Проблемы интерпретации телефонных переговоров и звуко-видеозаписей в качестве доказательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении правового статуса материалов фото и киносъемки, аудио- и видеозаписей в уголовном судопроизводстве.

Задачи работы, обусловленные поставленной целью, таковы:

- выявить обоснованность использования специальных технических средств;

- проанализировать место и роль фотоснимков, кинолент, видео- и аудиозаписей в уголовном процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 6

1.1. Техническое оснащение 6

1.2. Расширение возможностей чувственного познания 8

1.3. Технические средства обеспечения оперативной работы 11

2. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ И ЗВУКО-ВИДЕОЗАПИСЕЙ В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 13

2.1. Проблема преобразования негласных записей в процессуальные (доказательственные) 13

2.2. Предлагаемые пути решения проблемы 17

2.3. Практика использования телефонных переговоров и звуко-видеозаписей 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

11032821(о) Кур.р. Уголовно-процессуальное право Доработка 31.03..docx

— 57.71 Кб (Скачать)

     Даже  при наличии достаточного времени  для анализа и дальнейшей работы с полученной информацией, оперативный  работник в состоянии переработать лишь определенный ее объем. Если же объем  полученной оперативной информации превышает “пропускную способность” органа чувств оперативного работника, то она не будет воспринята и переработана. В таких случаях технические средства незаменимы. Они позволяют преобразовывать и регулировать большие информационные потоки, либо хранить нужные сведения в течение времени, необходимого для ее последующего восприятия и переработки.

     В оперативной работе проанализировать информацию и сделать соответствующие выводы чаще всего недостаточно. Получаемую информацию нужно уметь запомнить. Именно профессиональная память оперативного работника (оперативника) в конечном итоге формирует возможность сравнения и выбора, определяет интеллектуальную самостоятельность и рабочую инициативу.

     Слабая  сторона памяти состоит в том, что при воспроизведении ранее полученной информации они невольно привносят субъективные элементы, так или иначе искажающие ее. Иногда искажения приводят к возникновению различных критических ситуаций или к наступлению необратимых процессов. Если же объект фиксируется при помощи технических средств, то сравнения зафиксированные сведения с теми, которые остались в памяти оперативного работника, можно установить и скорректировать практически все привнесенные извне субъективные элементы.

     Технические средства играют важную роль в запоминании, сохранении и воспроизведении информации полученной оперативным путем, позволяя на основании собранных данных быстрее прийти к выводам о существовании различных закономерностей и связей.

     Сегодня популярны дискуссии о “эффективности”  использования таких негласных средств, как прослушивание телефонных и других переговоров, негласное проникновение в помещение, визуальное наблюдение с использованием фото –, кино – и видеосъемки и пр. Нередко речь идет о нарушении конституционных гарантий неприкосновенности жилища, личной жизни граждан, тайны телефонных сообщений. Однако при наличии определенных оснований действующим законодательством предусматривается не только осуществление перечисленных оперативно-розыскных мероприятий, но также их обеспечение средствами специальной техники.3 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Технические средства обеспечения оперативной работы

     Сегодня актуальны дискуссии о “эффективности” использования таких негласных средств, как прослушивание телефонных и других переговоров, негласное проникновение в помещение, визуальное наблюдение с использованием фото –, кино – и видеосъемки, перлюстрация почтово-телеграфных отправлений и пр. Нередко речь идет о нарушении конституционных гарантий неприкосновенности жилища, личной жизни граждан, тайны телефонных, телеграфных и письменных сообщений. Однако при наличии определенных оснований действующим законодательством предусматривается не только осуществление перечисленных оперативно-розыскных мероприятий, но также их обеспечение средствами специальной техники.

