Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:23, контрольная работа
Порядок принятия заявления о преступлении закреплен в ст. 141 УПК РФ. В ней установлено, что заявление о преступлении может быть сделано любым лицом в устном или письменном виде.
1. Обеспечение дознавателем прав заявителя при приеме заявления
о преступлении и возбуждении уголовного дела 3
2. Обеспечение дознавателем прав участников дознания при
производстве следственных действий и мер пресечения 6
3. Обеспечение дознавателем прав участников процесса при окончании
дознания 9
Практическая часть 10
Список использованной литературы
План
1.
Обеспечение дознавателем прав
заявителя при приеме
о
преступлении и возбуждении уголовного
дела
2. Обеспечение дознавателем прав участников дознания при
производстве
следственных действий и мер пресечения
3.
Обеспечение дознавателем прав
участников процесса при
дознания
Практическая
часть
Список
использованной литературы
1. Обеспечение дознавателем прав заявителя при приеме заявления
о преступлении и возбуждении уголовного дела
Согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ, заявление о преступлении является одним из поводов для возбуждения уголовного дела. Заявлением следует считать обращение лица в органы дознания, предварительного следствия, в прокуратуру или в суд. Заявление, направленное в иные органы, не уполномоченные принимать решение о возбуждении уголовного дела (например, в органы местного самоуправления), должно направляться в указанные выше органы, то есть в органы дознания, органы предварительного следствия или прокурору.
Порядок принятия заявления о преступлении закреплен в ст. 141 УПК РФ. В ней установлено, что заявление о преступлении может быть сделано любым лицом в устном или письменном виде.
Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя (ч. 2 ст. 141 УПК РФ).
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем, поскольку анонимное заявление о преступлении не регистрируется и не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ). Тем не менее, такие заявления подлежат проверке путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, согласно нормам Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
В целях проверки анонимные заявления передаются в оперативные подразделения органов внутренних дел, и если в ходе проверки будут обнаружены признаки преступления, то оперативный сотрудник составляет рапорт об обнаружении преступления в соответствии со ст. 143 УПК РФ. Этот рапорт в дальнейшем будет служить поводом к возбуждению уголовного дела.
В связи с вышеизложенным, можно говорить о том, что при приеме заявления о преступлении защищены не только права тех заявителей, которые подписали свои обращения в милицию, но и тех, кто по каким-либо причинам, в том числе из соображений личной безопасности, этого не сделал.
При приеме заявления о совершенном либо готовящемся преступлении заявитель в обязательном порядке предупреждается должностным лицом, принявшим заявление, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ). Это подтверждается заявителем в собственноручно составленном им заявлении, в протоколе принятия устного заявления о преступлении, в протоколе следственного действия (если заявление было сделано в ходе его производства). Также в этой связи может быть составлен отдельный протокол.
Кроме УПК РФ, документом, регламентирующим деятельность органов внутренних дел как органов дознания на этапе возбуждения уголовного дела, является Приказ МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях». Утвержденная данным Приказом Инструкция регламентирует круг вопросов, связанных:
а)
с приемом сообщений о
б) с регистрацией сообщений о происшествиях (присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем);
в) с разрешением сообщений о происшествиях (проверка фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ).
Эти положения, несомненно, служат обеспечению прав заявителя.
В Инструкции также определены полномочия по приему, проверке и разрешению сообщения, которыми наделены конкретные должностные лица соответствующего органа внутренних дел (включая дознавателей), с учетом территории оперативного обслуживания, и порядок ведомственного контроля за соблюдением данного Приказа.
Дознаватель органа внутренних дел, в который поступило обращение от заявителя, обязан принять необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления и по сохранению следов преступления. Руководящим документов здесь выступает совместный Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений». В нем содержится «Типовое положение о едином прядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях».
Согласно п. 5 ч. 5 Положения, проверка по сообщению о преступлении включает в себя действия, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 144 и ч. 4 ст. 146 УПК РФ, производимые правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами. Обязанность проверки поступившей информации возлагается на дознавателя, орган дознания и следователя (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
Прием заявлений и сообщений о преступлениях и их соответствующее оформление в органах дознания, согласно Положению, осуществляется круглосуточно. Это – важное условие обеспечения прав заявителей. Непринятие правомочным или уполномоченным должностным лицом мер к регистрации принятого сообщения о преступлении или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы (п. 24 Положения).
