Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:41, курсовая работа
Неотъемлемым содержанием правового государства является охрана и обеспечение прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном процессе, и, в частности, обвиняемых. Нельзя бороться с преступностью, не уделяя должного внимания правам личности, и, в частности, правам лиц обвиняемых в совершении преступления. В современных условиях развития и совершенствования правого государства, правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина переходит на качественно новый уровень, что свойственно и уголовному судопроизводству. Указанные тенденции в развитии отечественного законодательства соответствуют как интересам личности, так и интересам общества в целом. Только при условии гарантирован
Введение 3
1) Право обвиняемого на защиту в уголовном судопроизводстве 3
2) Анализ некоторых прав обвиняемого, указанных в ст. 47 УПК РФ 15
3) Правовое положение несовершеннолетнего обвиняемого в уголовном судопроизводстве 21
Заключение 29
Библиографический список 33
Вопрос участия педагога в уголовном судопроизводстве является дискуссионным. Так, С.В. Матвеев предлагает закрепить в УПК РФ приоритет участия психолога в следственных и судебных действиях с участием несовершеннолетних путем законодательного закрепления возможности участия педагога в уголовном судопроизводстве только как альтернативы участию психолога при невозможности обеспечения участия последнего41.
О.Ю. Скичко выражает несогласие с данным мнением и отмечает, что присутствие как психолога, так и педагога является гарантией защиты прав несовершеннолетнего от нетактичного с воспитательной точки зрения поведения должностного лица. Проведённое автором анкетирование показало, что около 20 % опрошенных сотрудников правоохранительных органов педагога на допрос несовершеннолетнего не приглашают вообще. Из чего становится ясно, что сложившаяся на сегодняшний день ситуация с соблюдением в ходе допроса несовершеннолетних норм уголовно-процессуального закона и обеспечением прав допрашиваемых далека от идеальной. В качестве возможного решения проблемы О.Ю. Скичко предлагает заменить в УПК РФ термина «педагог» на «специалист в области возрастной или педагогической психологии» и закрепить его участие (как обязательное, так и факультативное) во всех следственных действиях с участием несовершеннолетних42.
О
задержании, заключении под стражу
или продлении срока содержания
под стражей
Закон
требует, чтобы по уголовным делам
о преступлениях, совершенных
Законные
представители
Участвуя в досудебном производстве по уголовному делу, законный представитель имеет право45:
Участвуя в судебном заседании, законный представитель подсудимого вправе46:
Отметим,
что важной особенностью процессуального
статуса законного
Вопрос о том, насколько обоснована возможность совмещения одним лицом процессуальных статусов свидетеля и законного представителя, является в теории уголовного процесса дискуссионным. Следует отдавать себе отчет в том, что «разведению» процессуальных фигур свидетеля и законного представителя препятствуют веские основания.
Показания
родителей и других лиц, выполняющих
функции законных представителей, важны
для установления истины по делу, для
полного и всестороннего
Следовательно, практическое решение проблемы устранения законных представителей от свидетельствования сопряжено для законодателя с весьма трудным выбором:
По мнению И. Дикарева, любой из названных вариантов сопряжен с опасностью причинения интересам правосудия и несовершеннолетних большего вреда, чем все те недостатки, которые свойственны существующей практике допроса законных представителей в качестве свидетелей47.
В настоящее время значительное число лиц, принимающих участие в качестве законных представителей в производстве по делам в отношении несовершеннолетних, пользуются правом не свидетельствовать против представляемых ими несовершеннолетних. Объясняется это тем, что, как правило, в качестве законных представителей привлекаются родители обвиняемых. А в соответствии с указаниями ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
В то же время на законных представителей, которые не являются близкими родственниками несовершеннолетних (например, попечитель или работник органа опеки и попечительства), ст. 51 Конституции Российской Федерации не распространяется. Поэтому, думается, не относится к ним и следующее разъяснение, данное Пленумом Верховного Суда РФ: «Признав необходимым допросить законного представителя в качестве свидетеля, суд выносит об этом определение и разъясняет ему положения статьи 51 Конституции Российской Федерации и части 4 статьи 56 УПК РФ. В случае допроса законного представителя он предупреждается об уголовной ответственности только за дачу заведомо ложных показаний»48. Проблема эта достаточно актуальна, если учесть, что помимо родителей и усыновителей обязанности законных представителей могут быть возложены также на опекунов и попечителей несовершеннолетнего, представителей учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, на органы опеки и попечительства49.
