Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Целью настоящей работы является анализ существующих теоретических положений, правовых норм, а также материалов практики, касающихся понятия наказания и целей наказания в уголовном праве. Соответственно необходима раскрыть основные вопросы касающиеся такого важного элемента уголовного права, как уголовное наказания.
Во исполнение данной цели ставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие уголовного наказания;
2) Раскрыть признаки и значение наказания;
3) Определить цели наказания;
4) Отграничить наказание от иных видов государственного принуждения

Содержание

Введение 3
Глава 1. Меры государственного принуждения
1.1 Соотношение социальной и юридической ответственности 5
1.2 Правонарушение как основание юридической ответственности 9
Глава 2. Понятие и сущность уголовного наказания
2.1 Признаки наказания 13
2.2 Цели наказания 18
2.3 Значение наказания в борьбе с преступностью 23
Глава 3. Отличие уголовного наказания от других
мер государственного принуждения 24
Заключение 29
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

уголовное наказание.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     Цель  восстановления социальной справедливости заключается в том, чтобы оградить государство, общество и каждую личность в отдельности, от произвола преступности. Наказание виновного должно свидетельствовать о торжестве справедливости и законности в обществе; сама деятельность правоохранительных органов ориентирована, прежде всего, на восстановление справедливости, нарушенной в результате противоправного деяния, носящего общественно-опасный характер.

     - Исправление осужденного. Эта цель предполагает, что назначенное наказание должно способствовать удержанию лица от совершения новых преступлений, его превращению в законопослушного гражданина. Речь не идет о том, чтобы превратить преступника в высоконравственную личность. Цель исправления состоит в том, чтобы в процессе претерпевания ограничений и лишений, связанных с наказанием, преступник переоценил свое прошлое поведение и пришел к выводу о том, что несовершение в дальнейшем преступлений будет для него гораздо полезней и выгодней, чем продолжение преступной деятельности.

     В УК 1960 года была сформулирована еще  одна цель уголовного наказания - цель перевоспитания осужденного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам общества. В поддержку этого положения Н.С. Ной писал: «Исправление и перевоспитание как главная цель наказания может считаться достигнутой лишь в том случае, если достигнуто моральное исправление человека, совершившего преступление, т.е. если новое преступление он не совершает не из-за страха перед законом, а потому, что это противоречило бы его новым взглядам и убеждениям». Вероятно, Н.С. Ной слишком много возлагает на наказание, навряд ли в ходе отбывания наказания преступник превратится в высокоразвитую личность. Вообще считается, что та атмосфера, которая царит, в исправительных учреждениях (по крайней мере в нашей стране на данном этапе) не может способствовать перевоспитанию человека. Вообще сложно говорить о перевоспитании взрослых людей со сложившимися взглядами и понятиями. Ведь даже подростки не всегда поддаются перевоспитанию. Поэтому неудивительно, что новый УК отказался от такой цели.

     Закрепленная  же в УК цель исправления осужденного  предполагает превращение преступника в законопослушного человека. Речь, конечно не идет, что в ходе отбывания наказания он превратиться в высоконравственную личность. Реальная задача, которую можно решить в ходе исправления, - убедить и заставить осужденного хотя бы под страхом наказания не нарушать уголовный закон, т.е. не совершать в будущем новых преступлений. Цель исправления осуждённого заключается в том, чтобы лицо, в отношении которого применяется наказание, стало добропорядочным членом общества, уважающим его законы.

     - Предупреждение совершения новых преступлений. УК не подразделяет цель предупреждения новых преступлений на цели специального и общего предупреждения. Но в теории уголовного права это деление существует.

     Специальное предупреждение заключается в предотвращении совершения новых преступлений самим осужденным. Это достигается путем применения к виновному уголовного наказания и других мер уголовно-правового воздействия, препятствующих совершению новых преступлений.

