Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 12:33, реферат

Описание работы

Обновление и гуманизация законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний определяют необходимость разработки системы мер, направленных на повышение эффективности государственной деятельности в сфере функционирования пенитенциарной системы, улучшения качественно-количественных характеристик исправления осужденных и предупреждения преступлений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний. Проблемы исправления осужденных………………………..5
Проблемы развития и совершенствования деятельности государства по исполнению уголовных наказаний и исправлению осужденных……..17
Заключение………………………………………………...………………..23

Список использованной литературы………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Рефер.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

  

ПЛАН 
 
 

       Введение………………………………………………………………………3

  1. Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний. Проблемы исправления осужденных………………………..5
  2. Проблемы развития и совершенствования деятельности государства по исполнению уголовных наказаний и исправлению осужденных……..17

       Заключение………………………………………………...………………..23

       Список использованной литературы………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    В современных условиях борьбы  с  преступностью, охраны прав и свобод граждан, восстановления и обеспечения правопорядка, особое значение приобретает эффективность исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных.

    В настоящее время в качестве одного из основных инструментов реализации общегосударственной задачи в сфере борьбы с преступностью является наличие системы органов и учреждений, предназначенных для исполнения наказаний. А основные направления их деятельности, в которых эта задача   конкретизируется и реализуется, определяются в качестве самостоятельной функции государства.

    Вопросы исполнения уголовных наказаний имеют не только прикладное значение, поскольку, во-первых, они всегда актуальны и востребованы в научном осмыслении, теоретизации и систематизации основных положений, а во-вторых, на основе данных теоретических положений разрабатываются научные рекомендации, задача которых - повысить эффективность исполнения наказания и достичь его целей.

    Проблемам института наказания, практике его  исполнения и исправления осужденных уделяли внимание такие ученые в области уголовного права, криминологи и пенитенциаристы, как: Н.А. Беляев; И.М. Гальперин; А.А. Жижиленко; Г.А. Злобин; А.И. Зубков; И.И. Карпец; П.И. Люблинский; А.Е. Наташев; И.С. Ной; И.С Полубинская; А.Д. Соловьев; Н.А. Стручков; П.А. Фефелов; М.Д. Шаргородский и др.

    Интегрирование  РФ в мировое сообщество и международно-правовая стандартизация в сфере исполнения (отбывания) наказаний, а также обновление нормативного материала и поиск новых путей развития системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, сформировали объективные предпосылки для научного исследования закономерностей, составляющих реалии и перспективы общественной жизни. С этих позиций необходимо переосмысление не только политики исполнения наказаний, но и принципов уголовно-исполнительной деятельности, основных положений соответствующей функции государства.

    Обновление  и гуманизация законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний определяют необходимость разработки системы мер, направленных на повышение эффективности государственной деятельности в сфере функционирования пенитенциарной системы, улучшения качественно-количественных характеристик исправления осужденных и предупреждения преступлений. Актуальным в связи с этим представляется разработка вопросов понимания наказания, его природы, целей и сущности; понимания и значения исполнения наказаний, возможности и степени исправления осужденных; систематизации научного знания в данной области.

    Данные  обстоятельства в основном и определяют актуальность исследования данной темы.

    Следует отметить, что поскольку обозначенные цели и объект исследования  касаются исполнения всех видов наказаний, предусмотренных ст. 44 Уголовного кодекса РФ (далее по тексту - УК РФ), автор ограничивает предмет исследования таким наказаниям, как лишение свободы, так как, во-первых, лишение свободы - наиболее распространенный вид наказания; во-вторых, именно при исполнении лишения свободы применяются все средства исправительного воздействия, предусмотренные ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту - УИК РФ) и, в-третьих, проблемность исполнения наказаний и исправительного воздействия проявляется в природе лишения свободы в большей степени, чем в других видах наказания.

    В рамках данного исследования автор  считает целесообразным определить хронологические границы, в которых будет рассмотрена эта функция государства. Основными методами исследования являются исторический и сравнительный анализ.    

    1. Понятие, сущность  и значение функции  исполнения уголовных  наказаний. Проблемы исправления осужденных.  

    Исполнение  наказания, также как и его назначение, всегда входило в компетенцию государства, относилось к предмету публичного правового регулирования. В соответствии с принципами федерализма, конституционная норма относит уголовно-исполнительное законодательство к исключительному ведению Российской Федерации1.

    Реализация  соответствующего правомочия всегда предполагает определенное направление или функцию, в рамках которой оно будет претворяться в жизнь.

    В общей теории права и государства, под функциями государства принято понимать «основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальные назначения2.

    В связи с тем, что государство  выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, отечественная юридическая наука выработала их классификацию. Критериями такой классификации, среди прочих, служат особенности объекта государственного воздействия, специфика содержания каждой функции и сферы ее осуществления3.

    С учетом отмеченного разграничения функций, исполнение наказаний и исправление осужденных можно отнести к функции охраны прав и свобод граждан, борьбы  с преступностью и обеспечения правопорядка4. Так как деятельность государства по исполнению уголовных наказаний решает внутренние задачи, то данная функция будет являться внутренней.

    В функционально-содержательном аспекте, специфика борьбы с преступностью5 состоит в том, что эта борьба реализуется в 3-х направлениях: профилактика преступлений, раскрытие и расследование преступлений и исполнение уголовных наказаний.

