Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 12:33, реферат

Описание работы

Обновление и гуманизация законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний определяют необходимость разработки системы мер, направленных на повышение эффективности государственной деятельности в сфере функционирования пенитенциарной системы, улучшения качественно-количественных характеристик исправления осужденных и предупреждения преступлений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний. Проблемы исправления осужденных………………………..5
Проблемы развития и совершенствования деятельности государства по исполнению уголовных наказаний и исправлению осужденных……..17
Заключение………………………………………………...………………..23

Список использованной литературы………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Рефер.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

    К проблемам исполнения наказаний, на наш взгляд, следует отнести: политико-правовые, материально-технические, организационно-кадровые и социально-бытовые.

    Политико-правовое направление совершенствования  деятельности уголовно-исполнительной системы, по существу, носит управленческий характер. В рамках этого направления решаются вопросы стратегии  исполнения наказаний, концептуальные основы уголовно-исполнительной деятельности.

    На  сегодняшнем этапе развития Российского  государства необходимо сформировать и законодательно оформить основные положения пенитенциарной доктрины, которая бы предусматривала цели и ориентиры деятельности по применению государственного принуждения к лицам, осужденным судами РФ. Доктрина эта должна содержать и концепцию исправления осужденных сегодняшнего времени, определять систему принципов и четко сформулированных результатов исправления.

    Безусловно, вывод о низком качестве работы сотрудников  УИС с учетом тех материальных затруднений, которые эта система испытывает, является необоснованным. Исходя из современных реалий и ближайших перспектив эта доктрина должна содержать стратегические цели правоприменительной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний.

    Аспект  совершенствования уголовно-исполнительной политики должен проявляться, с одной  стороны, в ликвидации правовых пробелов и устранении коллизий и конкуренции норм уголовно-исполнительной права, регламентации всех сторон деятельности по исполнению наказаний, созданию реальных правовых гарантий для персонала исправительных учреждений и их семей. С другой стороны, направленность уголовно-исполнительной политики должна определяться не только условиями материально-ресурсных факторов, но и с учетом также правовых и политических тенденций деятельности мирового сообщества в сфере исполнения уголовных наказаний.

    Признавая себя частью мирового сообщества и  имея определенные обязательства перед международными организациями, перед Россией стоит нелегкая задача реформирования уголовно-исполнительной системы и приведения функции исполнения уголовных наказаний к международно-правовым стандартам в условиях недостаточного финансирования, взаимозадолжностей и финансово-организационной дестабилизации.

    Основа  постоянной результативной работы - надлежащий уровень развития материальной базы. В связи с этим представляется важным отметить, что 70% случаев недостижимости поставленных законодателем задач и целей происходит из-за отсутствия необходимых материальных средств.

    Сегодняшние материальные условия в которых  содержатся осужденные и подследственные, нуждаются в обновлении и реконструкции. Проблемы основных и дополнительных бюджетных ассигнований, отсутствие средств в амортизационных фондах и иные многочисленные затруднения не позволяют работать УИС на требуемом уровне. Проблема материального обеспечения касается всего государства, при этом особенно непосредственно она проявляется при исследовании качества тех материально-технических условий, в которых сегодня работает персонал исправительных учреждений.

    Организационно-кадровые проблемы затрагивают функционирование всех звеньев системы исполнения наказаний. Недостаток квалифицированных кадров, их «текучесть» и непрофессионализм влияет на повышение случаев нарушения законности, противоправного поведения. Представляется необходимым введение обязательной государственной программы по подготовке и переквалификации сотрудников ИУ, рациональному кадровому построению и обеспечению.

    В качестве одного из средств выполнения этой задачи следует рассматривать совершенствование деятельности специализированных учебных заведений и научно-методических центров.

    С учетом того, что внутренние войска теперь не осуществляют функцию охраны исправительных учреждений, необходимо положительно решить вопрос с кадровым обеспечением в этой области.

    Проблема  социального обеспечения персонала  ИТУ также характерна для государственных служащих вообще. Нуждается в реформировании правовой институт социального обеспечения (трудового и пенсионного) и социальных гарантий работников УИС. Безусловно, проблемы трудовых отношений влияют  и на качество выполняемой работы, и на состояние законности в деятельности персонала. Так, например, можно ввести систему медицинского и социального страхования специально для сотрудников ИТУ, ввести систему соответствующих компенсаций и дотаций на трудовых коэффициентах и т.д.