В целом соблюдение указанных требований к порядку приема, регистрации и проверки сообщений и заявлений о совершенных либо готовящихся преступлениях направлено на обеспечение прав заявителей. Формой реагирования органов дознания на поступившее и зарегистрированное в установленном порядке заявление должно стать принятие одного из решений, указанных в ч. 1 ст. 145 УПК РФ:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;
2)
об отказе в возбуждении
3)
о передаче сообщения по
О
принятом решении дознаватель в обязательном
порядке сообщает заявителю. Заявителю
также должно быть разъяснено его право
обжаловать принятое дознавателем решение
прокурору или в суд в соответствии со
ст.ст. 124, 125 УПК РФ, а также разъяснен порядок
обжалования.
2. Обеспечение дознавателем прав участников дознания при производстве
следственных действий и мер пресечения
Общие правила производства следственных действий закреплены в ст. 164 УПК РФ, согласно которой следственные действия, предусмотренные ст.ст. 178 ч. 3, 179, 182 и 183 УПК РФ, производятся на основании постановления следователя. В случаях, предусмотренных п.п. 4-9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, следственные действия производятся на основании судебного решения.
В ч. 1 ст. 223 УПК РФ установлено, что предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32 «Дознание». Это означает, что дознание – одна из форм предварительного расследования, на которую законодателем возложена самостоятельная задача осуществления досудебного производства по значительному числу составов преступлений (ст. 150 УПК РФ). В ходе расследования дознание подчиняется общим требованиям о производстве следственных действий, в систему, согласно УПК РФ, которых входят:
1) осмотр (места происшествия, жилища, иного помещения, трупа, предметов и документов);
2) освидетельствование;
3) обыск (в жилище, вне жилища, личный обыск);
4) выемка;
5) следственный эксперимент;
6) предъявление для опознания (живых лиц, трупов, предметов и документов);
7)
наложение ареста на почтово-
8) контроль и запись переговоров;
9) проверка показаний на месте;
10)
назначение и производство
Правила проведения следственных действий, применение мер принуждения и процессуальный порядок принятия процессуальных решений при производстве дознания - такие же, как и в ходе полного предварительного расследования. Полномочия дознавателя определены в ст. 41 УПК РФ, из которой следует, что при производстве дознания дознаватель наделен полномочиями: по возбуждению уголовного дела в порядке ст. 146 УПК РФ; по производству следственных действий в порядке глав 24-27 УПК РФ; по принятию процессуальных решений в порядке и на основаниях, предусмотренных главами 23, 28 УПК РФ (о начале, месте расследования, о соединении и выделении уголовных дел, о приостановлении и возобновлении, о приобщении в качестве вещественных доказательств и многие другие); по принятию итоговых решений.
Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, указанный срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев (ст. 223 УПК РФ).
В рамках этих сроков должны быть проведены необходимые следственные действия, часть которых в установленных уголовно-процессуальным законом случаях производится по постановлению следователя (ч. 3 ст. 178, ст.ст. 179, 182 и 183 УПК РФ), а также на основании судебного решения (п.п. 4-9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Выполняя эти требования, дознаватель не вправе производить следственные действия в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Он не вправе применять насилие, угрозы и иные незаконные меры, создавать опасность для жизни и здоровья участвующих в следственных действиях лиц.
В целях обеспечения прав и законных интересов участников следственных действий дознаватель обязан разъяснить им их права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Это касается потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и др. Все мероприятия в рамках производимого следственного действия должны быть зафиксированы в протоколе.
В ст. 224 УПК РФ законодатель раскрывает особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу при производстве дознания. В ней установлено, что в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ. При этом принципиальное право решения вопросов о необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или о возможности применения иной, более мягкой меры пресечения законодатель предоставляет дознавателю. Однако соответствующее решение должно быть принято дознавателем только в результате оценки собранных доказательств.
В то же время в ст. 108 УПК РФ допускается возможность избрания дознавателем меры пресечения в виде заключения под стражу только в исключительных случаях, если за данное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок менее двух лет. Эта мера может быть избрана в отношении лица только при наличии одного из следующих обстоятельств: а) подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; б) его личность не установлена; в) им нарушена ранее избранная мера пресечения; г) подозреваемый скрылся от дознания.