Понятие, сущность и содержание доказывания в уголовном процессе. Цель доказывания в состязательном уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

Доказывание является важнейшей частью уголовно-процессуальной деятельности. Понятие, содержание процесса доказывания и его место в системе уголовно-процессуального познания неразрывно связано с содержанием и структурой познавательной деятельности по уголовному делу. Установление события невозможно без применения специфических форм, методов и средств их познания.

Работа содержит 1 файл

Понятие, сущность и содержание доказывания в уголовном процессе.docx

— 50.06 Кб (Скачать)

Относимость – это качество доказательства, которое указывает  на значимость данных сведений и фактов для конкретного дела. Эта характеристика может носить вероятностный характер, поскольку в ходе производства по делу доказательство может выясниться, что доказательство не имеет к  делу никакого отношения. При выяснении новых обстоятельств они снова могут обрести свою значимость, поэтому должны оставаться в материалах дела.

Свойство допустимости подразумевает  под собой соответствие доказательства требованиям уголовно-процессуального  закона. Нарушение формы приводит к признанию доказательства недопустимым – оно теряет юридическую силу и не может быть положено в основу обвинения и доказывания обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Часть 2 ст. 75 УПК устанавливает случаи признания доказательств недопустимыми.

Достоверность – это критерий истинности сведений, содержащихся в доказательстве. Формальные характеристики оценивания по этому признаку отсутствуют, действует принцип свободной оценки доказательств по внутреннему убеждению (ч. 1 ст. 17 УПК). Вывод о достоверности доказательства заключается после сравнения с иными доказательствами в их совокупности. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы (ч. 2 ст. 17 УПК).

Достаточность доказательства согласно ч. 1 ст. 88 определяется как  достаточность всей совокупности доказательств, собранных по делу, для принятия решения. Достаточность отличается от доказанности события преступления и виновности лица, поскольку достаточность доказательств оценивается не только при вынесении итогового решения по делу, но и для принятия других решений, например для принятия постановления о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, можно вкратце определить понятие, сущность и содержание доказывания, а также позиции ученых-процессуалистов и законодателя по данным вопросам.

 

Цель доказывания  в состязательном уголовном процессе.

Фундаментальные вопросы  теории доказывания о характере  истины, как о цели доказывания, о  роли суда в данном процессе, о предмете и пределах берут свое начало в  мировоззренческой плоскости. Разнообразие идей, предлагаемых учеными-процессуалистами в качестве ответов, прежде всего, обуславливается  их отношением к таким базовым  принципам уголовного процесса как  состязательность и презумпция невиновности.  

Лазарева В.А. полагает, что  законодательное признание состязательности принципом уголовного судопроизводства влечет за собой не только полное процессуальное равенство сторон обвинения и  защиты в доказательственной деятельности, но и равную доказательственную силу сведений, собранных сторонами обвинения  и защиты.11 Положение ч. 3 ст. 86 УПК РФ В.А. Лазарева понимает буквально – защитник имеет право собирать доказательства, а новый УПК вообще требует нового прочтения всех процедурных правил доказывания и новых, сориентированных на преимущественную защиту прав личности, на состязательность процесса, подходов в теории доказательств и в практике доказывания. По мнению Лазаревой В.А., истина в доказывании не достигается, и ее достижение не является целью уголовного процесса.12  Суд не является субъектом доказывания,13 поскольку уголовно-процессуальное доказывание – это деятельность по установлению и обоснованию вины лица в совершении преступления.

Орлов Ю.К. высказывает противоположную  позицию, критикуя положения нового УПК: «Нет даже упоминания об истине. Все  принесено в жертву возведенной  в абсолют состязательности».14 Состязательность уголовного судопроизводства, по его мнению, «лишь метод искания истины».15 Основной целью уголовного процесса Ю.К. Орлов считает борьбу с преступностью,16 а определение в ст.6 УПК РФ назначения уголовного судопроизводства называет «куцым определением задач уголовного процесса»,17 ибо «никогда права отдельного человека не были и никогда не будут высшей ценностью».18 Со сказанным в полной мере согласуется отношение Ю.К. Орлова к роли суда в доказывании: суд не просто является субъектом доказывания; в УПК должна быть восстановлена обязанность суда принимать меры к полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств дела, поскольку «чистая состязательность» перед судом, выступающим нейтральным арбитром, есть результат слепого копирования чужестранного (прямо названы США) опыта, чуждого и российской действительности, и российскому менталитету.19

