Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 22:47, курсовая работа
Участие различных субъектов в уголовном деле, как носителей определенных прав и обязанностей, позволяет их распределить на несколько групп. В частности, свидетель относится к третьей группе, которая объединяет лиц, вовлекающихся в процесс для содействия организациям, гражданам или должностным лицам, выполнение задач судопроизводства и граждан в защите их прав. Согласно ст. 87 УПК РБ, в качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, которому что-либо известно по обстоятельствам дела. Свидетель в уголовном процессе незаменим, т.к. он создается самим фактом преступления.
На
основании ст. 162 УПК свидетель имеет
право: на возмещение расходов, понесенных
в связи с явкой по вызову и с проживанием;
возмещение недополученной им по месту
постоянной работы заработной платы за
время, затраченное в связи с вызовом по
уголовному делу; выплаты вознаграждения
за отвлечение от обычных занятий в случае,
если свидетель не работает. Свидетель
также имеет право на возмещение расходов
на участие адвоката при его допросе, если
последний осуществлял юридическую помощь
по назначению.
1.3 Безопасность свидетеля и членов его семьи.
При
наличии достаточных данных об угрозе
причинения вреда правам и законным
интересам свидетеля, а также
его родственникам или близким
он имеет право ходатайствовать
о применении мер безопасности, перечисленных
в ст. 10 УПК. Основанием для применения
дополнительных мер безопасности является
наличие сведений о возможности угрозы
свидетелю или иным участникам процесса
со стороны лица, в отношении которого
решается вопрос о применении меры пресечения
(ст. 117 УПК). УПК устанавливает характер
угрозы более определенно чем уголовный
закон. В Уголовном Кодексе состав преступления
связывается с точно перечисленными видами
посягательства - шантажом, с угрозой убийства,
причинением вреда здоровью, уничтожением
или повреждением имущества свидетеля,
потерпевшего, эксперта или их близких.
В ст. 10 УПК устанавливаются, кроме перечисленных
и совпадающих с УК оснований (угроза уничтожением
или повреждением имущества, применением
насилия, убийством), дополнительные -
"иные опасные противоправные деяния".
В ст. 193 УПК изъятие сведений из протокола
следственного действия установлено только
для потерпевшего, свидетеля, а также их
родственников и близких. Дополнительно
- в отношении представителя потерпевшего.
Основанием для рассмотрения дела в закрытом
судебном заседании является обеспечение
безопасности любого участника судебного
разбирательства, их родственников или
близких. В УПК предусматривается допрос
свидетеля и потерпевшего без оглашения
подлинных сведений, который проводится
вне визуального контроля со стороны других
участников процесса при угрозе безопасности
свидетеля, потерпевшего, а также их близких
родственников, родственников или близких.
Следует помнить и о возможности применения
внепроцессуальных мер безопасности в
отношении судьи, следователя, прокурора,
дознавателя, начальника органа дознания,
т.е. должностных лиц уголовного процесса.
Ходатайство о применении мер безопасности
направляется лицу, в чьем производстве
находится уголовное дело. Если в удовлетворении
ходатайства о применении мер безопасности
необоснованно отказано, свидетель вправе
обжаловать данное постановление (определение)
в общем порядке.
Глава II. Показания свидетеля в уголовном процессе.
2.1 Свидетельские показания.
Повтарюсь, что наибольшую роль в современном процессе, среди доказательств, играют свидетельские показания. Часто они являются единственными доказательствами по делу.
Свидетелей следует отличать, с одной стороны, от обвиняемых, которые также могут сообщать суду о своих восприятиях тех или иных фактов дела, a с другой стороны, — от экспертов. Как показывает самое название, обвиняемым является лицо, привлеченное по делу в качестве совершившего, единолично или вместе с другими, составляющее предмет этого дела преступление. Обвиняемый не может быть как-либо принуждаем к даче показания и не несет ответственности за ложное показание. Его показание имеет иное процессуальное значение и оценивается по иным началам, чем свидетельские показания. Это различие между обвиняемым и свидетелем не лишено практического значения. Его следует иметь в виду при решении вопроса, можно ли вызывать в качестве свидетелей лиц, которых имеется в виду привлечь в качестве обвиняемых, или которые уже привлечены к суду в качестве соучастников преступления? Иногда следователи, не собрав еще достаточных данных для привлечения подозреваемого лица в качестве обвиняемого, сначала допрашивают его в качестве свидетеля. Это, конечно, неправильно, потому что таким образом этот мнимый свидетель до известной степени принуждается к показанию и не пользуется процессуальными правами обвиняемого. Но в качестве свидетелей по делу своих соучастников могут быть допрашиваемы такие лица, о которых уже состоялся приговор, обвинительный или оправдательный, или дело о которых прекращено за отсутствием улик.
