Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:46, реферат
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опе¬ративно-розыскную деятельность — сравнительно новое направление деятельности прокуратуры.
Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоя¬тельной отрасли надзора обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничивают¬ся) основные права и свободы личности, определенные Конститу¬цией РФ. Ограничение прав и свобод возможно только по основа¬ниям, установленным законом.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности ………………………….................5
2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности ………………………………….....9
Заключение…………………………………………………………….…………13
Библиографический список…………………………………………………..…14
11
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Московский институт экономики, менеджмента и права
Юридический факультет
Надзор прокурора за оперативно-розыскной деятельностью
Преподаватель Батюкова В.Е.
Студент Маларева Е.Г.
гр. ЮЗВД 72-0/10
Москва-2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности ………………………….................5
2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности ………………………………….....9
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..…14
Введение
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность — сравнительно новое направление деятельности прокуратуры.
Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоятельной отрасли надзора обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, определенные Конституцией РФ. Ограничение прав и свобод возможно только по основаниям, установленным законом.
Обязанность прокурора в этой сфере - осуществлять надзор за соблюдением положений закона, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, а в случае выявления нарушений — принимать меры в пределах своей компетенции по устранению нарушений, восстановлению нарушенных прав и свобод.
Таким образом, цель данной работы проанализировать прокурорский надзор за производством оперативно-розыскной деятельности.
Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности;
- изучить полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности;
- исследовать организацию работы по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности.
Изучение данной темы основано на использование частно-научных методов исследования: логический, сравнительно-правовой, метод анализа, статистический, конкретно-социологический и другие.
Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области прокурорского надзора: Н.В. Григорьевой, Ю.Е. Винокурова, В.И. Баскова и других.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка.
1. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
В предмет прокурорского надзора включен порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий.
К порядку осуществления оперативно-розыскных мероприятий, подлежащих проверке в ходе прокурорского надзора, относятся: исполнение законодательства о субъектах осуществления оперативно-розыскной деятельности; исполнение законодательства о видах оперативно-розыскных мероприятий; исполнение законодательства об основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий; исполнение законодательства об условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий; исполнение законодательства о порядке документирования оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативно-розыскное мероприятие может соответствовать требованиям закона в том случае, если оно проведено соответствующим должностным лицом оперативного подразделения государственного органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, либо отдельным лицом (лицами), привлеченным к его проведению в установленном законом порядке уполномоченным государственным органом (ст. 1, 13, 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[1], далее – «Закона»). При проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть соблюдены основания их проведения (ст. 7 Закона) и условия проведения (ст. 8 Закона). В процессе оперативно-розыскных мероприятий осуществляется документирование, которое предусмотрено ст. 10 Закона. Эта норма закона регламентирует лишь общий порядок документирования. Более детальный порядок документирования определяется нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В предмет прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности входит также законность решений, принимаемых органами, которые эту деятельность осуществляют.
В теории оперативно-розыскной деятельности основные виды решений различают в зависимости от: субъектов, их принимающих; формы и уровня принятия; области распространения; истинности; последствий. С точки зрения прокурорского надзора интересны решения, которые принимаются должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оперативными сотрудниками и руководителями этих органов). По форме принятия следует вести речь только о документально оформленном решении. В зависимости от последствий нас будут интересовать решения, влекущие юридически значимые последствия. Что же касается уровня принятия решений, области их распространенности, зависимости от истинности, то они могут интересовать прокурора с позиции оценки соответствия их требованиям закона.
Следовательно, исходим из того, что в предмет прокурорского надзора входят документально оформленные решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, влекущие юридически значимые последствия.[2] К документально оформленным решениям должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, относятся приказ и постановление.
Законодатель предусматривает ограничение при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью отдельной категории оперативных сотрудников и лиц. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Закона).
Организация оперативно-розыскных мероприятий, как разновидность управленческого труда, не входит в предмет прокурорского надзора. Прокурору не следует вторгаться в оценку правильности используемых в оперативно-розыскной деятельности приемов и методов, если они не приводят к нарушениям определенных требований, установленных законом.