     Специальное предупреждение (превенция) достигается, во-первых, лишением преступника физической возможности совершать новые преступления, например, путем помещения его в исправительно-трудовое учреждение (при лишении свободы), либо ограничения в правах (при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью); во-вторых, воспитательным воздействием на осужденного в процессе исполнения наказания; в-третьих, устрашением преступника. Устрашение в свою очередь достигается для конкретного вида наказания причинением нравственных страданий. Правда, надо заметить, что в настоящее время не существует достаточно надежных эмпирически обоснованных данных, доказывающих, что опыт пережитого наказания усиливает у преступника страх перед наказанием будущим. Цель специального предупреждения преступлений считается достигнутой, когда осужденный не совершает новых преступлений и во время отбывания наказания и после этого.

     Специальное предупреждение следует отличать от исправления. При исправлении основная задача заключается в том, чтобы впредь не совершались преступления, а при специальном предупреждении главным является показать преступнику, что за его противоправное поведение он в обязательном порядке будет наказан.

     Общее предупреждение состоит в предупреждении совершения преступлений иными лицами. Наказание, примененное к конкретному лицу, обращено ко всем иным гражданам: внедряет в их сознание мысль о недопустимости нарушения уголовных законов, формирует убежденность в неотвратимости уголовной ответственности за совершенное преступление. Уголовное наказание является стимулом правопослушания. Его применение к конкретным лицам, совершившим преступление, предупреждает всех, каковы последствия нарушения уголовно-правового запрета, воздействует на других лиц.

     Общее предупреждение направлено на лиц, ранее  не подвергавшихся наказанию. Оно заключается  в предупреждение таких граждан  о том, что предписания уголовного закона обязательны для исполнения под угрозой наступления неблагоприятных  последствии. Эта цель наказания достигается как самим фактом издания уголовного закона, установлением в нем наказаний за преступные деяния, так и назначением конкретного наказания виновному в совершении конкретного преступления. В первом случае законодатель сообщает, что определенное поведение является нежелательным и граждане должны его избегать под угрозой наказания. Так осуществляется воспитательное и формирующее привычку к воздержанию от определенного поведения мотивационное воздействие уголовного закона. Угроза наказания рассматривается как норматив поведения для лиц, склонных к совершению преступлений, а также как способ подкрепления намерений не совершать их для остальных членов общества. Во втором случае реальное назначение наказания преступнику показывает, что закон не бездействует и нарушенная его деянием социальная справедливость будет восстановлена. Тем самым также оказывается психологическое мотивационное воздействие на поведение.

     Таким образом, общее предупреждение как  цель наказания состоит в оказании устрашающего и воспитательного воздействия на лиц, ранее не вступавших в конфликт с уголовным законом.

     Ч. Беккариа писал: “Цель наказания  заключается не в истязании и  мучении человека и не в том, чтобы  сделать несуществующим уже совершенное  преступление….. Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же”.8

     Обозначенные  в уголовном законе цели взаимосвязаны  между собой. Одна цель предполагает осуществление другой. Цели наказания достигаются единством назначения и исполнения. Наказание должно быть справедливым, соразмерным тяжести содеянного и общественной опасности виновного. Только тогда оно будет максимально способствовать достижению поставленных перед ним целей. Также не менее значимо и надлежащее исполнение назначенного наказания.

     2.3 ЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В БОРЬБЕ  С ПРЕСТУПНОСТЬЮ 

     Наказание, имея конкретные цели, в свою очередь  играет важную роль  в выполнении тех задач, которые  стоят перед уголовным  законодательством  вообще.  В  ст.  2  УК  говориться: «Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека  и гражданина,  собственности,  общественного   порядка   и   общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности  человечества,  а  также предупреждение  преступлений.  Для осуществления   этих   задач настоящий  Кодекс  устанавливает   основание   и   принципы   уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности,  общества  или государства деяния  признаются  преступлениями,  и  устанавливает  виды наказаний  и  иные  меры  уголовно-правового  характера  за  совершение преступлений».

     Но  необходимо  иметь  в  виду,  что  наказание  не  является  главным средством  борьбы  с  преступностью.  Наказание  вторично  по  отношению   к преступлению, преступности и их причинам. В борьбе с преступностью  основное значение   приобретают    экономические,    политические,    организационно - управленческие меры, осуществляемые государством. Тем не  менее,  не  будучи основным, наказание является не только важным, но  и  необходимым  средством борьбы с преступностью, а из уголовно-правовых  –  наиболее  важным. 

