Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:56, реферат
На протяжении многих лет интересы потерпевших не являлись
предметом особой заботы и правовой защиты. Органы предварительного
расследования зачастую проявляли пренебрежительное отношение к
выполнению предписаний действующего законодательства по обеспечению прав
жертв преступлений.
Введение. 3
Понятие потерпевшего в российском уголовно-процессуальном
законодательстве. 4
Права потерпевшего по российскому уголовно-прцессуальному
законодательству. 6
Обязанности потерпевшего по российскому уголовно-процессуальному
законодательству. 13
Процессуальный статус потерпевшего в зарубежном уголовно-
процессуальном законодательстве. 15
Проблемы обеспечения безопасности потерпевших. 19
Заключение. 21
Список использованной литературы. 22
заведомо ложных показаний он также несет уголовную ответственность по
статье 307 УК РФ. Но согласно примечанию к данной статье УК РФ,
потерпевший освобождается от уголовной ответственности, если он
добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного
разбирательства до вынесения приговора суда заявит о ложности данных им
показаний.
В процессе дачи показаний или после их дачи потерпевший обязан
ответить на поставленные
ему допрашивающим лицом
Потерпевший обязан указать источник своей осведомленности, в
противном случае показания могут быть признаны недопустимыми. Отказ от
указания источника, если потерпевший его знает, влечет за собой
уголовную ответственность,
как за отказ от дачи показаний.
. Обязанность потерпевшего оплатить судебные издержки по делам частного
обвинения, возбуждаемым по жалобе потерпевшего, при оправдании
подсудимого
Данная обязанность оплатить судебные издержки (полностью или
частично) при оправдании подсудимого, закреплена в статье 107 УПК РСФСР.
Судебные издержки состоят из сумм, выплачиваемых свидетелям,
переводчикам, понятым, израсходованные на хранение, пересылку и
исследование вещественных доказательств; выплачиваемых за оказание
защитником юридической помощи (в случае освобождения подсудимого от ее
уплаты); из иных расходов,
понесенных при производстве по делу.
Процессуальный статус
процессуальном
. Великобритания
Специфика правового статуса потерпевшего напрямую связана с
особенностью правоохранительной системы Великобритании. В процессе
рассмотрения дела потерпевший «перемещается» между разными звеньями этой
правоохранительной системы. Изначально расследованием его дела
занимается полиция,
которая допрашивает
показания. Но когда дело передается полицией в суд, оно попадает в
ведение Суда Королевской Скамьи или Прокуратуры Короны, которые
занимаются своим расследованием и не зависят от мнения полиции.
Все судебные дела обычно начинаются в суде нижней инстанции – мировом
суде, если же дело связано с серьезным преступлением, то оно передается
на рассмотрение в суд высшей инстанции – Королевский Суд присяжных. В
этих случаях у потерпевшего возникают проблемы психологического плана,
поскольку ему приходится пройти двойную процедуру.
У потерпевшего нет никакого особого статуса в системе уголовного
правосудия. Он не имеет права заявлять ходатайства о компенсации ущерба.
Его показания требуются только тогда, когда при наличии оспариваемых
моментов они могут способствовать судебному разбирательству. То есть
потерпевший является обычным гражданином, который обязан помогать
следствию давая показания. На основании этого систему осуществления
правосудия Великобритании часто называют противоречивой или
неблагоприятной для потерпевшего. Весь процесс отправления правосудия в
Великобритании ориентирован на обеспечение судебного преследования и
справедливого слушания для правонарушителя, а интересы жертвы в расчет
практически не принимаются.[11] Но вместе с тем нельзя не отметить, что
информационное обеспечение потерпевших находится на очень высоком
уровне, поскольку в обязанности офицеров полиции входят обязанность
давать подробные рекомендации о возможной помощи в организациях
поддержки жертв преступлений и от местных властей. Полиция должна
сообщать потерпевшему о ходе расследования, об обнаружении
подозреваемого в преступлении, конечно о результатах рассмотрения дела в
суде. Также полиция должна немедленно проинформировать местные структуры
поддержки жертв преступлений, предоставляя им имя и адрес
потерпевшего.
