Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:43, реферат
Современное уголовное судопроизводство в соответствии с правилом, закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, основывается на принципе состязательности и равноправия сторон. Важнейшим проявлением состязательности является предоставление подозреваемому реальной возможности активно участвовать в судопроизводстве.
Введение…………………………………………………………………….2стр.
Глава 1. Понятие подозреваемого в уголовном процессе России…...4стр.
Глава 2. Основания признания лица подозреваемым…………………9стр.
Глава 3. Правовое положение подозреваемого
3.1.Понятие и основные элементы правового положения подозреваемого……………………………………………………………11стр.
3.2. Реализация права подозреваемого на защиту……………….15стр.
Заключение…………………………………………………………………16стр.
Литература…………………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие подозреваемого в уголовном процессе России…...4стр.
Глава 2. Основания признания лица подозреваемым…………………9стр.
Глава 3. Правовое положение подозреваемого
3.1.Понятие и основные
элементы правового положения подозреваемого…………………………………………
3.2. Реализация права подозреваемого на защиту……………….15стр.
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современное уголовное судопроизводство в соответствии с правилом, закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, основывается на принципе состязательности и равноправия сторон. Важнейшим проявлением состязательности является предоставление подозреваемому реальной возможности активно участвовать в судопроизводстве.
На начальных стадиях уголовного процесса, когда имеется дефицит доказательств, чрезвычайно возрастает опасность следственной ошибки, поэтому необходимо в максимально сжатые сроки предоставить подозреваемому возможность реализовывать свои права для защиты от подозрения.
Несмотря на значительное
продвижение в этом направлении,
уголовно-процессуальный закон еще
не до конца воплотил идею состязательности
в конкретных нормах, в том числе,
регулирующих процессуальное положение
подозреваемого. В частности, недостаточно
гарантирована возможность
Последовательная реализация принципа состязательности способствует правильному разрешению уголовного дела, поскольку создает условия для расширения доказательственной базы, отстаивания каждой из сторон своей версии. Кроме того, этот принцип обеспечивает защиту личности, подвергающейся уголовному преследованию. Для такого лица состязательное уголовное судопроизводство является единственной формой уголовного процесса, в котором подозреваемый может занять активную позицию, без чего немыслимо полноценное противостояние позиции стороны обвинения.
Статья 2 Конституции РФ называет человека, его права и свободы высшей ценностью в государстве. Названная норма является одной из основ конституционного строя, поэтому ее действие распространяется на все сферы правового регулирования. Не составляет исключения и сфера уголовно-процессуального права, в которой важнейшим, на наш взгляд, проявлением этого положения является используемая в действующем уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее УПК РФ) формулировка назначения уголовного судопроизводства.
При этом на практике по-прежнему
допускаются случаи нарушения прав
тех участников уголовного судопроизводства,
чья процессуальная позиция противопоставляется
позиции органов, осуществляющих предварительное
расследование и наделенных государственной
властью. Причина этому кроется
как в неправильном применении или
игнорировании уполномоченных должностных
лиц норм закона, так и в недостатках,
допущенных законодателем при создании
уголовно-процессуального
На основании выше сказанного исследование процессуального статуса подозреваемого, проблемы обеспечения реализации его прав, применения к нему мер процессуального принуждения представляют значительный интерес. При разрешении указанных проблем становится возможным не только ограждение лица от необоснованного уголовного преследования, но и реализация принципа законности в ходе досудебного производства по уголовным делам.
Об актуальности выбранной
темы свидетельствует протекающий
с самого момента принятия УПК
РФ в 2001 г. процесс активного
Глава 1. «Понятие подозреваемого в уголовном процессе России»
Проведем исследование категории подозрения как основного элемента понятия подозреваемого.
Подозреваемым признается лицо
в отношении, которого есть предположение,
что он принимал участие в совершении
преступления.
