания и наблюдения необоснованно  вмешиваться в частную жизнь  граждан. Хотя ранее закон предоставлял возможность рассматривать жалобы и заявления на действия и решения должностных лиц – субъектов оперативно-розыскной деятельности, однако прокуроры не имели реальной возможности пресекать такие нарушения.

   Теперь  Законом РК «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора» от 9 августа 2002 года прокурор в целях выявления  нарушений законности со стороны  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, наделен правом привлекать  к проверкам специалистов органов  прокуратуры и иных специалистов с использованием специальных технических  средств. В основном такая работа должна носить разовый характер, исключительно  по обращениям физических и юридических  лиц.[5, ст. 1]

   Исключительно с санкции прокурора проводятся специальные оперативно-розыскные  мероприятия:

   - по уголовным делам о преступлениях,  указанных в части первой статьи 237 УПК РК в отношении подозреваемого, обвиняемого либо третьего  лица, если есть сведения, что подозреваемый,  обвиняемый использует телефон  или иное переговорное  устройство  третьего лица, или есть сведения, что третье лицо получает информацию  для подозреваемого, обвиняемого   либо от мех же лиц для  передачи;

   - для осуществления  мер по  розыску лиц, скрывающихся от  следствия, дознания, суда и уклоняющихся  от уголовной ответственности  за совершение преступления указанного  в УК РК.

   Однако  при реализации своих полномочий в сфере оперативно-розыскной  деятельности прокурора следует  учитывать следующие обстоятельства:

   - оперативно-розыскные мероприятия  могут проводиться не только  в связи с расследованием уголовного  дела, но и до его возбуждения  или связи с обстоятельствами, не имеющими отношения к факту  правонарушения;

   - оперативно-розыскная деятельность  является непроцессуальной, в связи  с чем прокурор не вправе  участвовать в проведении оперативно-розыскных  мероприятий и тем более лично  проводить какие либо из них;

   - решения, носящие тактический  характер, такие как: об очередности  проведения оперативно-розыскных  мероприятий, о применении тех  или иных специальных технических  средств не относятся к предмету  прокурорского надзора;

   - прокурор вправе давать оперативно-розыскным  органам письменные указания  о проведении оперативно-розыскных  мероприятий по уголовным делам,  находящимся в производстве органов  следствия, а также истребовать  оперативно-служебные документы,  послужившие основанием для ее  проведения.

   Получив оперативно-розыскной материал, прокурор должен дать оценку содержащимся в  нем сведения с точки зрения законности их получения и возможности использования  для подготовки и осуществления  следственных действий, введению их в  уголовное дело в качестве доказательств.  

   Следует учесть, что вопрос о возможности  использования оперативно-розыскных  данных в качестве оснований для  производства тех или иных следственных действий решается в каждом конкретном случае органов дознания или следователем в соответствии с требованиями уголовно-процессуальных ном.

   При осуществлении надзора, прокурор осуществляющий надзор должен использовать все выше перечисленные полномочия, а также  полномочия установленные приказом Генерального Прокурора РК;

   - требовать  от руководителей  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, проведения проверок  в подчиненных им органах в  целях устранения выявленных  фактов нарушении закона;

   Выносить  в отношении, допустивших противоправные действия при проведении оперативно-розыскных  мероприятий, не только постановления  о возбуждении дисциплинарного  производства, уголовного дела, но и  другие акты прокурорского надзора;

Информация о работе Роль государственного обвинителя и его процессуальное положение в суде