От эксперта свидетель отличается: 1) тем, что он, так сказать, дается самым событием, которое воспринял и которое должно служить содержанием его показания; в этом смысле свидетель — незаменим, эксперт же заменим. 2) Свидетель должен лишь сообщить о том, что он видел или слышал; эксперт же призывается для того, чтобы дать заключение, т. е. указать те выводы, которые на основании известных специальных знаний можно сделать из определенных фактов.
Всякому свидетелю, — по предварительном удостоверении, путем соответствующих вопросов, в его личности и отношениях к участвующим в деле лицам, a также предварительно спросив стороны, не имеют ли они возражений против допущения свидетеля к допросу, — председатель сначала напоминает об ответственности за лживые показания и предлагает рассказать все, что ему известно по делу, не примешивая обстоятельств посторонних и не повторяя слухов, неизвестно от кого исходящих. При этом, как правило, прежде всего допрашиваются потерпевшие от преступления, потом свидетели, указанные обвинителем, и, наконец, те, на которых сослался подсудимый. После того, как свидетель закончил рассказ, председатель предоставляет сторонам задавать свидетелю вопросы, причем сначала допрашивает свидетеля та сторона, по ссылке которой он призван к допросу, a затем — противная сторона. Каждая сторона может предлагать свидетелю и вторичные вопросы в разъяснение ответов, данных на вопросы противной стороны. Затем, если ответами на вопросы сторон предмет показания не вполне объяснен, то председатель, или члены суда, с разрешения председателя, или же присяжные заседатели, через того же председателя, могут предложить свидетелю вопросы дополнительные. Каждый свидетель может быть передопрошен в присутствии других свидетелей или поставлен с ними на очную ставку, но без повторения присяги.
Судебные Уставы допускают так называемый перекрестный допрос свидетеля, при котором при допросе свидетеля одной стороны другая может, с своей стороны, предложить вопрос для разъяснения сказанного, a затем, первая сторона может предложить новые вопросы в разъяснение ответов, данных на вопросы противной стороны, и т. д. Составители Судебных Уставов видели в перекрестном допросе свидетеля одно из самых действительных средств к обращению внимания его на все то, что в известных ему обстоятельствах по предмету его свидетельства может служить не только к обвинению, но и к защите, или, наоборот, не только к защите, но и к обвинению.
Как правило, свидетели допрашиваются порознь. Но они могут быть поставлены и на очную ставку с целью согласования их показаний и уличения того, кто показал неверно. Очная ставка должна быть разрешаема судом лишь после того, как исчерпаны все меры для получения от свидетеля правдивого показания (ст.222 УПК). Как перекрестный допрос, так и очная ставка должны быть производимы с большою осторожностью, для того, чтобы они не превращались в нравственную пытку для свидетеля. Свидетель является в суд для выполнения известной общественной повинности; к нему надо относиться с уважением, избегая всего, могущего его обидеть или унизить.
Свидетельство на суде есть гражданская обязанность. В случае неявки без уважительных причин свидетель подлежит денежному взысканию, a иногда и приводу. В случае отсрочки заседания за неявкою кого-либо из свидетелей, показание коих имеет существенное в деле значение, суд делает распоряжение: или о повторении вызова неявившемуся свидетелю, или о приводе его установленным порядком. Судебный следователь может подвергнуть свидетеля приводу, если последний, без законных к тому причин, не явится после посылки ему вторичной повестки. Мировой судья может подвергнуть приводу свидетеля, без уважительных причин не явившегося второй раз по делу с преступном деянии за которое в законе положено тюремное заключение. Что касается размеров денежного взыскания за неявку без уважительных причин, то судья может подвергнуть свидетеля взысканию. Кроме денежного взыскания неявившийся свидетель подвергается еще платежу издержек, причиненных отсрочкой, вследствие неявки, заседания вызванным в суд лицам.
Явившись в суд, свидетель обязан дать правдивое показание о всем, что ему известно по делу. Он не может отказаться от дачи ответов на вопросы, клонящиеся к обнаружению противоречия в его показаниях или несообразности их с известными обстоятельствами, или же с показаниями других свидетелей, но он не обязан отвечать на вопросы, уличающие его самого в каком-либо преступлении. Стороны должны с уважением относиться к свидетелю, хотя они имеют право предлагать свидетелю и вопросы о таких обстоятельствах, которые доказывают, что свидетель не мог показанного им ни видеть, ни слышать, или, по крайней мере, не мог видеть или слышать так, как о том свидетельствует.
Есть несколько категорий лиц, которые безусловно не допускаются к свидетельству. Это: — 1) безумные и сумасшедшие, 2) духовные лица (священники, настоятели и наставники старообрядческих согласий) — в отношении к признанию, сделанному им на исповеди; 3) защитники подсудимых — в отношении к признанию, сделанному им доверителями во время производства о них дел. Вряд ли можно согласиться с безусловным устранением от свидетельства душевнобольных. Конечно, к их показаниям надо относиться с особой осторожностью, но иногда эти показания могут быть ценны.
