Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы и источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Уголовно-исполнительное право является одной из отраслей права. Данная отрасль права является неотъемлемой частью белорусского права. Эта отрасль права регулирует отношения связанные с исполнением и отбытием осуждёнными наказания, а также деятельность органов и учреждений, а также различных учреждений связанных с исполнением наказания, применённого к осуждённым.

Содержание

Введение
1. Основные положения уголовно-исполнительной политики Республики Беларусь.
2.Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь.
3. Понятие, предмет, принципы уголовно-исполнительного права.
4. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.
Заключение
Список источников

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 84.00 Кб (Скачать)
        • законности;
        • гуманизма;
        • демократизма.
  1. общие принципы отраслей уголовно-правового комплекса
        • неотвратимости исполнения наказания;
        • принцип борьбы с преступностью в рамках уголовной ответственности.
  1. принципы уголовно-исполнительного права
  • принцип равенства осужденных перед законом;
  • дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности;
  • принцип рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных;
  • принцип стимулирования их правопослушного поведения;
  • принцип сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием.

 

В статье 6 УИК Республики Беларусь закреплена система принципов уголовно-исполнительного законодательства и права, в которую входят: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения, сочетание принудительных мер с воспитательным воздействием.

Из анализа перечисленных  принципов следует, что в них находят выражение общие принципы права и принципы отраслей права.

Общеправовые  принципы включают в себя законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом; межотраслевые — дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности; отраслевые — рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения, сочетание принудительных мер с воспитательным воздействием.

Принцип законности — конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции Республики Беларусь, а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности получил выражение в ст.ст. 5, 8—13, 17—22 УИК.

Принцип гуманизма предполагает видение в осужденном члена общества, гражданина государства, временно оступившегося, которого можно сделать полезным членом общества. Принцип гуманизма проявляется в целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства (ст. 2 и ч. 1 ст. 7 УИК). Этот принцип реализуется также в средствах исправительного воздействия. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, несовершеннолетними, женщинами в таких институтах этой отрасли права, как выезд осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 92 УИК), свидания (ст. 83 УИК), телефонные переговоры (ст. 86 УИК) и др. В прямой связи с принципом гуманизма находится право осужденных на охрану здоровья, личную безопасность и обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

Принцип демократизма демократизма выражается в открытости деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, в освещении их деятельности в средствах массовой информации, а также в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, осуществлении контроля за деятельностью органов, исполняющих наказания. Названный принцип получил выражение в ст.ст. 12, 17-22, 105-106, 135 УИК.

Принцип равенства осужденных перед законом базируется на конституционном праве равенства граждан перед законом (ст. 22 Конституции Республики Беларусь) независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также на положениях Всеобщей декларации прав человека. Все осужденные несут обязанности и пользуются правами, установленными для всех граждан Республики Беларусь.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания  и иных мер уголовной ответственности предполагает создание различных условий отбывания наказания как в пределах одного учреждения, так и путем перевода в исправительные учреждения других видов в зависимости от личностных характеристик осужденных, их поведения, срока отбытого наказания.

Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных, в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания, применяются принудительное воздействие и ограничения в правах в различных объемах.

Принцип рационального  применения мер принуждения и  средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения получил свою реализацию в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст.ст. 27, 30, 43 УИК и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст.ст. 56, 113, 115, 130, 131, 161 УИК). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного, его предыдущее поведение. Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионально-техническое образование и профессиональную подготовку, базовое и среднее образование с учетом их индивидуальных особенностей.

Принцип сочетания  принудительных мер с воспитательным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказаний должно сопровождаться применением к осужденному различных мер воспитания. Этот принцип закреплен в статье 7 УИК.

4. Цели и задачи уголовно-исполнительного права

Согласно части 1 статьи 7 УИК применение наказания и иных мер уголовной ответственности имеет целью исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами.

Исправление осужденных — это формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни.

Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к этим лицам предусмотренных УИК профилактических мер (охрана и надзор за осужденными — ч. 1 ст. 73, ст. 74, оперативно-розыскная деятельность — ст. 75, применение мер поощрения и взыскания — ст.ст. 110, 112), а также проведения с ними воспитательной работы.

Общее предупреждение как  цель уголовно-исполнительного законодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные  законом меры принуждения, достаточно строгие условия отбывания наказания, ограничения прав и свобод осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан и удерживать их от совершения преступления. В соответствии с целями уголовной ответственности уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь имеет своими задачами регулирование исполнения и отбывания осужденными наказания и иных мер уголовной ответственности, определение средств достижения целей уголовной ответственности и социальной адаптации осужденных в процессе ее реализации, защиту прав и законных интересов осужденных (ч. 1 ст. 2 УИК).

Задачам, закрепленным в  УИК, соответствуют одноименные  функции — исправительная и предупредительная. Кроме них уголовно-исполнительное право выполняет регулятивную, охранительную, воспитательную и социальную функции.

Исправительная  функция состоит в том, что уголовно-испол-нительное право служит гуманной цели — выработке у осужденного социально полезных свойств без нарушения его человеческих.

_ прав.

Предупредительная функция заключается в том, что уголовно-исполнительное законодательство направлено на предупреждение преступлений, имеет целью их общее и частное предупреждение.

Регулятивная  функция означает, что уголовно-исполнитель-ное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с исполнением (отбыванием) уголовного наказания, между осужденным и государством, т.е. между субъектами уголовно-исполнительных правоотношений.

Охранительная функция состоит в том, что уголовно-испол-нительное право служит охране прав, свобод и законных интересов осужденных и персонала исправительных учреждений.

Суть воспитательной функции выражается в том, что одним из основных средств исправления осужденных, согласно части 3 статьи 7 УИК, является воспитательная работа.

Содержанием социальной функции является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. В УИК имеется отдельная глава 26 «Помощь освобожденным от отбывания наказания».

 

Заключение

 

Рассмотрев вопросы, относящиеся  к исследуемой теме, можно сделать  вывод, что уголовно-исполнителъная политика — это направленная деятельность государства по исполнению уголовных наказаний и применению к осужденным мер исправительного воздействия. Уголовно-исполнительная политика не является особой политикой, а представляет собой часть единой политики государства.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в различных формах и прежде всего — в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (далее УИК), а также в иных законах и нормативных актах — постановлениях Правительства Республики Беларусь по вопросам, связанным с исполнением наказаний..

Как и любая другая отрасль права уголовно-исполнительное право тоже имеет свои принципы. Принцип рассматривается как  внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности.

Следует различать объективное и субъективное содержание принципов. В статье 6 УИК Республики Беларусь закреплена система принципов уголовно-исполнительного законодательства и права, в которую входят: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения, сочетание принудительных мер с воспитательным воздействием.

Из анализа перечисленных  принципов следует, что в них  находят выражение общие принципы права и принципы отраслей права.

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Конституция  Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями,  принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 и 17 октября 2004 года.- Минск «Амалфея», 2008. - 48с.

2. Уголовно-исполнительный  кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 2000г.,№365-3: в ред. Закона Республики Беларусь от 13.12.2011г. //Консультант Плюс:Беларусь.Технология 3000[Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2013.

3. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 09 июля 1999г.,№275-3: в ред. Закона Республики Беларусь от 13.07.2012.г: //Консультант Плюс:Беларусь.Технология 3000[Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр»,  Нац.центр правовой информ.Респ. Беларусь. - Минск, 2013.

4. Шарков А.В.  Уголовно-исполнительное право:  Учебное пособие / А.В.Шарков. - Мн.: Тесей, 2002.-176с.

 

 


Информация о работе Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы и источники