    К числу проблем отбывания наказаний следует отнести материально-технические, экономические проблемы, проблемы правового и морального стимулирования, проблемы пенитенциарной этики и педагогики.

    Вопрос  о материально-техническом обеспечении  особенно актуален в связи с ратификацией международных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы минимальных правил обращения с осужденными и предоставления им элементарных общечеловеческих благ.

    Перед Россией стоит непростая задача - реконструировать помещения и сооружения, предназначенные для отбывания наказания в виде лишения свободы. Материальная база УИС давно требует выполнения капитальных работ. Срок эксплуатации ряда сооружений давно истек, а ремонтных и капитальных мероприятий не проводилось, по различным причинам. Это сводит на нет все усилия государственных органов и должностных лиц в сфере уголовно-исполнительной политики, кадрового и информационного обеспечения.

    Вопрос  материального снабжения особо  остро проявляется при исследований условий содержания под стражей подследственных (подозреваемых и обвиняемых). Не гарантируется и не исполняется элементарные минимальные требования к санитарно-бытовому обслуживанию и условиям содержания лиц указанных высшей категорией. Из всех проблем отбывания наказания в виде лишения свободы проблема материального обеспечения наиболее насущна, она касается не только отбывания, но и исполнения наказаний, то есть реализации всей уголовно-исполнительной функции в целом.

    Вопросы экономического значения привлечения  к труду осужденных, использования результатов этого труда и обеспечения реализации продукции, произведенной заключенными, тесно связаны с проблемой материального обеспечения. Более 25% осужденных не задействовано, в настоящее время, в процессе труда, при этом более 40% всей производимой продукции не имеет рынка сбыта. Неконкурентноспособность этой продукции свидетельствует о нерентабельности  пенитенциарного производства в целом. А это, в свою очередь, говорит о недостаточном уровне развитости уголовно-исполнительной системы.

    Проблемы  материально-технического обеспечения  и проблемы экономического развития могут решаться за счет взаимозачетов. Этому примеру сейчас и следует большинство субъектов экономических отношений. Производя определенную продукцию, органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, решают проблемы материального снабжения, и, наоборот, материальное обеспечение процесса труда расширяет базу средств производства. На наш взгляд, решение этих блоков вопросов должно быть единым и основываться на интеграции двух систем самообеспечения (подсобного хозяйства).

    Проблемы  правового и морального стимулирования поведения осужденных вытекают из целей уголовно-исполнительного законодательства и целей уголовного наказания. Определенное в главе 1 настоящей работы понимание исправления осужденных, его критериев, методов и средств, должно происходить с активизацией позитивного поведения осужденных. Необходимо учитывать и применять  теории бихевиористской направленности.

    Важной  задачей представляется решение  проблемы формирования позитивной юридической ответственности у лиц, осужденных к лишению свободы. Пенитенциарные система всего мира уже показали неэффективность достижения целей исправления посредством применения мер принуждения. Необходимость расширения комплекса мер убеждения, морально-правового стимулирования, в свое время осознавалось и решалось в нашем идеологическом прошлом. С утратой идеологических позиций, эта система утеряла свою прежнюю политическую значимость.

    Морально-правовое стимулирование и сочетание его  с принуждением - важнейший психолого-педагогический фактор, влияющий на личностную динамику. Представляется, что достижение цели исправления невозможно посредством других способов и мер, предполагающих осознанное следование моральным и правовым предписаниям.

    С предыдущим блоком проблем стимулирования поведения осужденных тесно связаны  вопросы пенитенциарной этики и  педагогики. На наш взгляд принципиально  важно строить деятельность по исполнению (отбыванию) наказания на принципах  нравственного воспитания и перевоспитания. К сожалению, эта проблема сегодня касается не только системы учреждений и органов исполняющих уголовные наказания; масштабы ее тождественны масштабам всего общества.

    Любая система, специализирующаяся на реализации определенной функции решает стратегические и текущие проблемы, связанные с эффективностью своего функционирования. В связи с отмеченными переменами социального уклада и государственного строя, перед УИС особенно остро стоят трудности в указанных направлениях. Открытость системы исполнения наказаний предполагает ее взаимодействие с другими государственными органами, службами, общественными объединениями и международными организациями. Решение этих проблем, безусловно, может и должно носить интегративный характер. 
 