Свидетельские
показания, как и все другие доказательства,
оцениваются судом по внутреннему
убеждению. Указать какие-либо объективные
признаки, по которым суд мог бы
отличать правдивое показание от лживого,
невозможно. Судья должен оценивать свидетельское
показание по всем конкретным его особенностям
и по связи его с другими обстоятельствами
дела. При этом он должен обращать внимание
на нравственную личность свидетеля (его
судимость или отсутствие таковой, его
образ жизни, род занятий, его образование
и т. д.), поскольку она выясняется из дела,
на его отношения к участвующим в деле
лицам, на отчетливость и обстоятельность
его показания, на его близость к преступному
событию (очевидец, не очевидец), на логичность
и гармонию отдельных частей показания
и на соответствие показания другим данным
дела.
2.2 Понятие и значение показаний свидетеля.
Показания свидетеля – устное сообщение лицом, не несущим ответственности за совершение данного преступления, сведений о фактических обстоятельствах, имеющих значение для дела, сделанное и зафиксированное в соответствии с установленными за коном правилами.
Процессуальная природа показаний свидетеля определяется тем, что их основу составляют личные восприятия событий или действий, сведения о которых имеют значение для дела, либо знания о них, полученные от других лиц или из документов. По этому свидетель незаменим. Поскольку содержание свидетельских показаний составляют сведения о фактах, воспринятых непосредственно или из другого конкретного источника, не могут служить доказательством данные, сообщаемые допрашиваемым, если он не может указать источник своей осведомленности (гл. 10 УПК РБ). Об обстоятельствах, имеющих значение для дела, свидетель может узнать как вне производства по делу, так и в связи с проверочными действиями или уже после возбуждения уголовного дела (например, от лица, допрошенного в качестве подозреваемого или свидетеля, или в связи с исполнением им обязанностей понятого).
Предмет допроса свидетеля охватывает любые подлежащие установлению по данному делу обстоятельства, как входящие в предмет доказывания, так и те которые необходимы для собирания и правильной оценки доказательств. Закон специально оговаривает правомерность допроса свидетеля об обстоятельствах, характеризующих личность обвиняемого. Он может быть допрошен и о личности потерпевшего, а также других свидетелей, что может иметь значение для оценки их показаний. К предмету показаний свидетелей могут быть отнесены не только сведения о событии преступления, но и о сопутствовавших или предшествовавших ему обстоятельствах. Наконец, свидетелю могут быть поставлены вопросы, направленные на выяснение его способности правильно воспринимать и воспроизводить обстоятельства, составляющие предмет допроса. Поэтому он и несет ответственность за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний (ст. 60 УПК РБ). Следует также иметь в виду, что выяснение обстоятельств, указывающих на причастность к преступлению, предполагает наличие у допрашиваемого лица права на защиту, каковым свидетель не обладает. Если возникает вопрос об уголовной ответственности допрашиваемого, связанные с этим обстоятельства выходят за рамки предмета показаний свидетеля. В зависимости от совокупности собранных доказательств в подобном случае лицо допрашивается в качестве подозреваемого или обвиняемого. Учитывая, какое важное значение для раскрытия преступления могут иметь известные свидетелю обстоятельства, а также незаменимость лица, располагающего сведениями о них, закон сводит до минимума ограничения, препятствующие допросу в качестве свидетеля. Считая несовместимым осуществление функций лица, производящего расследование, обвинителя, судьи, эксперта, переводчика, секретаря с обязанностями свидетеля, закон не запрещает вместе с тем их допрос в качестве таковых в случае возникновения в том необходимости (например, для выяснения обстоятельств производства того или иного следственного действия, утраты того или иного доказательства; для проверки составленных в ходе производства по делу документов, если этого нельзя достичь иным путем, и т. д). Однако их допрос в качестве свидетелей служит основанием для отвода от исполнения иных процессуальных функций.
Допрос в качестве свидетеля законного представителя потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого прямо предусмотрен законом и, следовательно, не влечет за собой отвод такого лица от дальнейшего участия в деле в качестве законного представителя. Объясняется это тем, что законный представитель, как и свидетель, незаменим и, следовательно, совмещение их обязанностей в одном лице в ряде случаев неизбежно. В законе не содержится подобного указания в отношении гражданского истца и гражданского ответчика, но допустимость их допроса в качестве свидетелей, если речь идет о гражданах, не вызывает сомнения. Запрещено допрашивать в качестве свидетеля лишь защитника обвиняемого об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением возложенных на него обязанностей. Указанное правило связано с правом обвиняемого иметь защитника и служит гарантией беспрепятственного осуществления последним возложенных на него функций. Закон ограничивает запрет допроса защитника в качестве свидетеля кругом сведений, которые тот получает в связи с принятой на себя защитой. Если сведения, имеющие значение для дела, не связаны с осуществляемой защитой, защитник, как и любое другое лицо, может быть допрошен в качестве свидетеля. В этом случае он освобождается от обязанностей защитника по делу.
Информация о работе Показания свидетеля в уголовновтм процессе