Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы и источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Уголовно-исполнительное право является одной из отраслей права. Данная отрасль права является неотъемлемой частью белорусского права. Эта отрасль права регулирует отношения связанные с исполнением и отбытием осуждёнными наказания, а также деятельность органов и учреждений, а также различных учреждений связанных с исполнением наказания, применённого к осуждённым.

Содержание

Введение
1. Основные положения уголовно-исполнительной политики Республики Беларусь.
2.Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь.
3. Понятие, предмет, принципы уголовно-исполнительного права.
4. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.
Заключение
Список источников

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 84.00 Кб (Скачать)


Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«……..»

 

Факультет экономики и права 

Кафедра уголовного права и уголовного процесса

 

 

 

ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА, ЕГО ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ

 

 

 

 

                                                                 Реферат

                                                         по уголовно-исполнительному праву

                                                         студентки 4 курса,

                                                         специальность «Правоведение»,

                                                         заочного отделения, группы

                                

                                          

                           Научный руководитель

                               Старший преподаватель

 

 

 

 

 

Могилев

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные  положения уголовно-исполнительной  политики Республики Беларусь.

2.Уголовно-исполнительное  законодательство Республики Беларусь.

3. Понятие, предмет, принципы уголовно-исполнительного права.

4. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

Заключение

Список источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Уголовно-исполнительное право является одной из отраслей права. Данная отрасль права является неотъемлемой частью белорусского права. Эта отрасль права регулирует отношения связанные с исполнением и отбытием осуждёнными наказания, а также деятельность органов и учреждений, а также различных учреждений связанных с исполнением наказания, применённого к осуждённым.

Как и любая другая отрасль права  Уголовно-исполнительное право имеет  свой предмет, принципы, цели и задачи, которые раскрывают сущность данной отрасли права, а также возникающие  по поводу отбытия и исполнения наказания  определённые отношения, которые именуются уголовно-исполнительными правоотношениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные положения   уголовно-исполнительной политики

Республики  Беларусь

 

Политика — это деятельность государственной власти в области управления. Политика занимает доминирующее положение по отношению к праву.

Право — это совокупность правил человеческого поведения, установленных государством, средство выражения и закрепления политики.

Политика и право  теоретически связаны, поэтому право  также оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

В связи с деятельностью  государства в области борьбы с преступностью выделяют уголовную политику, которая, в свою очередь, делится на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и уголовно-исполнительную.

Уголовно-исполнителъная политика — это направленная деятельность государства по исполнению уголовных наказаний и применению к осужденным мер исправительного воздействия. Уголовно-исполнительная политика не является особой политикой, а представляет собой часть единой политики государства.

Уголовно-исполнительную политику определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, достижения науки, разрабатывающей проблемы как борьбы с преступностью, так и последующего исправления осужденных.

Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказаний являются Национальное собрание Республики Беларусь и Президент.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в различных  формах и прежде всего — в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (далее УИК), а также в иных законах и нормативных актах — постановлениях Правительства Республики Беларусь по вопросам, связанным с исполнением наказаний.. Одновременно уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности органов управления уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусь, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.

 

2.Уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь.

 

В теории права общепринята  трактовка той или иной отрасли  законодательства в узком и широком  смысле.

В узком смысле под  отраслью законодательства понимается совокупность законов, которые регламентирует общественные отношения, относящиеся к предмету его регулирования.

В этом смысле к источникам уголовно-исполнительного права  относится Конституция РБ. Она  является фундаментальным источником уголовно-исполнительного права, имеет высшую юридическую силу. Конституционные нормы являются основополагающими для разработки и принятия нормативных актов (источников) уголовно-исполнительного права.

Основным законом  (источником) уголовно-исполнительного  права является Уголовно-исполнительный кодекс, который регулирует исполнение всех видов наказаний и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных в статье 48 УК РБ.

Под отраслью уголовно-исполнительного  законодательства в широком смысле понимается вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), которые реглементируют общественные отношения, относящиеся к предмету уголовно-исполнительного права.

Особенностью правовых основ исполнения наказаний (в отличие, например, от уголовного или уголовно-процессуального законодательства) является наличие большого числа подзаконных нормативных актов (в основном это приказы и инструкции МВД РБ). К ним относятся уголовно-исполнительного права Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений открытого типа, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (2000); Руководство по медицинскому обеспечению лиц, содержащихся в СИЗО и ИТУ (1992); Положение о ПТУ в системе исправительных учреждений МВД РБ (1991); Правила оборудования и содержания комнат длительных свиданий (1993); Положение о самодеятельных организациях осужденных (1994).