В отличие от обеих приведенных  позиций, представляющих крайние, наиболее радикальные варианты отношения к состязательности уголовного судопроизводства вообще и к состязательности в доказывании в частности, С.А. Шейфср выстраивает концептуальную модель доказывания, основанную на сохранении традиционных представлений о нем в континентально-европейской правовой семье при органичном восприятии характерных для нее же демократических тенденций. Профессор И.Л. Петрухин во вступительной статье к монографии С.А. Шейфера отмечает, что «полезный консерватизм можно считать достоинством настоящей работы».20 С.А. Шейфер утверждает, что состязательность уголовного процесса отнюдь не препятствует, а, напротив, способствует всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, получению о них достоверного знания, т.е. установлению по нему объективной истины, которая остается целью доказывания и в условиях состязательности, хотя в тексте действующего закона это и выражено менее определенно, чем в прежнем законе.21 Доказательства, по мнению С.А. Шейфера, имеют содержание (собственно сведения, имеющие значение для дела) и форму, определенную законом, которую сведения приобретают в силу получения их законным способом и надлежащего процессуального закрепления.22 Собирание доказательств, утверждает С.А. Шейфер, это правоприменительная, т.е. властная, деятельность, осуществляемая лицами, в производстве которых находится уголовное дело, в том числе и судом. Защитник вправе вовсе не «собирать доказательства» (как ошибочно указано в п. 2 ч. 1 ст. 53 и в ч. 3 ст. 86 УПК РФ), а собирать предметы и документы (со ссылкой на ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ») для представления их лицу, в производстве которого находится  уголовное дело, которое только и вправе придать этим материалам статус доказательств.23 Состязательность доказывания в досудебном производстве обеспечивается не предоставлением сторонам равных полномочий в собирании доказательств, а возложением на властвующего субъекта обязанности удовлетворять ходатайства стороны защиты, направленные на установление обстоятельств, имеющих значение для дела. С.А. Шейфер считает целесообразным   «установление  обязанности органов расследования удовлетворять любое ходатайство о пополнении доказательственной базы путем проведения органом расследования необходимых защите следственных действий».24

Позиция, сформулированная Лазаревой А.В., относительно доказывания  в уголовном процессе в условиях состязательности представляется нам  наиболее корректной. В первую очередь, это обусловлено изменением уголовно-процессуального  законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах принцип состязательности является основополагающим условием справедливого правосудия. Данный принцип закреплен в ч. 3 ст. 12 Конституции РФ. УПК РСФСР ограничивал действие данного принципа, устанавливая состязательность только применительно к рассмотрению уголовных дел судом с участием присяжных заседателей (ст. 429), действующий УПК распространяет его действие на все стадии процесса.

Суть принципа состязательности выражается в трех основных положениях: 1) разграничерие функций обвинения (уголовного преследования) и защиты, возложение этих функций на стороны  обвинения и защиты соответственно; 2) отделение функции разрешения дела (правосудия) от функций обвинения  и защиты; 3) процессуальное равноправие  сторон. Действующий УПК закрепил данные положения, обозначив участников, выполняющих функцию обвинения (гл. 7), участников, выполняющих функцию  защиты (гл. 6) и  возложив на суд исключительно  функцию правосудия (гл. 5).

Поскольку суд не является органом уголовного преследования, он не обладает такими полномочиями, как: 1) право возбуждать уголовное дело, в том числе и дело частного обвинения (ч. 1 ст. 318). Мировой судья, приняв заявление, не выносит постановление о возбуждении уголовного дела, так как оно считается возбужденным самим фактом подачи заявления в суд; 2) право продолжать судебное разбирательство в случае отказа прокурора от обвинения (ст. 254 и ч. 7 ст. 246).25

На этапе досудебного  производства по делу равенство процессуальных прав сторон обеспечивается: 1) предоставлением  обвиняемому (подозреваемому) права  на защиту (ст. 46, 47, 49. 51); 2) предоставленным  сторонам правом ходатайствовать об исключении доказательства (ст. 235); 3) установлением  судебного порядка обжалования  любых действий и решений органов  и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование (ст. 125).

Применительно к судебному  производству процессуальное равенство  заключается в обоюдном наличии  у сторон прав: по заявлению отводов, по представлению доказательств, по участию в исследовании доказательств, по выступлению в судебных прениях, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства. 

Лазарева В.А. отмечает, несмотря на то, что новый уголовно-процессуальный закон сделал значительный шаг к  формированию концепции охранительного судопроизводства, на практике не произошла  существенных, отвечающих новым требованиям  изменений.26 Вместо того, чтобы исполнять роль гаранта прав и свобод участников процесса, суд, прежде всего, в силу «прежних теоретических воззрений», продолжает быть зависимым от обвинительной власти и имеет установку на обвинительных характер деятельности, что подтверждвется статистическими данными: «применение меры пресечения заключение под стражу к подозреваемым – 41,6 % удовлетворения ходатайств, количество оправдательных приговоров, постановленных мировыми судьями – 0,6 %, удовлетворение ходатайств о заключении  под стражу  по  делам о преступлениях средней тяжести – 89, 4%».27 

УПК РСФСР возлагал на суд, прокурора, органы следствия и дознания общие цели и задачи в виде полного, всестороннего и объективного исследования дела (ст. 20). При такой организации  процесса суд сам был обязан всесторонне  и полно исследовать обстоятельства дела, и поэтому был наделен  обширными полномочиями. В таких  условиях роль доказывания обвинения  фактически сводилась на нет. Дела рассматривались  и в отсутствие государственного обвинителя, поскольку у самого суда были аналогичные цели и задачи. Функция защиты (доказывание невиновности) не могла быть реализована в полной мере, поскольку приоритет публичных интересов над интересами личности, фактически сводил судопроизводство к средству борьбы с преступностью.

