Понятие прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:17, реферат

Описание работы

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Содержание

Введение
Понятие прокурорского надзора
Отличие прокурорского надзора от контроля.
Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора.
Иерархия органов прокуратуры и их основные функции.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

понятие прок надзора.docx

— 26.90 Кб (Скачать)

    Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.

    Как уже говорилось, возглавляет систему  прокурорских органов республики Генеральный  прокурор. Он управляет всей деятельностью  аппарата прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он также имеет право на издание ведомственных нормативно-правовых актов—приказов, указаний, распоряжений,—а также утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками прокурорских органов.

    Приказ  Генерального прокурора РБ руководящего характера определяет стратегическую линию по осуществлению надзора  за исполнением законов в определенной отрасли надзора или в каком-либо направлении деятельности органов  прокуратуры.

    Указание  дается Генеральным прокурором в  развитие приказа руководящего характера, в нем затрагивается какой-либо участок деятельности прокурора.

    Распоряжение  издается в целях выполнения, чаще всего немедленно, каких-либо действий прокурором и следователем.

    Инструкция, утверждаемая Генеральным прокурором, предусматривает порядок производства каких-либо процессуальных или оперативных  действий. В Инструкции может быть предусмотрен порядок ведения статистической отчетности, учета и регистрации  совершенных преступлений и т.п[2].

    Генеральному  прокурору подначалены и подотчетны все нижестоящие прокуроры, только он имеет право их назначать и освобождать от должности. Снятие с должности Генерального прокурора раньше окончания срока его полномочий, который, как и для всех прокуроров, составляет 5 лет (ст. 15 Закона), возможно лишь в случае совершения им преступления, а также в связи с невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья или по собственному желанию (ст. 13).

    Республиканская прокуратура представляет собой  центральное звено системы органов  прокуратуры. Во главе ее, как и  во главе всех прокуратур, стоит  прокурор республики. В структуре  республиканской прокуратуры выделяют отделы и управления, возглавляемые  начальниками, имеющими заместителей. Отделы и управления включают прокуроров отделов и управлений.

    Среднее звено прокурорских органов состоит  из прокуратур областей, г. Минска, а также приравненных к ним. Возглавляются эти прокуратуры, соответственно, прокурорами областей (г. Минска). В их полномочия входит управление деятельностью аппарата соответствующих прокуратур и подчиненных органов, а также издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 17). Им подчинены и подотчетны также нижестоящие прокуроры.

    Прокуроры областей имеют несколько (обычно 2-3) заместителей. В структуре областных  прокуратур выделяют отделы и управления, возглавляемые начальниками и имеющие  в штате соответствующих прокуроров.

    Основным  звеном органов прокуратуры являются прокуратуры городов, районов, межрайонные  и приравненные к ним прокуратуры. Возглавляются они соответствующим  прокурором, который имеет заместителя  и помощников, функции которых  обычно распределяются по отраслям надзора.      

    Кроме того, в соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре, могут назначаться  прокуроры для городов с районным делением. В их компетенцию входит управление деятельностью районных прокуратур, а также возможность  внесение на рассмотрение вышестоящего прокурора предложений об изменении  штатного количества аппарата подчиненных  прокуратур и о расстановке кадров.

    При прокуратурах областей (г. Минска) и республиканской прокуратуре могут образовываться коллегии (ст. 20). Они выполняют функцию совещательного органа при соответствующей прокуратуре и рассматривают наиболее важные вопросы деятельности органа, требующие коллективного обсуждения и выработки решений, обсуждают проекты важнейших приказов и указаний, отчеты глав отдельных структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других работников. На заседаниях коллегий могут заслушиваться отчеты и объяснения глав органов государственного управления и контроля, предприятий, организаций, учреждений, других должностных лиц по вопросам исполнения закона.

    В состав коллегии республиканской прокуратуры  входят Генеральный прокурор РБ (в  качестве председателя), его первый заместитель и заместители (по должности), иные прокурорские работники. В коллегии областных прокуратур входят прокурор области (председатель), его первый заместитель и заместители по должности и другие прокурорские работники. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором РБ по представлению соответствующего прокурора.

    В структуре прокурорских органов  можно также выделить следственный аппарат. Следственный аппарат республиканской  прокуратуры состоит из старших  следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также  начальников ( заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

    Следственный  аппарат прокуратур областей, г. Минска и приравненных к ним состоит из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи (ст. 19).

    Следственный  аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоит из следователей и старших следователей.

   Следователи прокуратуры проводят расследования  по делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, а также  по любым другим по указанию прокурора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Прокурорский надзор—один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность—неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура—единая централизованная система органов. Ее деятельность регулируется Конституцией и Законом РБ «О прокуратуре Республики Беларусь». В прокурорском надзоре выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону судебных решений и надзор за выполнением законов   в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного воздействия государства.

   Возможность опротестования прокурором незаконных актов поднадзорных органов является гарантией соблюдения законности и  правопорядка в обществе. Таким образом, прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, и должность прокурора  является почетной и трудной работой, привлекательной для всякого  юриста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников 

    1.   КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 марта 1994 г. N 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 N 1))

    2.   Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 №220-3 (ред. 31.12.2009) «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993. (с изменениями и дополнениями вступившими в силу 18.03.2010);

    3.    В. И. Басков «Курс прокурорского надзора», М., «БЕК», 1998;

    4.   И. И. Мартинович «Наше правосудие», Мн., 1983;

5.   В. Парамонов. Судебная защита протеста прокурора // Судовы веснік, 2009., № 7

Информация о работе Понятие прокурорского надзора