45
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра государственного и административного права
Контрольная работа по дисциплине
Профессиональная этика
Тема___Нравственные начала уголовного преследования___
Выполнила:.
(Фамилия И.О.)
студент _1___ курса __3 года______ специальность юриспруденция
(срок обучения)
группа_ _______ № зачетной книжки
Подпись:
Преподаватель:
(Фамилия И.О.)
Должность:
уч. степень, уч. звание
Оценка: _____________Дата:
Подпись: _________________________________
Санкт-Петербург
2012_
Содержание:
Введение………………………………………..……………….3
Принципы правосудия …..…………………..…4
Нравственные аспекты оперативно- розыскной
деятельности ……………………………………… ………. 23
Нравственные аспекты следственных действий …… 27
Список использованной литературы………….........................44
Введение
Для правильного понимания сущности нравственных начал судебной деятельности имеется необходимость проанализировать ряд основных и важных понятий, прежде всего, таких как«мораль (нравственность)» и «этика», «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», а также следует разобраться в соотношении норм морали и права.
Эти понятия произошли: мораль – от латинского «mos» («mores») – нравы; нравственность – от русского «нрав»; этика – от греческого «ethos» – обычай.
С давних пор эти термины употреблялись для обозначения совокупности определенных принципов и норм поведения людей. Термином «этика» обозначается и философская наука, предметом которой служит мораль, т. е. этика– наука о морали.
Мораль же есть общественное явление, возникающее и развивающееся в ответ на социально-историческую необходимость регулировать взаимоотношения людей в обществе, она сочетает индивидуальные интересы человека с групповыми интересами в обществе. Моральные отношения пронизывают все сферы общественной жизни, в том числе и трудовую деятельность людей. В общей форме мораль можно определить как систему регулирующих поведение людей по отношению к обществу, к другим людям принципов и норм, выполнение которых обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением, представлением о достойном и недостойном, добре и зле, справедливости и несправедливости. Содержание провозглашаемых моральных принципов зависит от смены классов, политических режимов на исторической арене. Но это не отменяет сохранения определенных моральных требований, прежде всего, связанных с простейшими формами человеческого взаимодействия: не убивай, не воруй, говори правду и т.д. Людьми всегда поощрялись честность, смелость и другие благородные личные качества, порицались клевета, трусость, жестокость и т.д. Более сложные моральные представления типа гуманизма, справедливости и др. также выступают как общечеловеческие ценности, но прежде всего на уровне способа, посредством которого они пронизывают все сферы бытия человека. На наш взгляд, понятия «мораль» и «нравственность» имеют единое значение для юридической науки, общества, личности, следовательно, можно считать, что мораль – это то же самое, что и нравственность, а нормы морали – есть нормы нравственности.
В отечественной правовой литературе большое внимание уделяется проблеме сочетания и взаимодействия таких важнейших социальных регуляторов, как право и мораль. Эта проблема имеет очевидное значение в сферах правотворчества и правоприменения. Особую остроту она приобретает при осуществлении правосудия, когда правовые критерии оценки конфликтных ситуаций оказываются недостаточными и обращение к совести, чести, нравственному долгу не только естественно, но и неизбежно. Одним из первых русских юристов, привлекших внимание к этой проблеме, был А.Ф. Кони. Ему принадлежит труд под названием «Нравственные начала в уголовном процессе», который и поныне актуален.
При осуществлении своей профессиональной деятельности юристы, имеют дело в первую очередь с правовыми нормами, именно их они исследуют и применяют при разрешении того или иного вопроса. Однако зачастую только правовых норм бывает недостаточно, и возникает необходимость поиска иных социальных норм, прежде всего норм морали, нередко специфических, рожденных в особой системе отношений. Этим обосновывается появление таких научных направлений, как судебная и адвокатская этика.
Нравственное значение конкретных уголовно-процессуальных норм может быть полнее уяснено на основе ознакомления с более общими, принципиальными положениями уголовно-процессуального права. Это важно потому, что нравственный аспект того или иного процессуального института или же отдельной нормы далеко не всегда очевиден, если рассматривать их изолированно, вне всей процессуальной системы. Здесь уместно напомнить справедливую мысль М. С. Строговича, писавшего, что "... было бы упрощением и вульгаризацией искать нравственное содержание в каждой отдельной процессуальной норме, например, в норме, определяющей структуру обвинительного заключения, или в норме о судебных издержках и т. п. " . Но даже эти примеры могут получить иное толкование. Так, нормы УПК о судебных издержках исходят из необходимости возмещения расходов в связи с производством по делу за счет виновного в преступлении, повлекшем это производство, что справедливо. В то же время они принимаются на счет государства при оправдании, прекращении уголовного дела, а также при несостоятельности лица, с которого они должны быть взысканы. Суммы, выплаченные переводчику, не могут быть взысканы с осужденного.
1. Принципы правосудия
Если рассматривать законодательство об уголовном судопроизводстве и уголовно-процессуальную деятельность как единую функционирующую систему, то нравственные начала уголовного судопроизводства выявляются достаточно отчетливо.
Уголовно-процессуальное законодательство и основанная на нем процессуальная деятельность проникнуты нравственным содержанием.
Особенностью уголовно-процессуального права, характеризующей его в целом, является гуманизм, ориентированность на создание системы гарантий личности.