Определяется посредством оперативно
розыскной деятельности – лицо, в отношение
которого имеется оперативная информация,
данные, которые могут служить основанием
для принятия определенных мер с целью
пресечения, раскрытия совершенного преступления.
Лицо, в отношение которого имеются данные
о совершении им преступления, но не достаточные
для привлечения его в качестве обвиняемого
с предъявлением ему обвинения, но вызывающее
необходимость незамедлительного принятия
к нему мер пресечения или задержания.
Отличается от обвиняемого
тем, что по обстоятельствам дела еще не
может быть предъявлено обвинение т.к.
еще не выяснены необходимые для этого
факты, несобранны и не проверенны необходимые
доказательства, однако то, что выяснено,
не позволяет оставить данное лицо на
свободе, т.к. это лицо представляет опасность
общества, либо может мешать нормальному
ходу следствия.
Подозреваемый как участник уголовного процесса приобретает права и несет обязанности в силу определенного правового акта (протокола или постановления о задержании, постановления об избрании меры пресечения, до предъявления обвинения).
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в настоящее время не существует легального определения подозреваемого, что само по себе свидетельствует о необходимости совершенствования правовых норм в этой области.
Советская наука уголовного процесса в понятие подозреваемого вкладывала две составляющие: 1) наличие данных, позволяющих подозревать лицо в совершении преступления, но недостаточных для предъявления обвинения; 2) правоприменительный акт, воплощающий решение об уголовном преследовании этого лица в форме задержания, применения меры пресечения (М.С. Строгович, М.А. Чельцов, В.А. Стремовский), возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица (Л.М. Карнеева).
Современные авторы при определении понятия подозреваемого называют следующие признаки: 1) наличие подозрения (предположения) в причастности к совершению преступления; 2) подтверждение этого подозрения доказательствами; 3) вовлечение лица в уголовное судопроизводство с целью проверки подозрения посредством производства определенных процессуальных действий; 4) возможность такого вовлечения только до предъявления обвинения.
Понятие подозрения увязывается
ими с деятельностью
Следует различать подозрение в криминалистическом и процессуальном смысле. В криминалистическом смысле подозрение – это всего лишь версия следователя (дознавателя) о причастности лица к совершению преступления, которая не обязательно влечет совершение процессуальных действий. Именно в процессуальном смысле подозрение – это обоснованное предположение органа предварительного расследования о совершении преступления определенным лицом, основанное на совокупности собранных доказательств, позволяющее следователю или дознавателю произвести в отношении этого лица определенные действия, означающие начало его уголовного преследования, и принять соответствующее решение, которое должно быть сформулировано в конкретном процессуальном документе.
Если для проверки подозрения совершаются конкретные процессуальные действия, то подозрение является частью уголовного преследования – деятельности, направленной на изобличение лица в совершении преступления. Продолжением такой деятельности является обвинение. В соответствии с законом, обвинением является обоснованное доказательствами утверждение о совершении преступления определенным лицом, и это утверждение всегда выражается в конкретных действиях должностного лица, ведущего производство по уголовному делу, и всегда сопровождается появлением обвиняемого.
В отличие от обвинения подозрение влечет совершение определенных действий и появление подозреваемого как участника уголовного судопроизводства только при наличии предусмотренных законом оснований. Кроме того, подозрение отличается от обвинения меньшей степенью определенности и обоснованности.
Для наделения лица статусом
подозреваемого помимо подозрения необходимо
совершение предусмотренных законом
процессуальных действий, свидетельствующих
о его уголовном преследовании.
Таким образом, подозреваемым следует
считать лицо, в отношении которого
следователем (дознавателем) по находящемуся
в его производстве уголовному делу
выдвинуто предположение о
Сущность подозрения излагается в том процессуальном документе, который наделяет лицо статусом подозреваемого. Гарантией реализации права подозреваемого знать, в чем он подозревается, должно служить закрепление в законе обязанности должностного лица, ведущего производство по уголовному делу, разъяснить подозреваемому, причастность его к какому преступлению предполагается, какие данные, имеющиеся у органа предварительного расследования, обосновывают это предположение.