     Именно наказание прерывает преступную деятельность лиц,  совершивших  преступление. Оно  воздействует  на  определенную  часть   неустойчивых   в   нравственном отношении людей, заставляя их под страхом наказания  не  совершать  уголовно наказуемых деяний. В связи с этим уголовный закон дифференцировано  подходит к реализации наказания как самой строгой меры государственного  принуждения. Он предусматривает самые строгие меры наказания за  тяжкие  и  особо  тяжкие преступления и к злостным преступникам (например,  рецидивистам).  В  то  же время уголовный закон предусматривает  значительное  снисхождение  для  лиц, которые  проявили  раскаяние  после   совершения   преступления,   устранили причиненный  вред,  оказали  помощь   в   разоблачении   других   участников преступления. 

     ГЛАВА 3. ОТЛИЧИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ ОТ ДРУГИХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 

     Для того, чтобы непосредственно перейти  к рассмотрению этого вопроса, необходимо сначала вспомнить основы права. Как известно, любое антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом является правонарушением. Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступления - это общественно опасные правонарушения, запрещенные уголовным законодательством. Общественная опасность состоит в том, что они наносят ущерб самим условиям существования общества, его общественному и государственному строю, основным правам и свободам граждан и т.д. Противоправные деяния, прямо не предусмотренные УК, относятся к другому виду правонарушений: проступкам.

     Противоправные  проступки, в зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций, подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения, предусмотренные соответствующими отраслями права.

     Четырем вышеперечисленным видам правонарушений соответствуют четыре вида юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

     Поскольку далее речь пойдет об отличии наказания  от других мер государственного воздействия, необходимо заметить очень важный нюанс: наказание и уголовная ответственность - это не тождественные понятия. Такой вывод вытекает из анализа законодательства.

     Как прежний, так и новый УК предусматривают  уголовную ответственность без  назначения наказания и судимости и уголовную ответственность с назначением наказания и судимостью. Такой вывод вытекает из ст. 92 ч.1 УК, в которой говорится, что несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй ст. 90 УК. Здесь речь идет об освобождении несовершеннолетнего только от наказания. Суд в таких случаях выносит обвинительный приговор, но не назначает наказание. Вместо наказания назначаются принудительные меры воспитательного воздействия. Но раз есть обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, то, значит, на лицо возложена уголовная ответственность, хотя наказание и не назначено. Такое осуждение не влечет судимости, поскольку в соответствии со ст. 86 ч.2 УК лицо, освобожденное от наказания, не считается судимым.9

     Значит, уголовная ответственность и  наказание - понятия несовпадающие, т.к. уголовная ответственность может  быть без наказания. Но наказание не может быть без уголовной ответственности. Следовательно, понятие уголовной ответственности шире, чем понятие наказания.

     Итак, наказание отличается от других мер  государственного принуждения по следующим  параметрам:

     1. По источнику права.

     Наказание как мера государственного принуждения  устанавливается уголовным законом, т.е. Уголовным Кодексом Российской Федерации. Конечно, юридическим основанием уголовного законодательства являются Конституция РФ и нормы международного права, ратифицированные РФ. Но непосредственно наказания устанавливаются только в УК РФ. Все новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в этот кодекс. Источником же права при назначении мер государственного принуждения за проступки могут быть как законы, так и подзаконные акты.

     Например, при назначении мер административной ответственности источниками права  будут законы (федеральные конституционные  и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие  кодексы (Кодекс об Административных Правонарушениях, Таможенный Кодекс и др.); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

     2. По основаниям ответственности.

     Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения  назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.

     Меры  административной ответственности  применяются за совершение административных проступков. Административные проступки - это правонарушения, посягающие главным  образом на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др.).

     Меры  дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к совершившим  дисциплинарный проступок, т.е. противоправное нарушение трудовой служебной или учебной дисциплины.

Информация о работе Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения