Потерпевший в российском уголовно-процессуальном законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:56, реферат

Описание работы

На протяжении многих лет интересы потерпевших не являлись
предметом особой заботы и правовой защиты. Органы предварительного
расследования зачастую проявляли пренебрежительное отношение к
выполнению предписаний действующего законодательства по обеспечению прав
жертв преступлений.

Содержание

Введение. 3
Понятие потерпевшего в российском уголовно-процессуальном
законодательстве. 4
Права потерпевшего по российскому уголовно-прцессуальному
законодательству. 6
Обязанности потерпевшего по российскому уголовно-процессуальному
законодательству. 13
Процессуальный статус потерпевшего в зарубежном уголовно-
процессуальном законодательстве. 15
Проблемы обеспечения безопасности потерпевших. 19
Заключение. 21
Список использованной литературы. 22

Работа содержит 1 файл

Microsoft Office Word Document (2).docx

— 45.55 Кб (Скачать)

отделы по работе с жертвами. Как  правило,  их  сотрудники  –  женщины  с

большим  опытом  работы  и  навыками  психологов.   Они   встречаются   с

потерпевшими сразу  же, как только становится известно о  преступлении,  и

могут квалифицированно оказывать  потерпевшим  необходимую  эмоциональную

поддержку, давать консультации по  правовым  вопросам,  оказывать  другую

необходимую помощь.

        В США предпочитают  законодательный   подход  к  определению  норм

поведения в отношениях с жертвами. И не случайно самые  первые  положения

почти всех законов  говорят о том, что полиция  и другие  должностные  лица

системы уголовного правосудия должны обращаться с  жертвами  внимательно,

уважительно  и  с  соблюдением  достоинства  личности  потерпевшего.  Это

требование содержится  и  в  федеральных  законах,  и  во  всех  законах,

принятых штатами.

         Законодательство   США   требует   от   прокуроров   не   только

уважительного обращения  с жертвами, но и проведения  с  ними  необходимой

консультационной  работы. Потерпевшие  вправе  в  любой  момент  прийти  к

прокурору с тем, чтобы ознакомиться с ходом дела, узнать, какое наказание

будет требовать  обвинение для преступника, и  высказать свое  отношение  к

этому. При этом прокурор обязан дать исчерпывающие разъяснения.

        В американском  законодательстве  права  обвиняемых  всегда  были

значительно шире, чем  права потерпевших. Жертва же  играла  в  суде  лишь

роль свидетеля  обвинения: потерпевший давал  свидетельские  показания,  а

его личное мнение в  расчет практически не принималось. И только с  резким

ростом преступности и активизацией общественного движения в  защиту  прав

жертв положение  кардинально изменилось.  Жертва  получила  гораздо  более

широкие права в  уголовном процессе, что  повлекло  к  поискам  дальнейших

путей расширения ее прав.

         Что  касается  деятельности  пенитенциарных  учреждений,   также

активно включившихся в работу с потерпевшими, то основная нагрузка  здесь

падает  на  так  называемые  системы  «пэроул»  –  специальные  программы

досрочного   освобождения   с   установлением   надзора   за   поведением

освобожденных из тюремного заключения. Вопрос о таком освобождении решают

специальные комиссии, которые проводят детальные опросы осужденных  и  на

основании  этого решают  вопрос   о   целесообразности   их   досрочного

освобождения. Кроме  того, через эти комиссии в  конфиденциальном  порядке

запрашивается мнение потерпевшего по  этому  поводу.  Потерпевшие  должны

быть информированы  письменно о дате и условиях освобождения осужденного. 

      Таковы во многом общие, а в ряде  отношений существенно отличные

подходы к изменению  правового  статуса  жертв,  которые  характерны  для

законодательства  и  деятельности  системы  уголовной  юстиции   наиболее

развитых стран, где  движение  в  социальную  поддержку  и  защиту  жертв

преступлений добилось наибольших результатов. 
 
 

                Проблемы обеспечения безопасности потерпевших 
 

           Во    исполнение     задач     уголовного     судопроизводства

правоохранительные  и  иные  органы,  их  специальные   подразделения   и

должностные лица обязаны  использовать все  имеющиеся  в  их  распоряжении

уголовно–правовые,  уголовно–процессуальные,  оперативно   –розыскные   и

организационно–технические  возможности   с   тем,   чтобы   своевременно

предотвращать  и  пресекать  преступные  посягательства  и  попытки  иных

противоправных воздействий  на потерпевших и иных   участников  уголовного

процесса.

        Наиболее распространенными противоправными  деяниями  в  отношении

потерпевших являются:

- преследование  с целью оказания психического  воздействия, выражающегося

   в  оскорблениях,  угрозах  убийством,  расправы,  уничтожения  личного

   имущества;

- применение физического  насилия;

- шантаж или угроза  разглашения сведений, порочащих  честь и  достоинство

   личности;

- подкуп или попытки  подкупа;

- умышленное уничтожение  или повреждение личного имущества;

- похищение родственников  и иных близких людей;

- иные способы  противоправного воздействия на  потерпевших и их близких.

    Преступники,  как правило не ограничиваются одной формой  воздействия

и в том случае, если она не дала положительного результата,  прибегают  к

другой, более эффективной.