     Номенклатура  современных технических средств  и аксессуаров включает более 20 групп, в которые входят:

     - средства оперативной связи;

     - системы поиска и слежения за подвижными объектами;

     - средства негласного доступа в помещения;

     - средства маркирования объектов;

     - программные средства;

     - штурмовое оборудование;

     - системы подавления радиосредств, средства радиомониторинга, системы пеленгации;

     - взрывозащитные и пулестойкие конструкции и материалы;

     - коммутаторы, телефонные станции с автоматическим определением номера;

     - средства обнаружения радиоактивных материалов, взрывчатых и химических веществ;

     - рентгеноскопическое оборудование;

     - обнаружители оружия;

     - роботизированные комплексы;

     - средства жизнеобеспечения в экстремальных условиях и многое другое.

     В эти группы входят как общедоступные (приспособленные), так и специально разработанные технические средства, применяемые исключительно для решения задач, возникающих в процессе ОРД. Так, например, использование связи или приборов наблюдения на расстоянии, как правило, носит вспомогательный характер. С помощью радиостанций обеспечивается четкость взаимодействия между оперативными сотрудниками и связь с руководством оперативного органа для скорейшей передачи управленческих решений и обеспечения их исполнения.

     В условиях задержания с поличным от согласованности действий оперативников  часто зависит успех всей операции и своевременное пресечение наступления возможных неблагоприятных последствий. При этом оперативному работнику важно хорошо знать возможности технических средств, обладать навыками работы на различных каналах, уметь пользоваться условными выражениями и знаками.4

     Изложив вышесказанное, автор считает важным указать, что залог успешного  осуществления оперативно-розыскных  мероприятий состоит, прежде всего, в основе на достоверные знания. Поэтому нельзя отрицать факта его  помощи в раскрытии преступлений.  
 
 
 
 
 

     2. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ И ЗВУКО-ВИДЕОЗАПИСЕЙ В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗТЕЛЬСТВ

     2.1. Проблема преобразования негласных записей в процессуальные (доказательственные)

     В юридической литературе нет единого  мнения по вопросу о доказательственном значении материалов звукозаписи, проведенной оперативным путем.

     Известно, что доказательствами по уголовному делу (ст. 74 УПК РФ5) являются, в частности, любые фактические данные, на основе которых, в определенном законом порядке, органы дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Ими могут быть документы, в том числе видео – и фотодокументы.

     Под документами, в широком смысле слова, понимается любой материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде, специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве.

     Информация, полученная в ходе ОРД с помощью  аппаратуры звукозаписи, используется с преобразованием в доказательства. Проблема преобразования информации, полученной в результате ОРМ с использованием негласной звуко - и видеозаписи, в процессуальные доказательства – одна из самых актуальных для правоохранительных органов. От ее разрешения во многом зависят эффективность работы оперативных служб и гарантии соблюдения законных интересов граждан.

     В Федеральном Законе об ОРД введено  новое направление работы оперативных  служб, получившее название “Информационное  обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности”. Преобразование материалов негласной звукозаписи в процессуальные (доказательственные) связано с целым рядом методических сложностей. Они могут рассматриваться как доказательства лишь после надлежащего процессуального оформления и проверки следователем. Эти материалы должны относиться к делу и способствовать установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, указывать на событие преступления, виновность обвиняемого, размер ущерба, причиненного преступлением, и др. Такие данные могут быть получены из источников, указанных в законе.

     Следовательно, фонограммы, полученные в ходе ОРМ, могут рассматриваться в качестве доказательств лишь тогда, когда к ним будет применен процессуальный порядок собирания доказательств, - выяснен источник происхождения, допрошены лица, осуществляющие звукозапись и видеозапись, а в случае необходимости произведена экспертиза. Для закрепления доказательственного значения результатов применения звукозаписи приглашаются понятые.

     Материалы звукозаписи, сделанной с телефона потерпевшего и по его просьбе, после  поступления в его адрес угроз, должны облекаться в процессуальную форму одновременно с ее производством. Если в орган дознания поступило  заявление о таком факте, то с  целью его проверки по месту жительства организуется звукозапись разговоров, ведущихся по телефону. Для этого приглашаются понятые, которые должны удостоверить факт поступления по телефону в адрес заявителя угроз и производство звукозаписи. С помощью усилителя организуется возможность восприятия всеми участниками ОРМ содержания телефонных переговоров с преступником. В обязательном порядке должен быть составлен соответствующий письменный документ (протокол, справка, рапорт), в котором излагаются все обстоятельства осуществления звукозаписи, приводится текст состоявшегося разговора. После возбуждения уголовного дела следователем выносится письменное постановление о приобщении к делу полученной фонограммы в качестве вещественного доказательства.