В распоряжении законного представителя находится информация, доверенная ему несовершеннолетним, который, в свою очередь, пользуется правом не свидетельствовать против самого себя. Таким образом, отсутствие у законного представителя права отказаться давать показания по обстоятельствам, сообщенным ему подростком или ставшим известными в связи с оказанием подростку помощи в рамках производства по уголовному делу, противоречит положению ч. 1 ст. 51 Конституции РФ. Как указал Конституционный Суд РФ, положение ч. 1 ст. 51 Конституции РФ в соотнесении со ст. ст. 23, 24, 45, 46 и 52 Конституции РФ означает недопустимость любой формы принуждения к свидетельству против самого себя или своих близких. Из неотъемлемого права каждого человека на защиту себя и своих близких, права каждого человека не свидетельствовать против самого себя и не быть принуждаемым к даче таких показаний вытекает, что в число лиц, которые освобождаются от обязанности давать свидетельские показания, включаются те, кто обладает доверительной информацией, будь то в силу родственных связей или по роду своей профессиональной деятельности (адвокат, священник и т.п.)50. Отсюда можно сделать вывод, что законный представитель несовершеннолетнего должен быть освобождён от необходимости давать свидетельские показания против представляемого. В связи с этим, считаем необходимым привести здесь предложение И. Дикарева наделить законного представителя подозреваемого и обвиняемого правом свидетельского иммунитета, дополнив ч. 3 ст. 56 УПК РФ пунктом 6 следующего содержания: « ...законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием помощи несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему при производстве по уголовному делу». Тем не менее, учёный не является сторонником полного устранить законного представителя от свидетельства. По мнению И. Дикарева, если свидетельские показания законного представителя могут улучшить положение обвиняемого, такие показания должны быть даны51.
По нашему мнению, было бы предпочтительнее дополнить п. 2 ч. 6 ст. 56 УПК РФ, указав, что свидетель не имеет права отказываться от дачи показаний, за исключением случаев, когда он исполняет обязанности законного представителя. Если же внести в анализируемую статью УПК РФ те изменения, которые предложил И. Дикарев, это приведёт к невозможности получить свидетельские показания законного представителя, поскольку в ч. 3 ст. 56 УПК РФ дан перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей.
При
объявлении несовершеннолетнему
В ряде случаев суд, по ходатайству сторон или собственной инициативе, суд вправе своим определением удалить несовершеннолетнего из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие54. Это положение применяется как в подготовительной части судебного разбирательства, так и в ходе судебного следствия и судебных прений, и имеет цель оградить несовершеннолетнего от постороннего влияния или иных нежелательных факторов (например, при обсуждении недостойного поведения его родителей).
В ходе проведённого исследования были проанализированы правовые нормы, призванные обеспечить обвиняемому право на защиту в уголовном судопроизводстве.
В первой части работы рассмотрены такие вопросы как:
Проанализированы мнения разных учёных относительно допустимости участия лиц, не являющихся адвокатами, в качестве защитников. С.П. Желтобрюхов предлагает закрепить право осуществлять защиту исключительно за адвокатом. А.В. Орлов и В.М. Быков высказываются за то, чтобы сохранить возможность участия в качестве защитников близких родственников обвиняемого или иных лиц по его ходатайству, если указанные лица имеют необходимые юридические знания.
Во второй главе проведён более подробный анализ некоторых прав обвиняемого, указанных в ч. 4 ст. 47 УПК РФ:
В
третьей главе проведено
Информация о работе Правовое положение обвиняемого в уголовном процессе