Мы соглашаемся с выводом  Лазаревой В.А. о том, что толкование понятия доказывания только по содержанию ст. 85 УПК слишком узко для данного  института в контексте остальных  норм. Доказывание нельзя рассматривать  в отрыве от основополагающих принципов  презумпции невиновности и состязательности процесса.

 

Заключение

Изучив позиции ученых-процессуалистов  в контексте значительного изменения уголовно-процессуального законодательства, мы можем заключить, что сейчас институт доказывания переживает процесс обновления. Прошло достаточно времени для формирования практики, теперь черед теории доказывания подвергаться пересмотру.   

 

 

 

 

 

 

Список использованной литертуры

 

Нормативные правовые акты:

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СПС «Консультант Плюс»;
  2. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // СПС «Консультант Плюс»;
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант Плюс»;
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011) // СПС «Консультант Плюс»;
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // СПС «Консультант Плюс».

 

Литература:

  1. Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс России: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2004. 480 с;
  2. Государственный обвинитель в советском суде / под ред. В.А. Болдырева. М.: Госюриздат, 1954. 308 с;
  3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. М.: Юристъ, 2003. 1039 с;
  4. Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе: учебно-практ. Пособие. М.: Высшее образование, 2009. 265 с;
  5. Лазарева В.А. Доказывание по уголовному делу в условиях состязательности // Уголовный процесс. – 2010. №1. С. 3-7;
  6. Лазарева В.А. Влияние состязательности уголовного судопроизводства на понятия теории доказательств // Юридический аналитический журнал. – 2006. № 1 (15). С. 14-19;
  7. Лазарева В.А. О цели доказывания в уголовном судопроизводстве // Юридический аналитический журнал. – 2005. №3-4 (15-16). С. 5011;
  8. Орлов Ю.К. Проблемы теории доказательств в уголовном процессе. М.: Юристъ, 2009. 175 с;
  9. Смирнов А.В. Уголовный процесс : учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский ; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2008. 704 с;
  10. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968. Т. 1. 470 с;
  11. Трусов А.И. Основы теории судебных доказательств (краткий очерк). М.: Госюриздат, 1960. 176 с;
  12. Уголовно-процессуальные основы деятельности органов внутренних дел / под ред. Б.Т. Безлепкина. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1988. 181 с;
  13. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2002. 704 с;
  14. Шейфер С.А. Проблемы теории доказательств по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М.: Норма, 2008. 240 с;
  15. Якупов, Р. Х. Уголовный процесс: учебник для вузов / Р. Х. Якупов; науч. ред. В. Н. Галузо. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: ТЕИС, 2004. 464 с.

1 Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1968. Т. 1. С. 295.

2 Государственный обвинитель в советском суде / под ред. В.А. Болдырева. М., 1954. С. 12.

3 Трусов А.И. Основы теории судебных доказательств (краткий очерк). М., 1960. С. 8.

4 Уголовно-процессуальные основы деятельности органов внутренних дел / под ред. Б.Т. Безлепкина. М., 1988. С. 54.

5 Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2002. С. 154.

6 Якупов, Р. Х. Уголовный процесс: учебник для вузов / Р. Х. Якупов; науч. ред. В. Н. Галузо. — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2004.С. 200.

7 Там же. С. 155. 

8 Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс России: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2004. С. 118.

9 Смирнов А.В. Уголовный процесс : учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский ; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2008. С. 177.

10 Смирнов А.В. Уголовный процесс : учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский ; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2008. С. 208.

11 Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе: учебно-практ. Пособие. М.: Высшее образование, 2009. С. 212,213. 

12 Там же. С. 40.

13 Там же. С. 46, 50.

14 Орлов Ю.К. Проблемы теории доказательств в уголовном процессе. М.: Юристъ, 2009. С. 5.

15 Там же. С. 15.

16 Там же. С. 15.

17 Там же. С. 11.

18 Там же. С. 14.

19 Там же. С. 40.

20 Шейфер С.А. Проблемы теории доказательств по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М.: Норма, 2008. С. 6.

21 Там же. С. 43.

22 Там же. С. 56.

23 Там же. С. 59-61, 143.

24 Там же. С. 154.

25 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. М.: Юристъ, 2003. – С. 95. 

26 Лазарева В.А. Доказывание по уголовному делу в условиях состязательности // Уголовный процесс. – 2010. №1. С. 3.

27 Там же. С. 4.


Информация о работе Понятие, сущность и содержание доказывания в уголовном процессе. Цель доказывания в состязательном уголовном процессе