Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:04, курсовая работа
В учреждениях пенитенциарной системы РФ продолжает оставаться кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием социально-психологической напряженности, ухудшением материально-бытового и санитарно-медицинского обеспечения содержащихся под стражей лиц, сопровождающаяся постоянными и массовыми нарушениями прав человека, общепризнанных принципов и правовых норм, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека1 и Конституции РФ. Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства.
Введение…………………………………………………………………………3
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона в местах лишения свободы…………………………………………………………6
Надзор за соблюдением законности исполнения наказаний в виде лишения свободы…………………………………………………………………………….9
Надзор за исполнением законов администрациями учреждений применяющих назначенные судом принудительные меры медицинского характера…………………………………………………………………………14
Особенности организации надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу……………….....16
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
Высшего профессионального образования
«Саратовская
государственная ЮРИДИЧЕСКАЯ
Кафедра правосудия и прокурорского надзора
Учебная дисциплина «Прокурорский надзор»
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА соблюдением ЗАКОННОдательства в местах лишения свободы
(курсовая работа)
Саратов – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В системе государственных органов, функционально связанных с противодействием преступности, значимую роль выполняют учреждения уголовно-исполнительной системы, с 1998 года находящейся в ведении Министерства юстиции РФ.
Реализация на практике
принципиально новых положений
уголовно-исполнительного
В учреждениях пенитенциарной
системы РФ продолжает оставаться кризисная
ситуация, характеризующаяся нарастанием
социально-психологической
На состоянии законности в местах лишения свободы негативно сказываются, с одной стороны, недофинансирование учреждений уголовно-исполнительной системы, с другой — серьезные недостатки в деятельности администрации этих учреждений, не соблюдающей должным образом требования законов при исполнении наказаний.
Выделение данной отрасли
прокурорского надзора в
Таким образом, прокурорский надзор предстает в качестве одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности в местах лишения свободы.
В современных условиях прокуратура является единственным по существу органом государства, на который, в соответствии с Конституцией РФ, возложена задача по обеспечению законности в местах лишения свободы, где, в силу изоляции от общества, граждане, заключенные под стражу и осужденные, остаются наименее защищенными.
Объектом исследования данной курсовой работы будет являться прокурорский надзор за исполнением закона администрациями органов и учреждений исполняющих наказание и назначаемой судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В частности это:
В предмет исследования будут входить 4 направления:
1. Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных предварительного заключения, учреждениях исполняющих наказания и меры принудительного характера назначаемые судом.
2. Соблюдение установленных законом прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, и лиц подвергаемых мерам принудительного характера.
3. Законность исполнения наказания не связанного с лишением свободы.
4. Законность правовых актов издаваемых должностными лицами поднадзорных органов.
Специфика данной сферы правовых отношений, в которой осуществляется прокурорский надзор — существенная ограниченность возможности по защите своих прав самими лицами, содержащимися в органах и учреждениях, исполняющих наказание, применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, лиц, задержанных и заключенных под стражу, — предполагает важность надлежащего объема и характера полномочий прокурора.
Полномочия прокурора
в данной отрасли надзора в
отличие от иных направлений деятельности
характеризуются императивно-
В соответствии со статьей 33 ФЗ «О прокуратуре РФ»2 при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
1. Посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 Федерального закона «О прокуратуре РФ»;
2. Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
3. Знакомиться с документами,
на основании которых эти лица
задержаны, заключены под
4. Требовать от администрации
создания условий,
5.
Отменять дисциплинарные
6. Обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
В соответствии с ФЗ «О содержании под стражей» прокурор также вправе:
Уголовно-исполнительный кодекс также наделяет прокурора рядом дополнительных полномочий:
1. В соответствии с подпунктом б, пункта 1, статьи 24 Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;
2. В соответствии с пунктом 3, статьи 85 режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором.4
Постановление и требование прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Данное направление надзора осуществляется посредством проведения прокурорских проверок с обязательным личным выездом прокурора на место.
Прокуроры проводят проверки. Основной формой выявления и предупреждения нарушений законности является непосредственная проверка соблюдения законов, осуществляемая прокурором путем посещений мест лишения свободы и иных поднадзорных учреждений.
Перед выездом для проведения проверки прокурор определяет ее цели, продолжительность, круг участников привлекаемых для проведения проверки, прокурор анализирует справки предыдущих прокурорских проверок и результаты ведомственных проверок, намечает план проверки, определяет круг вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки.
В ходе проверки выясняются вопросы:
1. Законность содержания лиц в исправительных учреждениях. В этом направлении прокурор проверяет:
- процессуальные документы
на основании которых лица
содержатся в данных
- соответствует ли вид проверяемого исправительного учреждения тому наказанию, которое назначено судом;
- прокурор проверяет не истек ли срок наказания;
- не задерживается
ли освобождение лиц
2. Соблюдение порядка и условий содержания осужденных. В этом направлении прокурор проверяет правила режима, которые обеспечивают:
- охрану и изоляцию осужденных;
- создание условий
способствующих личной
- раздельное содержание разных категорий осужденных;
- различные условия
их содержания в зависимости
от вида и режима
- применения физической
силы, специальных средств и оружия
к осужденным в случаях
- законность реализации
прав осужденных на
3. Прокурор осуществляя
надзор за законностью
- ведется ли учет изъятых предметов и ценностей;
- правильно ли определяется их дальнейшая судьба;
- проводятся ли проверки
по фактам обнаружения у
- перекрываются ли
каналы их поступления в
- применяются ли к
лицам изобличенным в передаче
4.Проверяя порядок
привлечения осужденных к
- центры трудовой адаптации и производящие трудовые мастерские учреждений исполняющих наказание;
- федеральные государственные
унитарные предприятия
- объекты организаций
любых организационно-правовых
- осужденные могут
привлекаться по
Информация о работе Прокурорский надзор за соблюдением законодательства в местах лишения свободы