Понятие прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:17, реферат

Описание работы

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Содержание

Введение
Понятие прокурорского надзора
Отличие прокурорского надзора от контроля.
Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора.
Иерархия органов прокуратуры и их основные функции.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

понятие прок надзора.docx

— 26.90 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

                  Кафедра уголовно-правовых дисциплин 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Прокурорский надзор

на тему: Понятие прокурорского надзора 
 
 
 
 
 

Cтудент

ФП, 4-й курс, ДПВ-1 _______ Т. Г. Каранкевич 

Проверила

ассистент

      _______  О. В. Москалева 
 
 

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Понятие прокурорского  надзора

  1. Отличие прокурорского надзора от контроля.
  2. Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора.
  3. Иерархия органов прокуратуры и их основные функции.

Заключение

Список использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Как основа  нормальной жизни общества и его членов законность, т. е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний элементом правового государства является важнейшим  составным элементом правового государства. Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания.

    Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора  за точным и единообразным исполнением  законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и  граждан в духе добросовестного  исполнения своих конституционных  обязанностей и т.п.    

      В данной работе рассматриваются  понятие прокурорского   надзора, его отличительные черты. Далее речь идет об основных отраслях прокурорского надзора и об их основных особенностях, а также об актах прокурорского надзора.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие прокурорского надзора 

  1. Отличие прокурорского надзора  от контроля

    В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом « О прокуратуре В Республики Беларусь» прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов представляет собой самостоятельную отрасль  государственной деятельности . Как самостоятельная отрасль права прокурорский надзор за точным и  единообразным исполнением законов в государстве определяется совокупностью правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия  их организации и деятельности, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности, средства прокурорского реагирования на нарушения закона и  процессуальные акты, исходящие от прокуроров как блюстителей законности.

    Наряду  с прокурорским надзором соблюдение законности в государстве    обеспечивается государственным контролем. Контроль  в большинстве случаев производится вместе с проверкой непосредственно вышестоящими по отношению к подконтрольным и проверяемым объектам органами управлениями специальными органами или их должностными лицами.

    Надзор  же, как способ обеспечения законности в сфере государственного управления заключается  в постоянном, систематическом наблюдении специальными органами (в данном случае органами прокуратуры) за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности. 

    2. Соблюдение законности  как предмет прокурорского  надзора. 

    Только  при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний  закона можно создать внутренне  сильное, монолитное государство, которое  способно отстоять свою независимость  и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.

    Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением  законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение  понятия законности как социального  явления.

    Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и подзаконным  актам, не учитывая того, что это  лишь один из элементов, составляющих содержание законности.

    К чему это приводит на практике?

    Когда надо усилить борьбу с каким-либо нарушением закона, сразу же становится вопрос об изменении действующего закона или о внесении в него дополнений. Закон «совершенствуется», а положение  с его соблюдением не изменяется.

    Если  законы не будут проводиться в  жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более того. Поэтому исполнение закона, то есть действие органов исполнительной власти, является непременным условием соблюдения законов.

    Каждое  государство создает систему  гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным  исполнением законов. Это также  является составным элементом понятия  законности.

    Наконец, государство устанавливает различного рода ответственность за допущенное нарушение закона в зависимости  от степени опасности нарушения. Ответственность может быть уголовной, административной, материальной или  дисциплинарной, но она должна неотвратимо  наступить. Известно, что безнаказанность  ведет к совершению еще более  опасных нарушений закона.

    Таким образом, содержание понятия законности образуется из следующих элементов:  

    - законы и подзаконные акты; 

    - исполнение законов и подзаконных  актов, то есть проведение их  в жизнь; 

    - надзор за точным и единообразным  исполнением законов;

    - ответственность за допущенное  нарушение закона. 
Поэтому, когда речь идет об укреплении законности, государство, его органы власти и управления должны разработать меры в направлениях совершенствования законодательства, усиления деятельности органов исполнительной власти, активизации прокурорского надзора, усилении ответственности за допущенное нарушение закона. Только комплексный подход к решению этих проблем позволит успешно создать режим законности в государстве.

    Право и законность необходимо рассматривать  как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем. Законность в нашем государстве—это организующий и дисциплинирующий фактор, требующий строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого выполнения каждым своих обязанностей, который способствует росту активности граждан и в то же время удерживает их от беззакония и произвола.

