Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:56, реферат
На протяжении многих лет интересы потерпевших не являлись
предметом особой заботы и правовой защиты. Органы предварительного
расследования зачастую проявляли пренебрежительное отношение к
выполнению предписаний действующего законодательства по обеспечению прав
жертв преступлений.
Введение. 3
Понятие потерпевшего в российском уголовно-процессуальном
законодательстве. 4
Права потерпевшего по российскому уголовно-прцессуальному
законодательству. 6
Обязанности потерпевшего по российскому уголовно-процессуальному
законодательству. 13
Процессуальный статус потерпевшего в зарубежном уголовно-
процессуальном законодательстве. 15
Проблемы обеспечения безопасности потерпевших. 19
Заключение. 21
Список использованной литературы. 22
отделы по работе с жертвами. Как правило, их сотрудники – женщины с
большим опытом работы и навыками психологов. Они встречаются с
потерпевшими сразу же, как только становится известно о преступлении, и
могут квалифицированно оказывать потерпевшим необходимую эмоциональную
поддержку, давать консультации по правовым вопросам, оказывать другую
необходимую помощь.
В США предпочитают законодательный подход к определению норм
поведения в отношениях с жертвами. И не случайно самые первые положения
почти всех законов говорят о том, что полиция и другие должностные лица
системы уголовного правосудия должны обращаться с жертвами внимательно,
уважительно и с соблюдением достоинства личности потерпевшего. Это
требование содержится и в федеральных законах, и во всех законах,
принятых штатами.
Законодательство США требует от прокуроров не только
уважительного обращения с жертвами, но и проведения с ними необходимой
консультационной работы. Потерпевшие вправе в любой момент прийти к
прокурору с тем, чтобы ознакомиться с ходом дела, узнать, какое наказание
будет требовать обвинение для преступника, и высказать свое отношение к
этому. При этом прокурор обязан дать исчерпывающие разъяснения.
В американском законодательстве права обвиняемых всегда были
значительно шире, чем права потерпевших. Жертва же играла в суде лишь
роль свидетеля обвинения: потерпевший давал свидетельские показания, а
его личное мнение в расчет практически не принималось. И только с резким
ростом преступности и активизацией общественного движения в защиту прав
жертв положение кардинально изменилось. Жертва получила гораздо более
широкие права в уголовном процессе, что повлекло к поискам дальнейших
путей расширения ее прав.
Что касается деятельности пенитенциарных учреждений, также
активно включившихся в работу с потерпевшими, то основная нагрузка здесь
падает на так называемые системы «пэроул» – специальные программы
досрочного освобождения с установлением надзора за поведением
освобожденных из тюремного заключения. Вопрос о таком освобождении решают
специальные комиссии, которые проводят детальные опросы осужденных и на
основании этого решают вопрос о целесообразности их досрочного
освобождения. Кроме того, через эти комиссии в конфиденциальном порядке
запрашивается мнение потерпевшего по этому поводу. Потерпевшие должны
быть информированы
письменно о дате и условиях освобождения
осужденного.
Таковы во многом общие, а в ряде отношений существенно отличные
подходы к изменению правового статуса жертв, которые характерны для
законодательства и деятельности системы уголовной юстиции наиболее
развитых стран, где движение в социальную поддержку и защиту жертв
преступлений добилось
наибольших результатов.
Проблемы обеспечения безопасности
потерпевших
Во исполнение задач уголовного судопроизводства
правоохранительные и иные органы, их специальные подразделения и
должностные лица обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении
уголовно–правовые, уголовно–процессуальные, оперативно –розыскные и
организационно–технические возможности с тем, чтобы своевременно
предотвращать и пресекать преступные посягательства и попытки иных
противоправных воздействий на потерпевших и иных участников уголовного
процесса.
Наиболее распространенными
потерпевших являются:
- преследование с целью оказания психического воздействия, выражающегося
в оскорблениях, угрозах убийством, расправы, уничтожения личного
имущества;
- применение физического насилия;
- шантаж или угроза разглашения сведений, порочащих честь и достоинство
личности;
- подкуп или попытки подкупа;
- умышленное уничтожение
или повреждение личного
- похищение родственников и иных близких людей;
- иные способы
противоправного воздействия
Преступники, как правило не ограничиваются одной формой воздействия
и в том случае, если она не дала положительного результата, прибегают к
другой, более эффективной.