 

       Заключение

    Функция исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных всегда относилось к числу государственных. Общество делегировало полномочия по применению наказания к осужденным органам, учреждениям и лицам, специально организованным и осуществляющим свои обязанности на профессиональной основе.

    Как и всякая другая деятельность, деятельность по исполнению уголовных наказаний должна опираться на теоретические основы концепции понятия и сущности наказания, его целей и средств достижения последних. В этой связи уместно говорить о создании пенитенциарной доктрины.

    Представляется  важным правильное понимание процесса исправления, форм, средств и методов  перевоспитания осужденных, основанная на принципах  пенитенциарной этики и педагогики. Постпенитенциарное воздействие должно строиться также на основе указанных приоритетных начал. Интеграция России в мировое сообщество создает объективные предпосылки таких изменений и политических реформ.

    На  протяжении развития Российского государства  уголовно-исполнительная система претерпевала различные, в том числе коренные  преобразования. Исторический экскурс помог выявить совокупность тех изменений, которые отразились на исполнении (отбывании) наказаний, формах и методов этой деятельности.

    Как любая открытая искусственно детерминированная система, уголовно-исполнительная система имеет множество проблем, от решения которых зависит успех и эффективность ее функционирования.

    Общественность  и государственные институты  должны принимать самое непосредственное участие в процессе исправления, реабилитации и ресоциализации тех лиц,  которые в силу различных обстоятельств нарушили требования закона.            

        

    Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. 48 с.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // http://www.consultant.ru/popular/ukrf/
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // http://www.consultant.ru/popular/uikrf/ 
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // http://www.consultant.ru/popular/upkrf/11_1.html
  5. Ведомости Верховного Суда (ВВС) РСФСР. 1961. № 37.
  6. Байдаков Г.П. Цель уголовного наказания // Проблемы совершенствования функционирования органов и учреждений, исполняющих наказания. М., 1993. С. 111-115.
  7. Дуюнов В.К. Наказание в уголовном праве России - принуждение или кара? // Государство и право. 1997. № 11. С. 61-68.
  8. Крахмальник Л.Г. Кодификация исправительно-трудового законодательства. М., 1978. 199 с.
  9. Кузьмин С.И., Исаков В. Карательная политика должна быть стабильной // Преступление и наказание. 1998. № 8. С. 46-58
  10. Михлин А.С., Шмаров И.В. Актуальность разработки нового уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе // Проблема уголовно-исполнительного законодательства в свете правовой реформы. М., 1991. С. 23-34.
  11. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С. 36-48
  12. Никонов В.А. Эффективность общепредупредительного воздействия уголовного наказания (теоретико-методологическое исследование). Тюмень: Академия МВД РФ. Высшая школа МВД РФ, 1994. С. 12-18.
  13. Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в советском государстве. С. 67 -89.
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. 797 с.
  15. Петрухин И. Новый уголовный кодекс: проблемы наказания // Уголовное право. 1999. № 3. С. 42-53.
  16. Рябинин А.А. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право Российской Федерации. М., Юристъ, 1995. С. 188-198.
  17. Самбуров Э.А. Взаимосвязь категории диалектики. М., 1987. 87 с.
  18. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблема общей части. М.: юрид. лит., 1984. 102 с.
  19. Теория государства и права. Курс лекций / под. ред. М.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. 124 с.
  20. Уганов С.И. К вопросу о целях наказания //  Реализация положений нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний / под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВНИИ МВД России, 1995. С. 88-95.
  21. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. А.И. Зубкова. М.: ИНФРА, 1997. 192 с.
  22. Усс А.Л. Социально-интегративная роль уголовного права. Красноярск, 1993. 240 с.
  23. Фефелов В.А. Социально-правовые основы цивилизации исправительных учреждений Российской Федерации. Рязань. М.: РВШ МВД РФ, 1992. 171 с.
  24. Шамис А.В. Место и роль воспитательной функции наказания в уголовно-исполнительном законодательстве // Правовое и методическое обеспечение исполнения уголовных наказаний / Под ред. В.И. Селиверстова: Сб. науч. трудов. М.: ВНИИ МВД России. С. 33-48.
  25. Шамис А.В. Исправительное воздействие на осужденных - социальная функция ИТУ // Преступление и наказание. 1994. № 12. С. 25-32.                  

Информация о работе Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний