Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:18, контрольная работа
Раскрыть преступление только процессуальным путем невозможно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных органов и органа дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. В интересах уголовного процесса результаты оперативно – розыскной деятельности используются для подготовки и осуществления двух видов действий: следственных и судебных
Введение стр. 3
Основная часть стр. 3
1. Понятие, правовая основа и принципы сопровождения стр. 3
2. Формы взаимодействия следователя и органа дознания стр. 6
Заключение стр. 14
Список использованной литературы стр. 15
ФГОУ ВПО ПЮИ ФСИН России
Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих
Кафедра общепрофессиональных дисциплин
Специальность
– «Юриспруденция»
Дисциплина:
«Организация работы
следователя»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Тема
№ 8: «Оперативно-розыскное
сопровождение предварительного
следствия»
Преподаватель:
к.ю.н. петров
Псков
2010
г.
Оглавление
Введение стр. 3
Основная часть стр. 3
Заключение стр. 14
Список
использованной литературы стр. 15
Введение.
Раскрыть преступление только процессуальным
путем невозможно, и для успешного расследования
уголовного дела необходимо четко налаженное
и согласованное взаимодействие следственных
органов и органа дознания, сочетание
процессуальных и оперативно-розыскных
форм получения доказательств и установления
истины по делу. В интересах уголовного
процесса результаты оперативно – розыскной
деятельности используются для подготовки
и осуществления двух видов действий:
следственных и судебных. Причем их использование
возможно как на этапе подготовки, так
и на этапе непосредственного проведения.
Оперативно-розыскные мероприятия - составной
структурный элемент оперативно-розыскной
деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных
действий, направленных на решение конкретных
тактических задач. ОРМ носят разведывательно-поисковый
характер и направлены на получение информации
о лицах, замышляющих, подготавливающих
и совершающих преступления, о наличии
материальных следов противоправной деятельности,
местонахождении лиц, скрывающихся от
следствия и суда, а также без вести пропавших
граждан. Оперативно-розыскные мероприятия
проводятся только тогда, когда иными
средствами невозможно обеспечить выполнение
указанных задач. Оперативно-розыскные
мероприятия могут проводиться как гласно,
так и негласно.
Основная часть.
Понятие, правовая основа и принципы сопровождения
Основным нормативным актом, регулирующим процесс оперативно-розыскного сопровождения предварительного следствия, а в более широком смысле, взаимодействия органа дознания и предварительного следствия ОВД является Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений" (с изменениями от 13 февраля 1997 г.)
Данный нормативно-правовой акт хотя и не дает определения взаимодействия, но определяет его основополагающие принципы такие как:
Рассмотрим некоторые из указанные принципы более подробно.
Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоятельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть использованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Плановость взаимодействия - важнейший принцип. Необходимо осуществлять согласованное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть участие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют тогда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оперативно-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообразно. Отдельный план составляют и для производства наиболее сложных следственных действий.
Непрерывность взаимодействия при расследовании преступлений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия предопределяются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.2
Кроме принципов закон определяет основные задачи взаимодействия:
Формы взаимодействия следователя и органа дознания.
Взаимодействие следователя и органа дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РФ. Они предусмотрены также и в других законах, в связи, с чем отношения между субъектами взаимодействия носят правовой характер.
Процессуальными формами являются:
Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно связана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и регламентируется ведомственными нормативными актами.
Организационными формами являются:
Действующее
уголовно-процессуальное законодательство
предусматривает возможность
В уголовно-процессуальном законе отсутствует перечень и объем тех следственных действий, которые могут быть поручены органу дознания. Подобная ситуация позволяет следователю самому определять, что он поручает выполнить органу дознания.
На практике часто встречаются случаи, когда о создании СОГ по конкретному уголовному делу руководители соответствующих подразделений правоохранительных органов и органов прокуратуры выносят дублирующие друг друга документы. Так, к уголовному делу приобщается постановление прокурора о создании следственно оперативной группы с включением в группу помимо следователей прокуратуры сотрудников милиции. При этом в ряде случаев проведение следственных действий поручается не только следователю, но и оперативным сотрудникам, включенным в СОГ. В деле оперативного учета имеются приказ начальника службы криминальной милиции о создании СОГ и утвержденный им же план проведения не только оперативно-розыскных мероприятий, но и следственных действий. При этом подчас следователь, не имея доступа к делу оперативного учета, не знает о конкретных оперативных сотрудниках, на которых возложена обязанность оперативного сопровождения расследования преступления, и проводимых ими оперативно розыскных мероприятиях. Данное обстоятельство негативно влияет на результаты следствия. В связи с этим представляется более целесообразным издание по конкретному уголовному делу прокурором, осуществляющим надзор за следствием, и начальником органа, осуществляющего ОРД, совместного приказа о создании следственно-оперативной группы с указанием конкретных сотрудников, включенных в СОГ. В дальнейшем прокурором может быть вынесено постановление о создании СОГ, которое приобщается к уголовному делу. Более эффективной формой планирования представляется подготовка совместного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по конкретному уголовному делу, утверждаемого прокурором и начальником органа, осуществляющего ОРД. Несмотря на отсутствие законодательной регламентации и существующие в теории уголовного процесса различные точки зрения по данному поводу, на практике деятельность следственно-оперативных групп при расследовании умышленных убийств и других особо тяжких преступлений является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия следователя и сотрудников оперативно-розыскных подразделений.
В зависимости от выполняемых задач создаются следующие виды СОГ:
Что же подразумевается под понятием следственно-оперативная группа? Следственно-оперативная группа — это организационно-тактическая форма совместной деятельности по раскрытию преступления, ее создание и функционирование предусматриваются ведомственными нормативными актами. Основные положения таких актов, регламентирующие процессуальные взаимоотношения следователей и работников органов дознания, основаны на уголовно-процессуальном законе, который предусматривает право следователя давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, оказании содействия при производстве следственных действий и т.п.. 6
Основные организационные моменты сводятся к следующему:
Информация о работе Оперативно-розыскное сопровождение предварительного следствия