Правила внутреннего  распорядка исправительных учреждений определяют порядок приема осужденных в исправительные учреждения, порядок  передвижения осужденных в пределах колонии, специальные обязанности и запреты, возложенные на осужденных. Они конкретизируют установленный законом порядок предоставления и проведения свиданий, телефонных переговоров, приема и получения посылок, передач и бандеролей, отправления и получения корреспонденции, регулируют порядок содержания осужденных в лечебных учреждениях, в штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа и др.

Система действующих  международно-правовых актов об обращении  с осужденными является частью системы международных актов, содержащих стандарты поведения в данной области. К таким актам относятся: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984).

Токийские правила 1990 года рекомендуют набор мер, не связанных  с тюремным заключением – это  устные санкции (замечания, порицание, предупреждение); условное освобождение от ответственности; экономические санкции и денежные (разовые и поденные штрафы); постановление о компенсации жертве; условное наказание или наказание с отсрочкой; условно-досрочное освобождение; общественно полезные  работы; направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием. В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстрейшем возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговора могут применяться также отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа; освобождение в связи с работой или учебой; различные формы освобождения под честное слово; сокращение срока; помилование.

Минимальные стандартные  правила обращения с заключенными (1955) предусматривают группу стандартов, касающихся определенных требований к организации жилых помещений (если имеется возможность, следует помещать каждого осужденного на ночь в отдельную камеру или комнату; при отсутствии такой возможности – перед помещением в общие камеры подвергать осужденных тщательному отбору, чтобы они могли жить совместно, а также осуществлять за совместно размещенными осужденными ночью постоянный надзор; в помещениях, где живут и работают осужденные окна должны обеспечивать доступ свежего воздуха и возможность читать и работать при дневном или искусственном свете без опасности для зрения; количество банных установок и душей должно быть достаточны, чтобы каждый осужденный мог ими пользоваться так часто, как этого требуют условия гигиены с учетом географического района и времени года); личной гигиены (осужденные должны сохранять внешний вид, совместимый с человеческим достоинством, им следует давать возможность заботиться о своей прическе и бороде, позволяя мужчинам регулярно бриться); одежды и спальных принадлежностей (если осужденный имеет право носить гражданскую одежду, то она должна быть чистой и пригодной к ношению; если осужденный не имеет такого права - ему следует выдавать обмундирование, соответствующее климату и позволяющее поддерживать здоровье в удовлетворительном состоянии, не носящее оскорбительного или унизительного характера; одежда должна содержаться в чистоте и исправности; каждому осужденному предоставляется отдельная койка и спальные принадлежности, которые должны поддерживаться в исправности и своевременно меняться); питания (в обычные часы обеспечивать каждого осужденного пищей, достаточно питательной для поддержания его здоровья; пища должна быть хорошего качества, хорошо приготовлена и подана; каждый осужденный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает потребность в ней); физических упражнений и спорта (осужденные, не занятые работой на свежем воздухе, имеют право на ежедневные физические упражнения во дворе, если позволяет погода; следует обеспечивать физические тренировки и возможности игр во время упражнений, для чего следует располагать необходимыми площадками, установками и оборудованием).

3. Понятие, предмет и принципы уголовно-исполнительного права

Существует 3 основные точки  зрения на место уголовно-исполнительного  права в системе права:

  1. уголовно-исполнительное право – подотрасль уголовного права;
  2. уголовно-исполнительное право – комплексная отрасль, в которой сосредоточены нормы, относящиеся к различным отраслям права (трудового, уголовного, административного);
  3. уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль права (преобладающая точка зрения).

Основной формой выражения  и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право. Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая характеризуется собственным предметом и методами правового регулирования, обособленной системой норм, а также свойственными для нее правовыми принципами.

К предмету уголовно-исполнительного права часть 2 статьи 2 УИК относит регламентацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован порядок деятельности исправительных учреждений, на которые возложено исполнение наказания в виде лишения свободы.

К предмету рассматриваемой отрасли права относится регулирование порядка деятельности общественных объединений (ст. 21 УИК). Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц.

Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права является регулирование общественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности, а также при применении к осужденным средств исправления; в связи с участием органов государственной власти, местных исполнительно-распорядительных органов в контроле за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания, и оказанием им помощи в исправлении осужденных; между администрацией организаций, общественных формирований, а также граждан в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением ими исправительных учреждений.

Как и любая другая отрасль права уголовно-исполнительное право тоже имеет свои принципы. Принцип рассматривается как  внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности. В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы.

Следует различать объективное и субъективное содержание принципов. Объективность принципов права определяется тем, что основные идеи, содержащиеся в них, подлежат обязательному выполнению как в конкретной отрасли права, так и при реализации правоприменительной деятельности.  Субъективность принципов права определяется тем, что они формулируются людьми, а затем воспринимаются общественным сознанием как нравственные поступки и входят в качестве составной части в правовую идеологию.

Принципы можно классифицировать:

  1. общеправовые                       

Информация о работе Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы и источники