Итальянский юрист Ферри (1856-1929), подчеркивая специфику уголовно-процессуального права, утверждал, что уголовный кодекс пишется для преступников, а уголовно-процессуальный - для честных людей. Этот афоризм не лишен рационального зерна. В уголовном законодательстве доминирует карательное начало, в законодательстве о судопроизводстве ведущая роль принадлежит гарантиям личности и правосудия.
Уголовно-процессуальное право призвано обеспечить справедливость при расследовании и разрешении уголовных дел.
Требование справедливости означает в уголовном процессе исключение случаев осуждения невиновных, привлечения их к уголовной ответственности. Обвинительный приговор в отношении невиновного - проявление несправедливости, попрание прав, свобод, достоинства человека той самой государственной властью, которая обязана их защищать.
Справедливость в уголовном процессе означает раскрытие преступлений и привлечение к ответственности виновных. Положение, при котором около половины преступлений, а по некоторым видам их преобладающая часть остается нераскрытой, противоречит требованию справедливости. Зло, причиненное преступником, остается без должного воздаяния, а сам преступник получает возможность совершать новые преступления.
Справедливость в правосудии по уголовным делам выражается в строгом соблюдении принципа индивидуализации ответственности, требований уголовного закона о назначении наказания с учетом обстоятельств дела и личности виновного. Уголовно-процессуальный закон относит к числу задач уголовного судопроизводства справедливое наказание виновных в преступлении. Именно с соразмерностью наказания действующий УПК связывает понятие справедливости приговора (ст. 347).
Справедливость обязывает в уголовном процессе обеспечить возмещение вреда, причиненного преступлением, восстановить полностью или в максимальной степени ущерб, причиненный потерпевшему. Заметим, что там, где преступление осталось нераскрытым, возмещение причиненного преступлением ущерба в соответствии со ст. 52 Конституции России обеспечивает государство.
Справедливость в уголовном процессе означает, далее, обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом, запрет какой-либо дискриминации или каких-либо привилегий в зависимости от различия людей по их происхождению или положению в обществе и по иным признакам.
Основополагающие правовые принципы правосудия проникнуты нравственным содержанием. Они базируются на нравственных требованиях справедливости, гуманности, охраны чести и достоинства человека.
Ст. 15 Конституции России устанавливает принцип законности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Принцип законности в уголовном судопроизводстве означает строгое соблюдение материального и процессуального закона, всех гарантий личности и правосудия. Ни следователь, ни прокурор, ни суд не вправе отступать от требований закона под предлогом каких бы то ни было якобы благих целей (в интересах усиления борьбы с преступностью, целесообразности, экономии и т. д.).
Ст. 120 Конституции России предусматривает право и обязанность суда, установившего при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принять решение в соответствии с законом.
Нравственная сторона принципа законности в уголовном процессе состоит в соблюдении нравственных требований, воплощенных в законе, запрете поступать по произволу, субъективному усмотрению в отношении человека, что неминуемо следует за послаблениями в отношении режима законности в уголовном процессе. Соблюдение закона- нравственный, а не только юридический долг судьи, следователя, прокурора, адвоката.
Нарушение закона судьей, работником правоохранительных органов всегда безнравственно. Если это нарушение делается сознательно, то оно может перерасти в должностное преступление. Если закон нарушается деятелем юстиции вследствие низкого уровня профессионализма, плохой юридической подготовки, неряшливости и т. п., то такие действия и решения также аморальны.
Нравственная характеристика принципа равенства перед законом и судом как непременного условия реализации требования справедливости в ее уравнительном аспекте очевидна. Проблема состоит в том, чтобы декларированный Конституцией, этот принцип правосудия реализовывался в жизни, чтобы на деле не было неравенства в защите от преступлений и ответственности за них между людьми разных национальностей, имущественного и социального положения и т. д.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону означает не только запрет вмешательства в судебную деятельность кого бы то ни было. Этот принцип одновременно возлагает на судей личную нравственную ответственность за справедливость принимаемых ими решений. Судья, которому гарантирована независимость, не вправе переложить свою ответственность за выполнение профессионального долга на кого-либо другого. Эта мысль достаточно ясно выражена в принятых VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 6 сентября 1985 года "Основных принципах независимости судебных органов". В п. 6 "Основных принципов..." говорится: "Принцип независимости судебных органов дает судебным органам право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон".
Несменяемость и неприкосновенность судей, предусмотренные ст. 121 и 122 Конституции России, служат охране независимости судебной власти. Одновременно они обязывают судью честно исполнять свой долг, руководствуясь только законом и собственной совестью, быть объективным и беспристрастным.
Гласность - важнейшее начало демократического правосудия. Тайный процесс - атрибут средневековья и тоталитаризма служит устрашению и антигуманен по своей сути, так как оставляет человека наедине с преследующими его агентами власти, действующими вне контроля общества. Ст. 123 Конституции России определяет, что разбирательство дел во всех судах открытое. Одновременно предусмотрена возможность слушания дела в закрытом заседании, но лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти случаи по уголовно-процессуальному законодательству России связаны с охраной нравственности, ограждением неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (дела о половых преступлениях, дела, при рассмотрении которых возможно разглашение сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц). Исключения из правил о гласности обусловлены приоритетом нравственных требований над общим установлением права об открытом слушании дел в суде.
Ст. 123 Конституции России устанавливает принцип состязательности в судопроизводстве. Сердцевину состязательности составляет в уголовном процессе равенство процессуальных прав сторон обвинения и защиты. Так, в правосудии по уголовным делам находит свое реальное выражение требование справедливости в ее уравнительном аспекте.