Оперативно-розыскное сопровождение предварительного следствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Раскрыть преступление только процессуальным путем невозможно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных органов и органа дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. В интересах уголовного процесса результаты оперативно – розыскной деятельности используются для подготовки и осуществления двух видов действий: следственных и судебных

Содержание

Введение стр. 3
Основная часть стр. 3
1. Понятие, правовая основа и принципы сопровождения стр. 3
2. Формы взаимодействия следователя и органа дознания стр. 6
Заключение стр. 14
Список использованной литературы стр. 15

Работа содержит 1 файл

Контрольная организация работы следователя.docx

— 49.53 Кб (Скачать)

   Деятельность  следственно-оперативных групп  должна происходить в уголовно-процессуальных рамках и подчиняться определенным общим условиям, характеризующим групповое расследование.

Среди них можно обозначить следующие:

  1. Законность, обоснованность и своевременность создания группы. Понятия «сложность» или «большой объем уголовного дела» как основания ведения предварительного следствия группой следователей характеризуются следующими признаками:
  • возникновение значительного числа версий о лицах, совершивших преступление (совершение преступления группой), и его обстоятельствах, проверку которых необходимо провести одновременно;
  • поступление данных о сходных между собой преступлениях, имевших место на территории различных населенных пунктов, в связи с чем возникает срочная необходимость проверки версии о совершении их одними и теми же лицами;
  • наличие в материалах дела большого количества однородных «серийных», связанных между собой преступных эпизодов, совершенных одним способом, раздельное расследование которых невозможно;
  • необходимость одновременного проведения в короткий срок обширного ряда трудоемких организационных, следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые предстоит выполнить в различных местах;
  • необходимость одновременного расследования преступлений, совершенных на ряде крупных объектов, при отсутствии возможности выделить самостоятельные уголовные дела;
  • установление в ходе расследования уголовного дела наличия организованной и тщательно законспирированной устойчивой преступной группы;
  • привлечение по делу большого числа обвиняемых, совместно совершивших одно или несколько преступлений;
  • обширность территории, на которой приходится вести расследование, если невозможно ограничиться поручениями о производстве следственных и иных действий;
  • совершение преступлений (в целом или отдельных эпизодов) в условиях неочевидности, представляющих трудности для их раскрытия и установления виновных лиц;
  • необходимость проведения однородных следственных действий с многочисленными свидетелями и потерпевшими;
  • невозможность или затруднительность раскрытия преступления без постоянного оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя (следователей).

Требование  законности относится к обязательности ознакомления участников процесса, со всем составом следственной группы, сотрудники каких бы ведомств, подразделений в нее ни входили. При создании следственно-оперативной группы участникам процесса необходимо объявлять только тот состав группы, который будет непосредственно участвовать в производстве следственных действий.

  1. Определение состава группы, пределов ее полномочий. Надлежащий порядок создания группы и процессуальное оформление изменений в ее составе.

Количество  участников группы зависит от объема работы, квалификации сотрудников, размера и протяженности территории, па которой придется производить расследование, необходимости и длительности активного оперативного обеспечения и т.п. Как бы ни был велик объем работы, создавать чрезмерно большие следственно-оперативные группы не рекомендуется по причине сложности управления такими формированиями. При комплектовании группы необходимо учитывать радиус се деятельности, кадровые возможности ОВД и подразделений других ведомств, практический опыт работы сотрудников в группах, их знания, специализацию, способность идти на деловой и психологический контакт, предварительное участие в формировании материалов или расследовании этого дела и др. Вне сомнения, что группа должна производить расследование только при надлежащем процессуальном оформлении ее полномочий. Факт объявления участникам процесса состава следственно-оперативной группы (любых изменений в нем) должен фиксироваться либо в специальном протоколе, либо в конце соответствующего постановления отдельной записью.

  1. Принцип единоначалия и единоличного производства следствия. Руководящая роль следователя, принявшего дело к производству.