    Забота  государства, его законодательных  и исполнительных органов по укреплению законности проявляется в следующем:

        ·в  совершенствовании действующего законодательства и расширении сферы правового  регулирования в соответствии с  уровнем развития правового государства.

        ·в  совершенствовании гарантий законности, как общегосударственных, так и  правовых.

        ·в  принятии мер по совершенствованию  деятельности органов суда, прокуратуры, внутренних дел и иных правоохранительных органов.

        ·в  мобилизации широкой общественности на борьбу с преступностью и иными  правонарушениями, на преодоление других негативных явлений.

   Все это вместе взятое должно способствовать процессу формирования правового государства, обеспечения верховенства закона. Ни один государственный орган, коллектив  или общественная организация, ни одно должностное лицо или гражданин, какое бы положение в обществе они не занимали, не освобождается  от обязанности подчиняться закону.

   Принятая  в республике в 1994 г. Конституция  создала необходимую социальную базу для дальнейшего развития и  совершенствования права по основным его отраслям, что, несомненно, будет  способствовать укреплению законности и правопорядка в стране. Справедливости ради стоит отметить, что не все  принятые и принимаемые нормативные  акты отвечают требованиям жизни, в  некоторых из них есть противоречия с другими, разноречия, разночтения  в одних и тех же актах. Отдельные  законы принимаются в спешке, без  глубокой научной проработки. Однако это не исключает той большой  законодательной деятельности, которая  проводится.

   Перестройка работы судов, прокуратуры, органов  внутренних дел и юстиции, которой  сейчас заняты органы законодательной  и исполнительной власти, направлена на то, чтобы была надежно обеспечена охрана интересов государства, органов  государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, и, прежде всего, прав и законных интересов  граждан. Деятельность этих органов должна быть организована таким образом, чтобы каждое совершенное преступление было раскрыто, чтобы по нему было произведено полное, объективное и всесторонне расследование, чтобы ни одно виновное лицо не избежало законного наказания и, в то же время, чтобы ни одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осуждено.

   Органам прокуратуры принадлежит важнейшее  место в системе государственных  органов, призванных поддерживать законность и правопорядок в стране. Между  тем на состоянии законности отразились децентрализация прокурорского  надзора, оказание на прокуроров влияния  местными органами государственной  власти и управления, должностных  лиц. Многие прокуроры не смогли противостоять  этим влияниям и принимали незаконные и необоснованные решения как в сфере общего надзора, так и в уголовном и гражданском судопроизводстве. Снижение профессионализма следователей, прокуроров и судей влечет неэффективность их деятельности, не отвечающей требованиям времени и задачам по построению в РБ правового государства.

   Деятельность  органов прокуратуры будет по-настоящему эффективной, когда она будет  осуществляться в условиях гласности  и демократии. Практика показывает, какими крупными издержками оборачивается  недооценка глубинных связей законности в сочетании с гласностью и  демократией в деятельности правоохранительных органов.  

   3. Иерархия органов  прокуратуры и  их основные функции.

    На  высшем юридическом уровне статус, функции и структура прокуратуры  закреплены в главе 7 раздела VI Конституции  Республики Беларусь 1994 г. с изменениями  и дополнениями 1996 г.

    Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность прокуратуры в РБ является Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 г. с изменениями и дополнениями.

    Согласно  Конституции, единую централизованную систему органов прокуратуры  возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры  назначаются генеральным прокурором (ст. 126). Подробности организации  системы прокурорских органов закреплены в Законе о прокуратуре.

    Согласно  закону, прокуратура Республики Беларусь состоит из республиканской прокуратуры, являющейся центральным аппаратом  системы органов прокуратуры, прокуратур областей и приравненной к ним  прокуратуры города Минска. Кроме  того к ней относятся прокуратуры  городов (районов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, которые могут назначаться и  распускаться по представлению Генерального прокурора. К ним относятся военная, транспортная, природоохранительная прокуратуры  и прокуратура по надзору за исправительно-трудовыми  учреждениями. По своему статусу специализированные прокуратуры приравниваются к прокуратурам областей, районов (городов) или межрайонных  прокуратур (ст. 12).

Информация о работе Понятие прокурорского надзора