Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления различных видов деятельности или осуществления надзора в различных направлениях законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора.

Содержание

1.Понятие и значение полномочий прокурора…………………………3
2.Полномочия прокурора, направленные на своевременное выявление нарушений закона………………………………………………………5
3.Полномочия прокурора, направленные на устранение выявленных нарушений закона………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………..………14

Список использованных источников……………………………………15

Работа содержит 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 31.18 Кб (Скачать)

     Прокурор  по надзору за соблюдением законов  в исправительных учреждениях координирует деятельность администрации этих учреждений, военных прокуроров по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями в указанных  учреждениях, а также принимает  участие в координационных мероприятиях, проводимых территориальными органами прокуратуры.

     Прокуратуры по надзору за соблюдением законов  в исправительных учреждениях взаимодействуют  с территориальными и военными прокуратурами  путем планирования и совместного  проведения с ними мероприятий по укреплению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих  уголовные наказания.

     Основными направлениями деятельности указанных прокуратур являются:

  • надзор за исполнением уголовно-исполнительного и иного законодательства в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территориях, где такие прокуратуры созданы;
  • надзор за исполнением требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в указанных учреждениях, своевременном возбуждении уголовных дел и принятия мер по каждому случаю нарушения законности;
  • выезды на чрезвычайные происшествия в учреждения уголовно-исполнительной системы для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и привлечения виновных к ответственности;

     производство  предварительного следствия по отнесенным законом к подследственности  следователей прокуратуры делам  о преступлениях, совершенных в  учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденными, сотрудниками этих учреждений;

  • руководство и надзор за исполнением законов при расследовании данной категории дел;
  • надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия следователями других органов по делам о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  • участие при рассмотрении в судах первой инстанции направленных прокуратурой уголовных и гражданских дел, а также при рассмотрении в судах дел об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и при разрешении судом других вопросов, связанных с исполнением приговоров;
  • надзор за законностью судебных постановлений по делам и материалам, направленным ими в суд;
  • изучение причин рецидивной преступности с использованием проводимых администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы и иной информации о лицах, совершивших новые преступления в течение года после освобождения от отбывания наказания из указанных учреждений и принятие мер к их устранению;
  • надзор за точным применением в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, актов амнистии;
  • надзор за законностью издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, приказов, распоряжений, постановлений.

     Прокуроры по надзору за соблюдением законов  в исправительных учреждениях в  пределах своих полномочий систематически проводят комплексные проверки в  этих учреждениях; с учетом состояния  законности в них обеспечивают их посещение, как правило, не реже одного раза в месяц для проведения приема осужденных по личным вопросам, проверки законности водворения осужденных в  штрафные помещения, предусмотренные  уголовно-исполнительным законодательством, и выполнения других неотложных мероприятий.

     Прокурор  в пределах своей компетенции  также полномочен: принимать меры к обеспечению в установленном  порядке возмещения материального  ущерба, причиненного нарушением закона; обращаться в интересах государственных, кооперативных органов, общественных организаций и граждан с исковыми заявлениями в суды и арбитражные  суды. 
В ст. 6 Закона о прокуратуре закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Закреплено также, что неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влечет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную. 
Многие права прокуроров являются вместе с тем и их обязанностями. Например, из права прокурора истребовать для проверки соответствия законам правовых актов органов представительной и исполнительной власти вытекает его обязанность систематически проводить проверки законности этих актов, принимать меры к своевременному выявлению и устранению нарушений, допущенных при издании указанных актов. Все рассмотренные выше полномочия прокуроров рассчитаны на активное их применение. 
Активное, обоснованное применение прокурорами предоставленных им полномочий позволяет своевременно выявлять и устранять нарушения законов, способствующие им обстоятельства, предупреждать нарушения законов и тем самым способствует укреплению законности и правопорядка в регионах и в целом в стране.

     Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, находящихся  по решению суда в психиатрических  стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности.

     Средствами  прокурорского надзора обеспечивается исполнение не только прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в международных актах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Сущность  и содержание надзора за исполнением  законов определяется не только предметом  данной надзорной деятельности, но и ее задачами. Задачи прокурорского  надзора за исполнением законов  определяются в приказах и указаниях  Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Российской Федерации. Особое место среди этих актов занимает Приказ Генеральной прокуратуры  РФ от 7 декабря 2007 года N195 "Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".

     Приказ  Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 года N195 "Об организации  прокурорского надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" устанавливает  приоритетные направления в сфере  прокурорского надзора за исполнением  законов, к которым относятся  надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики  и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

     Статья 24 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предоставляет прокурору  право внесения представления об устранении нарушений закона в орган  или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения  и подлежат безотлагательному рассмотрению. Представление - наиболее распространенный акт прокурорского реагирования.

     Статья 25.1 Закона о прокуратуре предоставляет  прокурору право объявлять в  письменной форме должностным лицам  предостережение о недопустимости нарушения закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии  сведений о готовящихся противоправных деяниях. Данный акт прокурорского  реагирования применяется прокурорами  довольно редко. 
 
 

     Список  использованных источников: 

     1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2008) "О прокуратуре  Российской Федерации"

     2. Приказ Генеральной прокуратуры  РФ от 7 декабря 2007 года N195 "Об  организации прокурорского надзора  за исполнением законов, соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина"

     3. Прокурорский надзор: Учебник. / Бессарабов  В.Г. – М.: 2006.

     4. Прокурорский надзор: Учебник. –  5-е изд./ Винокуров Ю.Е., Коробейников  Б.В., Козусев А.Ф., Кобзарев Ф.М., Карлин  А.Б., Винокуров К.Ю., Винокуров А.Ю.–  М.: 2004.

    5. Прокурорский  надзор: Учебник для вузов/Под  ред. А.Я.Сухарева. – М.:2005. 
    6. Прокурорский надзор: Учебник/В.Н.Григорьев, А.В.Победкин, В.Н.Яшин, В.Н.Калинин. – М.: Эксмо, 2006.

Информация о работе Прокурорский надзор