Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:43, реферат
Современное уголовное судопроизводство в соответствии с правилом, закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, основывается на принципе состязательности и равноправия сторон. Важнейшим проявлением состязательности является предоставление подозреваемому реальной возможности активно участвовать в судопроизводстве.
Введение…………………………………………………………………….2стр.
Глава 1. Понятие подозреваемого в уголовном процессе России…...4стр.
Глава 2. Основания признания лица подозреваемым…………………9стр.
Глава 3. Правовое положение подозреваемого
3.1.Понятие и основные элементы правового положения подозреваемого……………………………………………………………11стр.
3.2. Реализация права подозреваемого на защиту……………….15стр.
Заключение…………………………………………………………………16стр.
Литература…………………………………………………………………
Наличие информации, свидетельствующей
о причастности лица к преступлению,
во многом определяет характер деятельности
органа расследования на этапе подозрения
и его отношение к
Возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица обосновывает необходимость сохранения названного основания наделения лица статусом подозреваемого в действующем законе. Возбуждение уголовного дела в отношении определенного лица является частным случаем возбуждения уголовного дела по факту совершения преступления, что позволяет решить проблемные ситуации, связанные с таким порядком. Если дело возбуждено в отношении конкретного лица, а в дальнейшем суд отменит это постановление ввиду непричастности лица к совершению преступления, либо если расследованием будет установлено другое лицо, совершившее преступление, либо если в ходе расследования, у подозреваемого будут обнаружены соучастники, нет нужды в вынесении нового постановления о возбуждении уголовного дела и повторном совершении следственных действий для закрепления ранее полученных доказательств. Основания задержания подозреваемого в совершении преступления регламентированы статьей 91 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований: когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения, когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление, либо когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Следует считать верной существующую точку зрения о том, что возможность возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица требует нового подхода к определению поводов к возбуждению уголовного дела. Статью 140 УПК РФ необходимо дополнить, где необходимо перечислить поводы к возбуждению уголовного дела в отношении конкретного лица.
Таким образом, можно констатировать, что с момента фактического определения субъекта, предполагаемо совершившего преступление, у него, соответственно, возникает и статус лица, подозреваемого в совершении преступления. Так же неминуемо уже с этого момента у него возникает и право на защиту.
Глава 3. «Правовое положение подозреваемого»
3.1.«Понятие и основные элементы правового положения подозреваемого»
Исследуем процессуальный статус подозреваемого. Элементами процессуального статуса подозреваемого следует считать права, гарантии их соблюдения, обязанности и возможные меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
Подозреваемый принимает участие в уголовном процессе только в стадии предварительного расследования. Особенность его правового положения состоит в том, что свои права и обязанности в уголовном деле он приобретает не по постановлению органа расследования (как это характерно для иных участников процесса - обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и др.), а вследствие принятия решений, указанных в ч. 1 ст. 46 УПК. При всей разнородности решений о возбуждении уголовного дела в отношении определенного лица, о задержании, об уведомлении о подозрении в совершении преступления и о применении меры пресечения у них есть и общее. В них впервые в материалах уголовного дела находит определенное документальное выражение возникшее в отношении лица подозрение (как предположение о причастности к преступлению).
Лица, в отношении которых имеются
оперативно-розыскные или иные данные
о причастности к преступлению, не
признаются подозреваемыми, если они
не задержаны или не арестованы,
или в отношении них не возбуждено
уголовное дело. Не считаются подозреваемыми
также лица, в отношении которых
получены уголовно-процессуальные доказательства,
позволяющие их заподозрить в
совершении преступления, но недостаточные
для задержания и заключения под
стражу, если они не уведомлены в
установленном порядке о
Лицо становится подозреваемым не с момента оглашения протокола задержания, который составляется не позже чем через 3 часа после доставления задержанного в орган дознания или к следователю, а с момента фактического его задержания (п. 11 ст. 5 УПК). Именно с этого момента каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ). К моменту доставления задержанного в орган дознания или к следователю он уже является подозреваемым (ч. 1 ст. 92 УПК). Из этого следует, что его нельзя допрашивать в качестве свидетеля, проводить с ним следственные действия, где он выступает в этом качестве и лишен возможности пользоваться услугами защитника, и что он обладает правом на молчание.
