Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:42, курс лекций
Учебная дисциплина «Прокурорский надзор в Российской Федерации» изучается на всех юридических факультетах вузов РФ. Освоение этого курса происходит, как правило, на завершающем этапе обучения студентов, что вполне обоснованно.
Во-первых, деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов касается практически всех сфер общественных отношений, которые урегулированы нормами права.
Оглавление
Принятые сокращения
Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
1.1. Предмет и система учебного курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»
1.2. Прокуратура в системе органов государственной власти
1.3. Понятие, признаки и значение прокурорского надзора. Отрасли прокурорского надзора
1.4. Цель и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Основные направления деятельности прокуратуры
1.5. Правовое регулирование прокурорского надзора
Тема 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ
2.1. Учреждение прокуратуры в России и правовое регулирование ее деятельности
2.2. Правовое регулирование прокурорского надзора в советский период
2.3. Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры на современном этапе
Тема 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
3.1. Система принципов организации и деятельности прокуратуры
3.2. Значение принципов организации и деятельности органов прокуратуры
Тема 4. СИСТЕМА ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ ПРОКУРАТУРЫ
4.1. Система органов прокуратуры в Российской Федерации
4.2. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ, его основные полномочия
4.3. Территориальные прокуратуры
4.4. Специализированные прокуратуры
4.5. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации
Тема 5. СЛУЖБА В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ
5.1. Кадровая политика в органах и учреждениях прокуратуры
5.2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, и порядок приема на службу в органы прокуратуры
5.3. Прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры
5.4. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры
5.5. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
Тема 6. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ И ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
6.1. Сущность, объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов
6.2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона
6.3. Основы методики организации прокурорского надзора за исполнением законов
6.4. Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ
Тема 7. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
7.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
7.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
7.3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности
7.4. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Тема 8. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ
8.1. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания
8.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
8.3. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
8.4. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела
8.5. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования
Тема 9. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ УГОЛОВНЫХ, ГРАЖДАНСКИХ И АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
9.1. Сущность и основные задачи участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства
9.2. Участие прокурора в стадии подготовки к судебному заседанию
9.3. Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
9.4. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной и кассационной инстанций
9.5. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции
9.6. Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел
Тема 10. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ПРИМЕНЯЮЩИХ НАЗНАЧЕННЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, И АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ
10.1. Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
10.2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы
10.3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
Тема 11. ИНЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
11.1. Участие прокурора в уголовном преследовании
11.2. Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан
11.3. Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве
11.4. Участие прокурора в правотворческой деятельности
Словарь терминов
Используемая ли
– для проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий требуется судебное решение. Следует учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев, но при необходимости он может быть продлен на основании вновь представленных материалов;
6) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими ОРД, о их проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, при действиях, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;
7) законность привлечения граждан к сотрудничеству с органами, осуществляющими ОРД, на конфиденциальной основе и соблюдение принципа их добровольного согласия на это.
При осуществлении прокурорских проверок надзирающим прокурорам необходимо обращать внимание на то, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, как уже отмечалось, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
При проверках выполнения оперативно-розыскных мероприятий по поручениям следователя, данным в порядке ст. 38 УПК, не следует ограничиваться изучением обоснованности их проведения. Надзирающий прокурор должен рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.
С учетом обстоятельств уголовного дела уполномоченному прокурору вместе со следователем необходимо устанавливать срок исполнения поручения, а также определять порядок и пределы использования результатов ОРД. Последние должны использоваться в соответствии с принципами законности и неотвратимости уголовного наказания.
При осуществлении прокурорского надзора пристальное внимание должно быть сосредоточено на соблюдении прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскной деятельности:
– органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
– не допускается осуществлять ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законодательством. Соответствующим органам (должностным лицам) запрещается:
– проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
– принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
– разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известны в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством РФ обязаны принять меры по их восстановлению, а также возмещению причиненного вреда.
Еще одно важное обстоятельство, на которое обязан обратить внимание прокурор, надзирающий за законностью ОРД, касается соблюдения требований законодательства об обеспечении режима секретности всеми должностными лицами.
Так, сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя соответствующего органа.
Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, представляются суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим соответствующим органам в порядке и случаях, которые установлены Законом об ОРД.
Тема 8. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ
8.1. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания
Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.
К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, согласно УПК относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы – это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.
Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой – осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.
Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:
1) обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;
2) незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);
3) в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров – защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;
4) обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;
5) принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
6) осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
7) установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.
Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК, Закон о прокуратуре, а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др.
8.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.
В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:
– органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
– Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
– командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
– органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.
Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:
1) прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования;
2) установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях;
3) законности проведения предварительного расследования;
4) законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора.
1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.
Информация о работе Предмет, цель, задачи и функции прокурорского надзора