    Оказывая противоправное давление на потерпевших обвиняемые и  другие

заинтересованные  лица ожидают следующих результатов  по делу:

- освобождение задержанного  на  основании  статьи  122  УПК  РСФСР  или

   арестованного  из-под стражи;

- уничтожение, изменение,  утаивание  предметов  и   документов,  которые

   могли бы  служить средствами к обнаружению   преступления,  установления

   фактических  обстоятельств дела, выявлению виновных;

- внесение в официальные  документы  уголовного  судопроизводства  ложных

   сведений  и выводов;

- прекращение дела, оправдание или смягчение наказания  и др. 

   К  мероприятиям,  направленным   на   недопустимость   распространения

информации  о  потерпевшем  можно  отнести:  исключение  контактов  между

потерпевшим   и   обвиняемым,   а   также   соучастниками   преступления,

родственниками и  близкими обвиняемого. Также сюда можно  отнести наложение

запрета на выдачу сведений о данном участнике процесса из адресного  бюро,

справочной службы АТС, паспортной службы, подразделений  ГИБДД  и  других

государственных  информационных   фондов.   Предупреждение   других   лиц

участвующих в процессе о недопустимости разглашения  сведений  касающихся

личности потерпевшего, зафиксированное подпиской.

   Кроме   того,  в  протоколах  следственных  действий  рекомендуются  не

указывать  данные  потерпевшего.  И,  наконец,  существует  такая   форма

судебного заседания, как закрытое судебное заседание.

   Если обратиться  к  зарубежному  уголовному  процессу,  то  по  данному

вопросу оно считает  право потерпевшего на личную  безопасность  и  защиту

одним из важнейших  в системе прав. Законодательная  регламентация права на

безопасность и  защиту имеет своей целью повышение  активности  потерпевших

в деле сотрудничества с правоохранительными органами для  более быстрого

раскрытия  преступлений  и  изобличения  виновных  в  ходе  следствия   и

судебного процесса. Это тем более важно потому, что в последние  годы  во

многих  странах  возросло  число  случаев   когда   жертвы   преступлений

отказывались от  сотрудничества  с  полицией  и  особенно  от  участия в

судебных заседаниях.

   По своему  уникальным для следственной практики явилось законодательное

оформление в США  «иммунитета». В соответствии с Комплексным  законом  1968

года борьба с  преступностью, во всех  случаях,  когда  это  необходимо  в

государственных интересах, при определенных  условиях  суд предоставлял

«иммунитет».  Это  означало  гарантию,  что  его   показания   не   будут

использованы против него в уголовном процессе, а сам он будет освобожден

от уголовного преследования. Позднее этот принцип был включен  и  в  Закон

1970 года о борьбе  с организованной преступностью.  Этим законом впервые в

мире  вводилась   в   действие   финансируемая   государством   программа

обеспечения безопасности лиц выступающих в суде против  наиболее  опасных

преступников. 
 
 

                                 Заключение 
 

     На  основании  вышеизложенного  можно сказать,  что регламентация

правового  статуса  потерпевшего  в  российском  уголовно-процессуальном

законодательстве  соответствует нормам  международного   права.   Объем

полномочий    потерпевшего    в    российском    уголовно-процессуальном

законодательстве,  безусловно,  больше,  чем объем полномочий  «Жертвы

преступления»   в   законодательстве   других   стран.   Но   российское

законодательство  находится, на  низком  уровне  в  вопросах,  касающихся

компенсационных фондов возмещения вреда, причиненного  преступлением,  а

также  в  области  обеспечения  безопасности  потерпевших   в   процессе

уголовного судопроизводства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                
 

      Список  использованной литературы 
 
 

 o  Вавилова  Л.  «Новая  программа борьбы  с преступностью в   США».

   Российская  юстиция. 1994 год, № 12.

 o Квашис В.Е., Вавилова Л.В., «Зарубежное законодательство и практика

   защиты жертв преступлений», Монография, Москва, ВНИИ МВД России, 1996

   год.

 o Осипкин В.Н. «Потерпевший» Санкт-Петербургский юридический институт

   Генеральной  прокуратуры Российской Федерации,  Санкт-Петербург.

   1998год.

 o Щерба С.П.,Зайцев О.А. «Охрана прав потерпевших и свидетелей по

   уголовным  делам», «Спарк», Москва. 1996год.

 o И.М.Гуткин, Ю.Н.Белозеров, Л.А.Мариупольский, «Советский уголовный

   процесс», под  общей редакцией профессора И.Д.Перлова, Государственное

   издательство  юридической литературы, Москва 1962 год.

 o Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу

   РСФСР, под  общей редакцией Председателя  Верховного Суда Российской

   Федерации  В.М. Лебедева,  ст. 136, «Спарк», Москва 1997год.

 o А. Желудков «Уголовный процесс», Москва, «Приор», 1998 год.

 o Уголовно-процессуальное право: Учебник, под общей редакцией П.А.

   Лупинского, Москва, «Юристъ», 1997 год.

 o Большая Советская Энциклопедия, под редакцией Б.А. Введенского,

   Москва, «Большая  Советская Энциклопедия», 1954 год.

Информация о работе Потерпевший в российском уголовно-процессуальном законодательстве