     В дальнейшем речевой след преступника  может успешно использоваться для его установления и изобличения как по средством проведения опознания по голосу, так и назначения фоноскопической экспертизы. Если автор анонимных угроз установлен, в процессуальном порядке изымаются экспериментальные сравнительные образцы голоса и выносится постановление о назначении экспертизы. В распоряжение эксперта предоставляются звукозапись, сделанная до возбуждения уголовного дела с телефона потерпевшего, которая приобщается к делу в качестве вещественного доказательства, а также образцы голоса подозреваемого. Таким образом, фонограмма, полученная в ходе ОРМ, приобретает доказательственное значение.

     При расследовании уголовного дела оперативными службами осуществляется прослушивание переговоров организованной преступной группы. Например, эта группа специализировалась на сбыте наркотиков в г. Москве, в последствие была изобличена, а ее участников приговорили к различным срокам лишения свободы, т.к. телефонные переговоры прослушивались не только по месту жительства, но и по месту работы подозреваемых. В целях конспирации они использовали условную терминологию, называя наркотики – “ товаром ”, ампулы – “ штуками ” и т.п.

     Большинство из записанных телефонных переговоров, которые они вели, впоследствии приобрели  доказательственное значение, поскольку  наглядно свидетельствовали: их участники занимались активной преступной деятельностью.

     В соответствии с установленным порядком на магнитный носитель в обязательном порядке фиксируются некоторые  официальные переговоры – сеансы связи экипажей самолетов с диспетчерской  службой, информация, сообщаемая гражданами в дежурную часть милиции по телефону и т.д. Поэтому некоторые служебные  телефоны и радиолинии в обязательном порядке подключены к автоматическим записывающим устройствам. Подобные фоноскопические документы также становятся доказательствами при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.

     Кроме того, в сферу деятельности правоохранительных органов попадают различные материалы, полученные при помощи технических средств бытового назначения, находящихся в личном пользовании граждан и организаций. Чаще всего такие материалы впоследствии приобретают статус вещественных доказательств. Однако процессуальный порядок их закрепления на практике вызывает определенные трудности.

     Из  анализа действующего законодательства, регламентирующего порядок собирания доказательств, видно, что оптимальный порядок приобщения подобных материалов к уголовным делам в определенной степени регламентирован ч. 2 и ч. 3 ст. 81 и ст. 84 УПК РФ, в которых предметы и документы (в т.ч. фонограммы), которые возможно являются вещественными доказательствами либо иными документами, могут быть представлены не только участниками уголовного процесса, но и любыми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями.

     Как всякое вещественное доказательство, фонограмма должна быть осмотрена, прослушана и приобщена к уголовному делу постановлением следователя. В протоколе  осмотра указывается полный текст, зафиксированный на приобщенной к делу фонограмме. Если фонограмма велика по объему, а непосредственное отношение к делу имеет лишь ее часть, то в протоколе указывается фраза, с которой начинается лента, и фраза, которой она заканчивается, а также приводится полностью текст, имеющий отношение к делу. После этого представленная фонограмма приобретает значение доказательства, становясь вещественным доказательством в уголовном деле. 6

     2.2. Предлагаемые пути решения проблемы

     Ясно, что вопрос о возможности использования  в уголовно-процессуальном доказывании  предметов и документов, полученных в результате проведения негласных, законспирированных оперативно-розыскных мероприятий с использованием конфиденциального сотрудничества и специальной техники, фиксирующей негласное визуальное или аудиовизуальное наблюдение, связанное с вторжением в область охраняемых Конституцией РФ7 гражданских прав представляет особую сложность.

Информация о работе Проблемы интерпретации телефонных переговоров и звуко-видеозаписей в качестве доказательства