Следователь, назначенный руководителем  следственно-оперативной группы, выносит постановление о принятии дела к производству, перечисляя следователей и работников органа дознания — членов группы, независимо оттого, находилось оно к этому моменту в его производстве или производстве другого следователя. Уголовно-процессуальное законодательство не содержит никаких ограничений полномочий следователей — членов группы в зависимости от их роли в расследовании. Все следственные действия имеют одинаковые процессуальные последствия вне зависимости оттого, кто из группы их выполнит. Поэтому необходимо отметить специфическую черту реализации принципа единоличного ведения следствия в деятельности следственно-оперативной группы: на уровне правоотношений с обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями и т.п. каждый следователь действует единолично, неся полную персональную ответственность за законность и качество всех производимых им процессуальных действий, т.е. за часть общей работы, а также за утерю или повреждение вещественных доказательств. Практика личного ознакомления следователя (как руководителя группы, так и рядового члена) с результатами оперативно-розыскной деятельности, имеющими отношение и к возбуждаемым, и находящимся в производстве уголовным делам, во многом обеспечивает решение задачи объективного, полного и всестороннего исследования обстоятельств преступления, его раскрытия, и не противоречит нормам уголовно-процессуального закона. Предоставление следователю возможности ознакомления с оперативно-розыскными материалами не означает нарушения интересов оперативно-розыскной деятельности, так как отдельные данные о применении оперативно-розыскных мер не подлежат разглашению, а следователю представляются только документы, содержащие информацию, имеющую значение для раскрытия преступления. Следователи, в том числе и руководитель группы, не вправе рекомендовать наиболее, с их точки зрения, целесообразные приемы, средства и методы  оперативно-розыскной деятельности.

  1. Планирование работы группы.

Эффективность деятельности следственно-оперативной группы во многом зависит от ее планирования. Единый план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий здесь является наиболее рациональным. По сложному уголовному делу уже при его возбуждении складывается общее представление о существе обстоятельств, подлежащих доказыванию и расследованию. Тщательное планирование позволяет наиболее согласованно проводить комплекс следственных действий, оперативно-розыскных мер, поисковых мероприятий, своевременно их корректировать, осуществлять контроль за их реализацией. Действия оперативно-розыскного характера целесообразно указывать в общем плане (задача, срок, исполнитель) без расшифровки средств и методов ОРД. Использование совместного плана на первоначальном этапе расследования позволяет руководителю СОГ более эффективно организовывать работу всех членов группы. Заключительный этап расследования связан с оформлением материалов дела. Здесь важна их систематизация, цель которой — облегчить составление обвинительного заключения, предоставить возможность всем участникам процесса ознакомиться с материалами уголовного дела. 

Заключение. 

    Доказательством по уголовному делу являются протокол следственных и судебных действий. Они удостоверяют определенные факты  и обстоятельства. Если следователь  своевременно проинформирован об обнаружении  в ходе ОРМ этих фактов и обстоятельств, то возможно производство соответствующего следственного, судебного действия и формирования доказательств.

      Также необходимо отметить  взаимодействие  оперативно-розыскного и уголовно-процессуального  законодательства РФ. Данная проблема  нуждается в тщательном исследовании с тем, чтобы закономерности соответствующей  оперативно-розыскной практики, а также дознания, предварительного следствия были объективно отражены в законодательных актах, обеспечивая оптимальное разрешение задач, общих как для ОРД,  так и уголовного процесса. 

Список  использованной литературы. 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
  3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм. и доп. на 24 июля 2007 года) // СЗ РФ. 1995. № 33.
  4. Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с изм. от 13 февраля 1997 г.)
  5. Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений. М. 1983.
  6. Взаимодействие следователя прокуратуры и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при расследовании преступлений. // Российский следователь. -2002. -№5

Информация о работе Оперативно-розыскное сопровождение предварительного следствия