    От  функции государства следует  отличать функции органов государства, то есть «реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов  в соответствии с их местом и назначением  в государственном механизме и политической системе общества»6.

    Представляется, что по отношению к функции  государства, функции его органов  или должностных лиц носят  обеспечивающий, служебный характер. Они детализируют и конкретизируют общую государственную функцию, которая для них будет иметь стратегическое значение.

    Рассмотрение  понятия «функции государства» требует  ответа на вопрос об их взаимодействии с задачами государства и принципами  его деятельности.

    Задачи  и функции государства - явления  соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. «В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной период» - пишет М.И. Байтин, - «задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой»7. Не следует также смешивать функцию государства с принципами его деятельности, поскольку последние необходимо определять в качестве руководящих положений8 правовой системы, в соответствии с которыми и реализуются данные функции государства.

    Принимая  во внимание все вышеизложенное, можно  было бы предложить следующую дефиницию функции государства по исполнению уголовных наказаний - это совокупность основных направлений внутренней деятельности государства, осуществляемых системой органов и учреждений исполняющих уголовные наказания, с целью исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами.

    Под сущностью, как правило, обычно понимают внутренние глубинные связи и отношения, детерминирующие основные черты и тенденции развития материального объекта9.

    Сущность  функции государства по исполнению уголовных наказаний, по нашему мнению, представляет собой диалектическое единство: с одной стороны - эта функция призвана решать и решает задачу борьбы с преступностью, а с другой - в ней проявляется государственная кара-репрессия. Таким образом, данное направление  (функция) государственной деятельности имеет две противоречивых, но единых в своем существе составляющих, образующих ее сущность.

    Значение  же данной функции, прежде всего в  том, что в этом ракурсе своего функционирования реализуется общесоциальное начало государства, как  организации публичной власти. Изоляция и исправление осужденных, с последующим возвращением их обществу  - одно из основных достижений современного цивилизованного человеческого сообщества10.

    Представляется  необходимым отметить, что для  реализации функций государства существуют так называемые формы их осуществления.

    Так, например, классифицируя эти формы на законодательную, управленческо-исполнительную, судебную и контрольно-надзорную11, следует рассмотреть наиболее соответствующую тематике исследование законодательную форму, которая по своей сути есть уголовно-исполнительная политика.

    Как справедливо пишет А.И. Зубков, «уголовно-исполнительная система, как бы ни была она обособлена от общества, живет в его рамках и сталкивается с теми же проблемами, что и обычные трудовые коллективы. В условиях мест лишения свободы решать указанные проблемы исключительно трудно, особенно с учетом соблюдения требований законности»12.

    «Политика в сфере борьбы с преступностью, применения уголовных наказаний и обращения с осужденными, как бы ни пытались деполитизировать эту сферу государственной деятельности различными отсылками на общечеловеческие ценности, всегда присутствует»13 - замечает А.И. Зубков. Действительно, реализация целей и задач не может проходить в какой-либо иной плоскости,  кроме политико-правовой.

    Уголовно-исполнительная политика не произвольна. Данное положение является аксиоматичным и подтверждает детерминированность (обусловленность) этой политики, как впрочем и всей политики в целом, от широкого спектра факторов: общих и специальных, объективных и субъективных, политико-социальных и психолого-идеологических.

    В современных условиях принципиальной задачей необходимо обозначить максимальное совпадение принципов и форм осуществления уголовно-исполнительной политики и эффективности решения задачи государства в борьбе с преступностью.

    Представляется  важным приведение данной политики и  форм ее реализации  к международно-правовым стандартам и социальным ценностям цивилизованного общества (аксиологизация уголовно-исполнительной политики).

    Исполнение  уголовных наказаний теряет смысл, если осознанное применение государственного принуждения и средств исправительного воздействия не будет иметь соответствующих целей и средств их реализации. На взгляд автора, правоприменитель должен опираться на определенную систему взглядов как на само наказание, так и на процесс его исполнения. Цели и природа наказания исторически и социально обусловлены существующей в конкретное время пенитенциарной доктриной, тесно связанной с уголовной политикой. Вот почему необходимо обстоятельно рассмотреть проблемы целей наказания и его сущности, так как от решения этого вопроса не только зависит характер деятельности по исполнению наказаний, но и взгляды общественности на пенитенциарную систему.

    Исторически сложились два противоречащих друг другу направления, базирующиеся на различных философских воззрениях на свободу воли14.

    Классическая  школа уголовного права рассматривала  наказание как чуть ли не единственное средство борьбы с преступностью  в силу того, что преступник (как и любой другой человек) свободен в выборе своего поведения, которое ничем, кроме его воли не обусловлено.

    Социологическая школа, напротив,  признавала приоритет  внешних факторов, определяющих поведение человека. В этом случае наказание получало специально-предупредительную ориентацию.

    В п.1 ст.2 УИК РФ, определяется, что целями уголовно-исполнительного законодательства является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

    В соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ, наказание  применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

    В нашем исследовании, в соответствии с законодательно определенной телеологией  наказания, мы будет основываться на синтезе классической и социологической школ.

Информация о работе Понятие, сущность и значение функции исполнения уголовных наказаний