Справедливо утверждение
тех авторов (О.И. Андреевой, В.В. Сероштана),
которые считают необходимым
закрепление в отдельной норме
УПК РФ процессуальных прав, обязанностей
и ответственности
Кроме того, простое перечисление в законе всех прав подозреваемого отнюдь не означает их автоматическую реализацию на практике, необходимы действенные механизмы их осуществления, т.е. процессуальные гарантии. Наука уголовного процесса выделяет следующие элементы гарантий: 1) это средства и способы, создающие равные для всех участников возможности осуществления своих прав (С.А. Курушин); 2) меры, направленные на защиту правового статуса личности (С.М. Трашкова); 3) соблюдение должностными лицами процессуальной формы (О.И. Андреева); 4) информирование лица о его правах и механизмы восстановления прав в случае их нарушения (В.С. Шадрин); 5) корреспондирующие правам обязанности должностных лиц и органов, ведущих уголовное судопроизводство (А.С. Стройкова).
Классифицировать права подозреваемого можно по различным основаниям. В частности, признавая, что весь комплекс прав используется им для осуществления функции защиты, некоторые права, кроме того, обеспечивают подозреваемому возможность участия в доказывании. Также в числе прав подозреваемого мы выделяем три группы: 1) общие (личные) права, которые даны ему как личности вне зависимости от факта уголовного преследования (поскольку статус подозреваемого базируется на общем конституционно-правовом статусе человека и гражданина); 2) процессуальные права, которыми он наделен как участник уголовного судопроизводства; 3) специальные права подозреваемого, отражающие специфику его статуса как участника уголовного процесса со стороны защиты.
Реализация ряда прав подозреваемого на практике вызывает серьезные проблемы вследствие как недостатков правового регулирования, так и неправильного применения норм уголовно-процессуального закона органами предварительного расследования.
В частности, некорректно сформулирована норма п. 4 ч. 4 ст. 46 УПК РФ, предоставляющая подозреваемому право представлять доказательства. Очевидно, что представляемые подозреваемым предметы и документы только тогда будут доказательствами, когда уполномоченное должностное лицо признает их таковыми и приобщит к материалам уголовного дела. Однако даже корректировка указанной нормы не способна обеспечить реальную возможность ее неукоснительной реализации, поскольку в УПК РФ не предусмотрен соответствующий процессуальный механизм. В частности, на должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, не возложена корреспондирующая рассматриваемому праву обязанность, а это означает, что представленные предметы и документы зачастую будут просто проигнорированы.
Установленные законом процессуальные сроки рассмотрения судьей или прокурором жалоб подозреваемого (3 и 5 суток) ущемляют право задержанного лица обжаловать законность задержания. Несовершенство закона восполняют подзаконные ведомственные акты, в частности, приказы Генеральной прокуратуры, хотя очевидно, что в области обеспечения прав личности необходимо именно законодательное регулирование.
Право подозреваемого знать, в чем он подозревается, закон связывает, прежде всего, с возможностью получить копию того процессуального документа, который и поставил его в положение подозреваемого. Однако при возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица подозреваемому в соответствии со ст. 146 УПК РФ лишь сообщается об этом. Кроме того, рассматриваемое право часто бывает существенно ограничено должностными лицами, ведущими производство по уголовному делу, которые в соответствующих процессуальных документах отражают суть подозрения весьма поверхностно, порой ограничиваясь лишь ссылкой на конкретную норму УК РФ. В связи с этим я считаю необходимым закрепить в законе обязанность следователя (дознавателя) подробно и обстоятельно фиксировать суть подозрения в постановлении о возбуждении уголовного дела, в протоколе задержания, в постановлении о применении меры пресечения либо в уведомлении о подозрении и повторно разъяснять суть и основания подозрения до начала каждого допроса.
