Проведения оперативно-розыскного мероприятия «Опрос»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Оперативно-розыскная деятельность, предназначение которой заключается в том, чтобы способствовать органам дознания и предварительного следствия в успешном раскрытии и расследовании преступлений, а также в розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда, с принятием в начале 90-х годов важных законодательных актов заняла присущее ей место в работе правоохранительных органов. Однако до недавнего времени возможности оперативно-розыскных органов из-за законодательной неурегулированности привело к тому, что многие опасные преступники, оставаясь безнаказанными, продолжали свою преступную деятельность, совершая в ряде случаев еще более опасные преступления.

Содержание

Введение
Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности.
Сущность, организация и тактика проведения оперативно-розыскного мероприятия «Опрос». Оформление его результатов.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 38.76 Кб (Скачать)

     Таким образом, правовая  природа этих двух видов государственной деятельности совершенно различна вследствие специфики  их непосредственных целей и задач, их предметов, а также методов  и средств достижения их целей.

     Недаром опыт истории побудил в свое время  законодателей многих стран принять  формальное решение об отделении  уголовного судопроизводства от деятельности администрации (в том числе от производства сыска. И многолетний  опыт деятельности наших органов  госбезопасности и органов внутренних дел красноречиво свидетельствует  о том, что любые попытки совмещения, "сращивания" уголовно-процессуальных действий с оперативно-розыскными действиями, то есть смешение непосредственных целей  и задач, предметов, принципов, методов  и средств уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, неизбежно ведут к деформации и уголовного судопроизводства, извращениям  его форм и гарантий и, как следствие, к грубейшим нарушениям законности. Одновременно это чревато и подрывом основы оперативно-розыскной деятельности - принципа конспирации, в результате чего данная деятельность перестает  быть эффективной.

     Четкое  разграничение предметов, принципов, методов и средств уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной  деятельности - объективная необходимость, с которой нельзя не считаться. Однако проведение такого разграничения требуется  не для того, чтобы оторвать, изолировать  друг от друга эти два вида государственной  деятельности и возвести между ними некую непреодолимую стену. Оно  нужно для другой цели -для последующей  их интеграции на вполне рациональной, научной основе, с тем чтобы  обеспечить эффективное взаимодействие между следователями и оперативными подразделениями при раскрытии  особо опасных преступлений.

     Известно, что успешное решение задач уголовного судопроизводства по делам о наиболее опасных преступлениях, совершаемых  обычно опытными, изощренными преступниками, возможно лишь тогда, когда предварительное  расследование обеспечивается хорошо разработанными и целеустремленно проводимыми оперативно-розыскными и административными мероприятиями оперативных подразделений. Борьба с такими преступлениями требует слаженного взаимодействия между следователями и оперативными подразделениями, без чего невозможно успешное решение задач как следственного, уголовно-процессуального, так и оперативного характера. Именно поэтому проблема организации такого взаимодействия остается одной из актуальнейших уже в течение многих лет. Многократные ее обсуждения убедительно подтвердили, что организация эффективного взаимодействия между следователями и оперативными подразделениями в целях успешного решения следственных и оперативных задач возможна лишь на основе предусмотренного в нашем

     законодательстве  строгого разграничения их функциональных обязанностей. Последнее в свою очередь  вполне осуществимо при учете  качественных различий, существенной специфики предметов, принципов, методов  и средств уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, при недопущении смешения их качественно  различных непосредственных целей  и задач, которые всегда должны четко  формулироваться перед соответствующими следователями и оперативными работниками. Только таким путем возможно рационально  распределить, права, обязанности и  ответственность между ними в  ходе решения ими тесно взаимосвязанных  оперативных и процессуальных задач. Лишь при этих условиях возможно обеспечить такое положение, чтобы каждый из них, имея для этого необходимые  права и неся в их пределах всю  полноту ответственности, занимался  своим делом.

     При этом, конечно, роль уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в процессе решения различных  по своему характеру задач не может  быть одинаковой. Задачи чисто уголовно-процессуального  характера должны решаться непосредственно  методами и средствами уголовного судопроизводства, на основе строгого соблюдения всех принципов  и норм советского уголовного процесса. Уголовно-процессуальная деятельность в этом случае должна рассматриваться  как основная деятельность, по отношению  к которой все оперативно-розыскные  средства и методы должны носить вспомогательный, подсобный характер.

  1. Сущность, организация и тактика проведения оперативно-розыскного мероприятия «Опрос». Оформление его результатов.
 

     В теории оперативно-розыскной деятельности существует общепризнанная точка зрения о том, что современная преступная среда, выступая в качестве противоборствующей стороны по отношению к действиям  оперативных работников, является неотъемлемой частью оперативно-розыскной тактики. Современную оперативно – розыскную  тактику невозможно изучать вне  ее взаимосвязи с преступной деятельностью, и в первую очередь — с ее организованными формами, поскольку последние напрямую влияют на появление новых или возрождение забытых оперативно-розыскных мероприятий.

     Оперативно-розыскные  мероприятия — это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

     Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; изъятие образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; съем информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

     Опрос – выявление  лиц, скрывающихся от дознания, следствия  и суда, пропавших без вести.

     Опрос допускается при добровольном согласии граждан, они не могут быть подвержены приводу.

     Опрос — сбор фактической информации, значимой для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности (как правило, локальной), со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно обладает ею.

     Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.

     Данное  мероприятие носит поисковый, разведывательный характер и направлено на обнаружение скрытой или скрываемой информации, имеющей значение для решения поставленных перед оперативным сотрудником задач.

     В зависимости от конкретной ситуации, опросы могут быть предварительно подготовленными  или неподготовленными.

     В первом случае тщательно изучается  личность человека, с которым предстоит  вступить в общение, его интересы, отношение к исследуемому событию, сильные и слабые стороны. Получение информации об этих обстоятельствах может быть гласным или негласным путем. Используя гласный путь, нередко изучают служебные характеристики, записи в трудовой книжке, истории болезни, приговоры по предыдущим судимостям, личные дела лиц, находившихся в местах лишения свободы.

     Негласный путь позволяет перепроверить полученные легальными методами данные с помощью наблюдения, прослушивания телефонных переговоров.

     Опрос граждан допускается только при  их добровольном согласии на беседу. При  этом оперативный работник может  проводить опрос лично, непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу оперативно-розыскной деятельности, При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса (Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 "Об утверждении сведений, составляющих конфиденциальную информацию").

       Однако в ходе такой беседы  не исключается и использование правил конспирации в интересах получения информации от указанных лиц, располагающих сведениями, необходимыми для решения задач оперативно-розыскной деятельности, однако не желающих предоставить ее сотруднику оперативного подразделения.

     Истинные  цели опроса из тактических соображений  могут зашифровываться либо опрашивающий может скрыть свою профессиональную принадлежность. В случаях, когда  от опрашиваемого поступила просьба  о конфиденциальном характере сообщаемых сведений, данные о нем не разглашаются, и это лицо впоследствии в качестве свидетеля в ходе предварительного или судебного следствия не допрашивается.

     Опрос как оперативно-розыскное мероприятие  следует отличать от допроса, производимого  по уголовному делу. Допрос - прерогатива  следователя или лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный сотрудник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. Опрос - как бы привилегия оперативника.

     Результаты  разведывательного опроса могут  быть оформлены либо объяснением, рапортом, либо справкой.

     В первом случае составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу.

     Во  втором случае, при оформлении результатов  опроса в форме рапорта, полученные сведения используются в качестве ориентирующей  информации при выдвижении версий, планировании расследования, а также  как источник о лице, обладающем определенной информацией. Этот рапорт также может быть приобщен к материалам уголовного дела.

     В ходе опроса возможно  применение технических средств, таких как, магнитофон, видеокамера, кинокамера. Использовать такие средства возможно как гласным путем, так и негласным, но в любом случае факт звуко-, видеозаписи оперативно-розыскного мероприятия оформляется рапортом сотрудника, их применявшего. В рапорте должны быть отражены основные параметры произведенной записи, в частности вид магнитофона, тип магнитной пленки, условия производства записи, текст записанного сообщения. Впоследствии магнитная пленка может быть направлена на исследование эксперту, который нередко способен ответить на следующие вопросы:

  • Принадлежит ли звуковая речь, записанная на фонограмме, гр. Х?
  • Сколько лиц принимало участие в разговоре?
  • Не подвергалась ли фонограмма физическому и электронно-акустическому монтажу?
  • Где производилась запись, какова звуковая среда места разведывательной беседы?
  • Фонограмма записи беседы записана непрерывно или с остановками? Если с остановками, то сколько их было?

     Звукозапись беседы, в установленном порядке  исследованная экспертом в области  акустики, может быть признана источником доказательств по делу и положена в основу обвинительного (или оправдательного) приговора.

     Вопросы опрашиваемому должны задаваться в  спокойном тоне. Недопустимо вслух  оценивать и комментировать ответы опрашиваемого. Запрещается также задавать наводящие и безнравственные вопросы. Так, наводящие вопросы в самой формулировке содержат желаемый для опрашиваемого ответ. Особенно не уместны они при опросе несовершеннолетних, ведь у них повышенная внушаемость, которая может привести к искажению истины. “ Улавливающие ” вопросы рассчитаны на то, чтобы поймать опрашиваемого на случайной оговорке. Они обычно направлены на запутывание опрашиваемого. Очень осторожно нужно применять и косвенные вопросы, т.е. такие, об истинной направленности которых опрашиваемый не осведомлен.

     При осуществлении  опроса определенных категорий граждан  используются детекторы определения  симуляции, например, полиграфы, являясь  специфической разновидностью данного  оперативно-розыскного мероприятия, когда в ходе беседы с гражданами используются технические средства, т.к. в ходе проводимой по специальным методикам беседы с опрашиваемым лицом фиксируются его психофизиологические параметры (реакции) на задаваемые вопросы.

     Информация, полученная в ходе опроса с использованием полиграфа, не может применяться  в качестве доказательств, имеет  вероятностный характер и только ориентирующее значение.

     Опрос проводится по заданиям оперативных  подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законов об ОРД, а в системе МВД Российской Федерации и согласно ведомственному нормативному акту МВД России (Инструкции МВД РФ от 28 декабря 1994 г. № 437).

     Опрос граждан с использованием полиграфа  проводят специально подготовленные сотрудники оперативно-технических и оперативных подразделений, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие допуск к работе с полиграфными устройствами.

Информация о работе Проведения оперативно-розыскного мероприятия «Опрос»