Оказывая противоправное давление на потерпевших обвиняемые и другие
заинтересованные лица ожидают следующих результатов по делу:
- освобождение задержанного на основании статьи 122 УПК РСФСР или
арестованного из-под стражи;
- уничтожение, изменение, утаивание предметов и документов, которые
могли бы
служить средствами к
фактических обстоятельств дела, выявлению виновных;
- внесение в официальные документы уголовного судопроизводства ложных
сведений и выводов;
- прекращение дела,
оправдание или смягчение
К мероприятиям, направленным на недопустимость распространения
информации о потерпевшем можно отнести: исключение контактов между
потерпевшим и обвиняемым, а также соучастниками преступления,
родственниками и близкими обвиняемого. Также сюда можно отнести наложение
запрета на выдачу сведений о данном участнике процесса из адресного бюро,
справочной службы АТС, паспортной службы, подразделений ГИБДД и других
государственных информационных фондов. Предупреждение других лиц
участвующих в процессе о недопустимости разглашения сведений касающихся
личности потерпевшего, зафиксированное подпиской.
Кроме того, в протоколах следственных действий рекомендуются не
указывать данные потерпевшего. И, наконец, существует такая форма
судебного заседания, как закрытое судебное заседание.
Если обратиться к зарубежному уголовному процессу, то по данному
вопросу оно считает право потерпевшего на личную безопасность и защиту
одним из важнейших в системе прав. Законодательная регламентация права на
безопасность и защиту имеет своей целью повышение активности потерпевших
в деле сотрудничества с правоохранительными органами для более быстрого
раскрытия преступлений и изобличения виновных в ходе следствия и
судебного процесса. Это тем более важно потому, что в последние годы во
многих странах возросло число случаев когда жертвы преступлений
отказывались от сотрудничества с полицией и особенно от участия в
судебных заседаниях.
По своему уникальным для следственной практики явилось законодательное
оформление в США «иммунитета». В соответствии с Комплексным законом 1968
года борьба с преступностью, во всех случаях, когда это необходимо в
государственных интересах, при определенных условиях суд предоставлял
«иммунитет». Это означало гарантию, что его показания не будут
использованы против него в уголовном процессе, а сам он будет освобожден
от уголовного преследования. Позднее этот принцип был включен и в Закон
1970 года о борьбе
с организованной
мире вводилась в действие финансируемая государством программа
обеспечения безопасности лиц выступающих в суде против наиболее опасных
преступников.
На основании вышеизложенного можно сказать, что регламентация
правового статуса потерпевшего в российском уголовно-процессуальном
законодательстве соответствует нормам международного права. Объем
полномочий потерпевшего в российском уголовно-процессуальном
законодательстве, безусловно, больше, чем объем полномочий «Жертвы
преступления» в законодательстве других стран. Но российское
законодательство находится, на низком уровне в вопросах, касающихся
компенсационных фондов возмещения вреда, причиненного преступлением, а
также в области обеспечения безопасности потерпевших в процессе
уголовного судопроизводства.
Список
использованной литературы
o Вавилова Л. «Новая программа борьбы с преступностью в США».
Российская юстиция. 1994 год, № 12.
o Квашис В.Е., Вавилова Л.В., «Зарубежное законодательство и практика
защиты жертв преступлений», Монография, Москва, ВНИИ МВД России, 1996
год.
o Осипкин В.Н. «Потерпевший» Санкт-Петербургский юридический институт
Генеральной
прокуратуры Российской
1998год.
o Щерба С.П.,Зайцев О.А. «Охрана прав потерпевших и свидетелей по
уголовным делам», «Спарк», Москва. 1996год.
o И.М.Гуткин, Ю.Н.Белозеров, Л.А.Мариупольский, «Советский уголовный
процесс», под
общей редакцией профессора И.
издательство юридической литературы, Москва 1962 год.
o Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу
РСФСР, под общей редакцией Председателя Верховного Суда Российской
Федерации В.М. Лебедева, ст. 136, «Спарк», Москва 1997год.
o А. Желудков «Уголовный процесс», Москва, «Приор», 1998 год.
o Уголовно-процессуальное право: Учебник, под общей редакцией П.А.
Лупинского, Москва, «Юристъ», 1997 год.
o Большая Советская Энциклопедия, под редакцией Б.А. Введенского,
Москва, «Большая Советская Энциклопедия», 1954 год.
Информация о работе Потерпевший в российском уголовно-процессуальном законодательстве