Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления различных видов деятельности или осуществления надзора в различных направлениях законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора.

Содержание

1.Понятие и значение полномочий прокурора…………………………3
2.Полномочия прокурора, направленные на своевременное выявление нарушений закона………………………………………………………5
3.Полномочия прокурора, направленные на устранение выявленных нарушений закона………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………..………14

Список использованных источников……………………………………15

Работа содержит 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 31.18 Кб (Скачать)

     Содержание:

    1. Понятие и значение полномочий прокурора…………………………3
    2. Полномочия прокурора, направленные на своевременное выявление нарушений закона………………………………………………………5
    3. Полномочия прокурора, направленные на устранение выявленных нарушений закона………………………………………………………9

    Заключение………………………………………………………..………14

    Список использованных источников……………………………………15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Понятие и значение полномочий прокурора
 

     Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора.

     Ст. 32 Закона о прокуратуре определяет предмет надзора. К нему относятся: во-первых, законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом; во-вторых, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; в-третьих, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

     Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления различных видов деятельности или осуществления надзора в различных направлениях законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора.

     Задачи прокуроров при осуществлении общего надзора:

     1) принятие мер по выявлению  и устранению нарушений закона;

     2) установление причин и условий,  способствующих нарушениям закона  и принятие мер к их устранению;

     3) принятие мер по предупреждению  нарушений закона;

     4) установление лиц, допустивших  нарушения закона и принятие  мер по привлечению к ответственности  этих лиц.

     Надзор  за исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.

     Выделение этого надзора в самостоятельное  направление обусловлено важностью  обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под  стражу.

     Задачи  рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003 г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых в следственных изоляторах». Прокурорам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

     Требуется организовать жесткий контроль за фактическим  устранением выявленных нарушений  законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры.

     Прокурорский  надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание задержанных и  арестованных лиц в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание, и меры принудительного  характера, назначаемые судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением  установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.

  1. Полномочия прокурора, направленные на своевременное выявление нарушений закона
 

     Осуществляя надзор за соблюдением законов в  местах содержания задержанных, предварительного заключения, в местах лишениях свободы, а также при исполнении иных мер  принудительного характера, назначаемых  судом, прокурор в пределах своей  компетенции имеет право:

  1. посещать в любое время органы и учреждения предварительного задержания, заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы и учреждения, исполняющие иные меры принудительного характера, назначаемые судом;
  2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера;
  3. знакомиться с оперативными материалами;
  4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять приказы, распоряжения, инструкции, постановления администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, другие меры принудительного характера;
  5. требовать объяснения от должностных лиц; опротестовывать незаконные правовые акты, вносить представления, причем действие опротестованного акта приостанавливается до рассмотрения протеста;
  6. прокурор вправе своим постановлением отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;
  7. прокурор вправе и обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

     Закон устанавливает, что постановления  прокурора подлежат незамедлительному  обязательному исполнению администрацией учреждений, исполняющих наказание, администрацией мест содержания задержанных  или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.

     В случае выявления нарушений закона со стороны сотрудников, должностных  лиц названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к  ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления - возбудить уголовное дело и направить  его для расследования и привлечения  виновных к уголовной ответственности.

     Таким образом, прокурор наделен достаточно широкими полномочиями для выполнения возложенных на него обязанностей и  решения задач, направленных на соблюдение законности и охрану прав и свобод граждан, защиту их законных интересов.

     Прокуратуры по надзору за соблюдением законов  в исправительных учреждениях взаимодействуют  с территориальными и военными прокуратурами  путем планирования и совместного  проведения с ними мероприятий по укреплению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих  уголовные наказания.

     Основными направлениями деятельности указанных прокуратур являются:

  • надзор за исполнением уголовно-исполнительного и иного законодательства в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территориях, где такие прокуратуры созданы;
  • надзор за исполнением требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в указанных учреждениях, своевременном возбуждении уголовных дел и принятия мер по каждому случаю нарушения законности;
  • выезды на чрезвычайные происшествия в учреждения уголовно-исполнительной системы для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и привлечения виновных к ответственности;

     производство  предварительного следствия по отнесенным законом к подследственности  следователей прокуратуры делам  о преступлениях, совершенных в  учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденными, сотрудниками этих учреждений;

  • руководство и надзор за исполнением законов при расследовании данной категории дел;
  • надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия следователями других органов по делам о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  • участие при рассмотрении в судах первой инстанции направленных прокуратурой уголовных и гражданских дел, а также при рассмотрении в судах дел об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и при разрешении судом других вопросов, связанных с исполнением приговоров;
  • надзор за законностью судебных постановлений по делам и материалам, направленным ими в суд;
  • изучение причин рецидивной преступности с использованием проводимых администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы и иной информации о лицах, совершивших новые преступления в течение года после освобождения от отбывания наказания из указанных учреждений и принятие мер к их устранению;
  • надзор за точным применением в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, актов амнистии;
  • надзор за законностью издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, приказов, распоряжений, постановлений.

     Прокуроры по надзору за соблюдением законов  в исправительных учреждениях в  пределах своих полномочий систематически проводят комплексные проверки в  этих учреждениях; с учетом состояния  законности в них обеспечивают их посещение, как правило, не реже одного раза в месяц для проведения приема осужденных по личным вопросам, проверки законности водворения осужденных в  штрафные помещения, предусмотренные  уголовно-исполнительным законодательством, и выполнения других неотложных мероприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
  1. Полномочия прокурора, направленные на устранение выявленных нарушений закона
 

     Полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений — это система правовых средств, реализуемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, устранения последствий. Названные полномочия закреплены в ст. 22–25.1 Закона о прокуратуре. К этим полномочиям относятся права прокуроров: 
 1. Опротестовывать противоречащие закону правовые акты либо обращаться в суды и арбитражные суды с заявлениями (исками) о признании таких актов недействующими.

  2. Вносить представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств. 
 3. Возбуждать производство об административном правонарушении. 
 4. по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании 
 5. Требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной). 
 6. Освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

  7. Предостерегать должностных лиц о недопустимости нарушения закона. 
 8. предостерегает о недопустимости нарушения закона

  9. Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ

      10. при обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве, руководствуясь ст. 9 Закона «О прокуратуре», вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Информация о работе Прокурорский надзор