Участие в уголовном процессе подозреваемого, и, в частности, его допрос, способствуют своевременной корректировке следственных версий, что позволяет сократить случаи изменения в процессе расследования обвинения и необоснованного привлечения лица в качестве обвиняемого.
Подозреваемый является временным участником уголовного судопроизводства, его судьба зависит от развития версии о причастности его к преступлению. Если предварительное расследование подтверждает подозрение, подозреваемый трансформируется в обвиняемого, если нет – подлежит освобождению от уголовного преследования.
Популярная в науке уголовного процесса точка зрения, в соответствии с которой срок пребывания лица в качестве подозреваемого зависит от основания его появления в уголовном судопроизводстве, представляется нам неверной. Истечение срока задержания (48 часов) или меры пресечения (10 суток) не отменяет оснований подозрения, а значит, не влечет прекращение статуса подозреваемого.
В случае неподтверждения в ходе расследования подозрения, должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, обязано вынести постановление о прекращении уголовного преследования по основанию непричастности подозреваемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ), в котором отмечается право подвергнутого незаконному уголовному преследованию на реабилитацию.
Отсюда хочется сделать вывод, что на этапе подозрения к лицу, привлеченному к уголовной ответственности, должен применяться более “мягкий” набор принудительных мер, чем на этапе обвинения. Подозрение – это еще не обвинение. Однако, по УПК РФ к подозреваемому из всех мер процессуального принуждения, применяемых на предварительном расследовании к обвиняемому, вообще не применяется только одна – временное отстранение от должности (ст. 114 УПК РФ). Более того, “применение к подозреваемому в порядке ст. 90 УПК (ст. 100 УПК РФ – И.П.) мер пресечения, главным образом, заключения под стражу, давно из исключения превратилось в правило”. Поэтому, сложившаяся практика в применении принуждения к подозреваемому видится недопустимой. Нельзя подозреваемого ставить на одну ступень с обвиняемым, поскольку этим не обеспечиваются гарантии охраны прав личности в уголовном процессе. Например, как показывает следственная практика, применив к подозреваемому заключение под стражу до предъявления обвинения, орган уголовного преследования при неподтверждении подозрения даже не пытается отменять эту меру пресечения, при этом все усилия направляя не на установление истины по делу, а на оправдание законности заключения подозреваемого под стражу. Изучение уголовных дел показало, что после процессуального задержания подозреваемого в порядке ст. 122 УПК РСФСР (ст. 91 УПК РФ) в 83% (!) случаев применяется мера пресечения, связанная с лишением свободы, т.е. заключение под стражу, сохраняясь в 75% случаев после предъявления обвинения. Такое исключительное применение данной меры пресечения в отношении подозреваемого вынуждает следователя перед прокурором оправдывать обоснованность ее использования, дабы не быть уличенным в заведомо незаконном заключении под стражу по ст. 301 УК РФ.
Таким образом можно сделать вывод, что подозрение в уголовном процессе занимает место предварительного этапа привлечения лица к уголовной ответственности, которое в свою очередь является частью уголовного преследования. Такой принципиальный подход к определению места подозрения в системе уголовно-процессуальной деятельности нужен обеим сторонам. Он позволяет эффективно работать не столько на конечный результат обвинения или осуждения, сколько на всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела с тем, чтобы конституционные права личности, оказавшейся под подозрением, были минимально ущемлены со стороны органов уголовного преследования.
Глава 2. «Основания признания лица подозреваемым»
В основе подозрения как уголовно-процессуального явления лежит информация, которой обладает следователь или дознаватель о причастности конкретного лица к расследуемому преступлению. При этом информация, из содержания которой следует вывод о совершении лицом преступления, может быть получена органом уголовного преследования как из оперативных, так и процессуальных источников.