Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:17, реферат
Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.
Введение
Понятие прокурорского надзора
Отличие прокурорского надзора от контроля.
Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора.
Иерархия органов прокуратуры и их основные функции.
Заключение
Список использованных источников
Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.
Как уже говорилось, возглавляет систему прокурорских органов республики Генеральный прокурор. Он управляет всей деятельностью аппарата прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он также имеет право на издание ведомственных нормативно-правовых актов—приказов, указаний, распоряжений,—а также утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками прокурорских органов.
Приказ
Генерального прокурора РБ руководящего
характера определяет стратегическую
линию по осуществлению надзора
за исполнением законов в
Указание дается Генеральным прокурором в развитие приказа руководящего характера, в нем затрагивается какой-либо участок деятельности прокурора.
Распоряжение издается в целях выполнения, чаще всего немедленно, каких-либо действий прокурором и следователем.
Инструкция,
утверждаемая Генеральным прокурором,
предусматривает порядок
Генеральному прокурору подначалены и подотчетны все нижестоящие прокуроры, только он имеет право их назначать и освобождать от должности. Снятие с должности Генерального прокурора раньше окончания срока его полномочий, который, как и для всех прокуроров, составляет 5 лет (ст. 15 Закона), возможно лишь в случае совершения им преступления, а также в связи с невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья или по собственному желанию (ст. 13).
Республиканская
прокуратура представляет собой
центральное звено системы
Среднее звено прокурорских органов состоит из прокуратур областей, г. Минска, а также приравненных к ним. Возглавляются эти прокуратуры, соответственно, прокурорами областей (г. Минска). В их полномочия входит управление деятельностью аппарата соответствующих прокуратур и подчиненных органов, а также издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 17). Им подчинены и подотчетны также нижестоящие прокуроры.
Прокуроры
областей имеют несколько (обычно 2-3)
заместителей. В структуре областных
прокуратур выделяют отделы и управления,
возглавляемые начальниками и имеющие
в штате соответствующих
Основным
звеном органов прокуратуры являются
прокуратуры городов, районов, межрайонные
и приравненные к ним прокуратуры.
Возглавляются они
Кроме
того, в соответствии со ст. 18 Закона
о прокуратуре, могут назначаться
прокуроры для городов с
При прокуратурах областей (г. Минска) и республиканской прокуратуре могут образовываться коллегии (ст. 20). Они выполняют функцию совещательного органа при соответствующей прокуратуре и рассматривают наиболее важные вопросы деятельности органа, требующие коллективного обсуждения и выработки решений, обсуждают проекты важнейших приказов и указаний, отчеты глав отдельных структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других работников. На заседаниях коллегий могут заслушиваться отчеты и объяснения глав органов государственного управления и контроля, предприятий, организаций, учреждений, других должностных лиц по вопросам исполнения закона.
В состав коллегии республиканской прокуратуры входят Генеральный прокурор РБ (в качестве председателя), его первый заместитель и заместители (по должности), иные прокурорские работники. В коллегии областных прокуратур входят прокурор области (председатель), его первый заместитель и заместители по должности и другие прокурорские работники. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором РБ по представлению соответствующего прокурора.
В
структуре прокурорских органов
можно также выделить следственный
аппарат. Следственный аппарат республиканской
прокуратуры состоит из старших
следователей по особо важным делам,
следователей по особо важным делам,
старших следователей-
Следственный аппарат прокуратур областей, г. Минска и приравненных к ним состоит из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи (ст. 19).
Следственный аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоит из следователей и старших следователей.
Следователи
прокуратуры проводят расследования
по делам о преступлениях, отнесенных
законом к их компетенции, а также
по любым другим по указанию прокурора.
Заключение
Прокурорский надзор—один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность—неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура—единая централизованная система органов. Ее деятельность регулируется Конституцией и Законом РБ «О прокуратуре Республики Беларусь». В прокурорском надзоре выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону судебных решений и надзор за выполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного воздействия государства.
Возможность
опротестования прокурором незаконных
актов поднадзорных органов является
гарантией соблюдения законности и
правопорядка в обществе. Таким образом,
прокуратуре принадлежит одно из
важнейших мест в системе правоохранительных
органов, и должность прокурора
является почетной и трудной работой,
привлекательной для всякого
юриста.
Список
использованных источников
1. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 марта 1994 г. N 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 N 1))
2. Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 №220-3 (ред. 31.12.2009) «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993. (с изменениями и дополнениями вступившими в силу 18.03.2010);
3. В. И. Басков «Курс прокурорского надзора», М., «БЕК», 1998;
4. И. И. Мартинович «Наше правосудие», Мн., 1983;
5. В. Парамонов. Судебная защита протеста прокурора // Судовы веснік, 2009., № 7