3.2. «Реализация права подозреваемого на защиту»
Попадая в орбиту уголовного преследования, часто подозреваемый находится в состоянии стресса, растерянности, испуга. В случае давления или злоупотребления властью со стороны сотрудников правоохранительных органов подозреваемые допускают порой ошибки в своем поведении, которые иногда приводят к тяжелейшим последствиям. На помощь подозреваемому приходит защитник, являющийся участником уголовного судопроизводства. В качестве защитника выступает адвокат. Он помогает обеспечить защиту прав и интересов в ходе расследования уголовного дела, а в некоторых случаях и добиться освобождения от уголовного преследования. Несмотря на наличие права пользоваться помощью защитника и все вытекающее из этого права, законодатель закрепляет также самостоятельные права подозреваемого в уголовном судопроизводстве по вопросам доказывания. Право подозреваемого на защиту включает всю совокупность его процессуальных прав. В ст. 46 УПК перечислены только наиболее важные права, определяющие правовое положение данного субъекта. Правовой статус подозреваемого составляют также иные права, предусмотренные предписаниями о применении мер уголовно-процессуального принуждения, производстве ряда следственных действий, о доказательствах и доказывании, об обязанностях органов предварительного расследования, о правах и обязанностях защитника. Право подозреваемого знать, в чем он подозревается, обеспечивается обязанностью следователя или дознавателя ознакомить его с постановлением о возбуждении уголовного дела (если дело возбуждено в отношении определенного лица), с протоколом задержания или постановлением о применении меры пресечения, с уведомлением о подозрении в совершении преступления, а также разъяснить сущность подозрения на допросе. Кроме того, подозреваемый вправе получить копию одного из документов, указанных в п. 5 комментария к данной статье. Узнав о подозрении, лицо вправе потребовать копию уголовно-процессуального документа, в котором выражено такое подозрение. Ходатайство об этом может быть заявлено подозреваемым немедленно после сообщения ему о возбуждении уголовного дела, о задержании или о применении меры пресечения.
Подводя итог, следует отметить, что УПК РФ закрепляет право подозреваемого защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ (п. 11 ч. 4 ст. 46 и п. 21 ч. 4 ст. 47 УПК РФ). Представляется, что под этим можно понимать право подозреваемого собирать и представлять доказательства по принципу - что не запрещено, то разрешено. Состязательность в уголовном процессе предполагает равноправие сторон - участников уголовного судопроизводства, поэтому ограничивать в правах по доказыванию подозреваемого было бы нарушением принципа состязательности.
Заключение
Таким образом, рассмотрев правовое положение подозреваемого в уголовном процессе России, в соответствии с поставленными в работе задачами, можно сделать следующие выводы.
Подозреваемый является активным и полноправным участником уголовно-процессуальной деятельности в российском уголовном судопроизводстве наряду с другими его участниками.
Статус подозреваемого -
это совокупность правовых свойств
лица, вовлекаемого в уголовное производство
в связи с имеющимся в
Процессуальный статус подозреваемого, будучи составной частью института подозреваемого, является сердцевиной, главной составляющей этого института. Все остальное содержание института подозреваемого выступает в качестве средств его реализации и регулирования.
Реальным основанием для признания лица подозреваемым является не результат применения к лицу соответствующих мер процессуального принуждения либо форм уголовного преследования (возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица), а фактические данные, позволяющие предполагать причастность соответствующего лица к совершению преступления.
Литература
1. Козлова, А.А. Понятие и основания появления в уголовном процессе подозреваемого / А.А. Козлова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». – 2006. – Вып. 8. – Т. 1. – № 13 (68). – С. 105–107. – 0,3 п.л.
2. Быков, В.М.
Подозреваемый в уголовном
3. Терегулова, А.А. Порядок получения показаний подозреваемого / А.А. Терегулова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». – 2008. – Вып. 15. – № 18 (118). – С. 56–60. – 0,4 п.л.