. Соединенные
Штаты Америки
Система нормативного
и методов обращения с жертвами преступлений складывалась в США, как,
впрочем, в Великобритании и других странах, намного позднее, чем уже
упорядоченная к этому времени система услуг и социальной поддержки жертв
преступлений. Однако в отличие от Великобритании, США пошли по
принципиально иному пути, отказавшись от методов административного
регулирования. Соединенные Штаты типизировали именно законодательный
подход к изменению правового статуса жертв. Характерно при этом, что
первые ростки законодательства в рассматриваемой сфере появились на
региональном, а не на федеральном уровне. Так, самый первый в США Билль
о правах жертв преступлений был принят в 1980 году. В дальнейшем -
вплоть до сегодняшних
дней - вся система правового
жертв и методов обращения с ними строится на принципах согласованности
федерального законодательства и законодательства штатов, причем без
каких – либо практически значимых коллизий. В системе ныне действующих
законов следует выделить, в первую
очередь, Федеральный закон 1982 года о защите жертв и свидетелей
преступлений. Важно подчеркнуть, что этот закон, предусматривающий
справедливые и уважительные стандарты обращения с жертвами и свидетелями
преступлений всем органам федеральной системы юстиции, был принят еще до
завершения работы специальной комиссией, назначенной президентом Р.
Рейганом для подготовки пакета предложений по реформированию практики
обращения с потерпевшими с соблюдением их достоинства и
конфиденциальности, укрепивший права жертв на участие в судебном
процессе, а также их права на защиту и помощь.
Главными принципами справедливого обращения с жертвами и
свидетелями преступлений Закон 1982 года назвал:
- оказание им первоочередной и срочной медицинской помощи;
- разъяснение их роли и места в уголовном процессе;
- представление информации о мерах, которые могут быть предприняты
правоохранительными органами
аресте обвиняемого, о его освобождении до рассмотрения дела в
суде, о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела;
- уведомление администрации предприятия, на котором работают
потерпевший или свидетель, о его сотрудничестве с
правоохранительными органами;
- оказание иной помощи, включая предоставление транспорта,
бронирование мест в
Закон 1982 года и сегодня является главной нормативной основой,
определяющей, в первую очередь, правовые стандарты обращения со
свидетелями и жертвами преступлений для органов юстиции США всех уровней.
Вскоре появляется новый
правового регулирования является вся система социальной защиты жертв
преступлений. Речь идет о Билле о правах жертв 1984 года, подтвердившем
основные принципы обращения с жертвами, но главное, внесшим крупные
организационные изменения в деятельность всей системы социальной
поддержки жертв, перестроившем ее структурно и, конечно, определившем
порядок ее финансирования.
За шесть последующих лет
преступлений прошло значительный путь не только в направлении всемерного
расширения сферы социальных услуг для жертв, но и поиска резервов для
дальнейшего повышения правового статуса потерпевших.
Аккумулируя международный
упускать пальму первенства в международном движении в поддержку жертв,
Конгресс США в 1990 году принимает новый Федеральный закон – Билль о
правах жертв, где акцент сделан уже на возмещении ущерба в порядке
реституции. Характерно в этом отношении и название самого закона 1990
года – О правах жертв преступлений и реституции.
Согласно этому закону жертва преступления имеет следующие права:
1) на справедливое и уважительное отношение с соблюдением
достоинства личности и
2) на необходимую защиту от обвиняемого;
3) быть
информированным о судебном
4) представлять свои интересы и быть выслушанным на всех этапах
рассмотрения дела;
5) советоваться
с государственным
процесса;
6) на возмещение ущерба виновным (право на реституцию);
7) на информацию об обвиняемом, о вынесенном ему приговоре, об
отбывании им наказания и освобождении его из заключения.
Сегодня законы о защите прав жертв приняты в большинстве штатов.
Независимо от этого, серьезная реформа системы юстиции, нацеленная на
приоритетную защиту прав жертв и реальное изменение их правового статуса,
уже стала социальным фактом и безусловным активом нации.
Применительно к деятельности
судебных органов можно
в последние годы США приняли решение о создании «безопасных комнат
ожидания» для жертв и свидетелей преступлений и об обеспечении других
необходимых мер безопасности. Немало делается и для создания большего
удобства для этих участников процесса.
Что касается организации
необходимо отметить внимание, которое уделяется методам обращения с
жертвами. Их учат сочувствию, чуткости при ведении опроса людей,
находящихся в состоянии стресса, уважительному и внимательному отношению
к жертвам. В полицейских участках многих штатов созданы специальные
Информация о работе Потерпевший в российском уголовно-процессуальном законодательстве