Закон предусматривает, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них, могут создавать и использовать информационные системы (ч. 1 ст. 10). Они представляют определенный объем сведений о лицах; фактах и событиях; предметах и вещах, систематизируемых в автоматизированных информационно-справочных, информационно-поисковых системах, картотеках, фото-, кино-, видеотеках, коллекциях и следотеках. Организация информационных систем, порядок их ведения и использования определяются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и не должны входить в предмет прокурорского надзора. Также не должен входить в предмет прокурорского надзора порядок применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности. Тем не менее, прокурор должен убедиться, что использование технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий не причиняет вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде. Это требование вытекает из Закона (ч. 2 ст. 6).
Обеспечение верховенства закона при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности предполагает обеспечение общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров РФ, касающихся сферы такой деятельности; положений Конституции РФ, гарантирующих права и свободы человека и гражданина; Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», других федеральных и иных законов.
С учетом определенных в Законе о прокуратуре целей уполномоченные прокуроры при осуществлении надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности должны: анализировать все законы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность и прокурорский надзор в этой сфере, для выявления пробелов и иных дефектов правового регулирования; своевременно проверять издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации; наблюдать за тем, чтобы органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, принимались все предусмотренные законом меры по решению предусмотренных законом задач в оперативно-розыскной деятельности; следить, чтобы решения должностных лиц оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, соответствовали требованиям закона; следить, чтобы оперативно-розыскные мероприятия проводились уполномоченными лицами при наличии оснований в соответствии с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности и с соблюдением необходимых условий и порядка; проверять, чтобы не были ущемлены права и законные интересы лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
В указанных случаях прокурор обязан предупредить нарушения требований закона, принять меры к пресечению таких нарушений, а при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов соответствующих лиц, принять также меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
2. Полномочия прокурора по надзору за
исполнением законов в оперативно-розыскной
деятельности
К числу первых общих полномочий относится право прокурора при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения тех органов, за исполнением законов в деятельности которых он осуществляет надзор. Однако при этом следует учитывать сущность понятий «территория» и «помещение», используемых в такой специфической сфере, какой является оперативно-розыскная деятельность. Законом предоставлено право органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц (п. 4 ч. 1 ст. 5); создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения предусмотренных Законом задач (п. 5 ч. 1 ст. 15).
Возникает вопрос: может ли прокурор беспрепятственно входить в такие помещения? Представляется, что вряд ли, если речь не идет о преступлении, непосредственно совершенном в нем. В указанных помещениях может располагаться специальная техника, с которой могут работать штатные негласные сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо лица, оказывающие содействие этим органам на конфиденциальной основе. Поэтому это полномочие может быть реализовано с учетом предмета и пределов надзора в указанной сфере.[3]
К оперативно-служебным документам, которые должны представляться по требованию уполномоченных прокуроров, Закон (ч. 2 ст. 21) относит: дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, при наличии письменного согласия лиц, внедренных в организованные преступные группы, прокурору должны быть предоставлены сведения о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе. В ситуации, когда имеются основания для привлечения указанных лиц к уголовной ответственности, сведения о них должны быть предоставлены прокурору независимо от согласия этих лиц (ч. 3 ст. 21 Закона).
Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Такая ситуация может возникнуть, например, когда проводится проверка правомерности использования специальных средств, повлекшего нанесение ущерба здоровью людей.
Прокурор также наделен правом требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок либо ревизий деятельности соответствующих оперативно-розыскных органов. Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны приступить к выполнению такого требования незамедлительно (ч. 4 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»)[4].
Прокурор вправе рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Это полномочие вытекает не только из Федерального закона «О прокуратуре РФ», но и из Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», который в ч. 9 ст. 5 обязывает прокурора, наряду с вышестоящим органом либо судьей, при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.[5]
Информация о работе Надзор прокурора за оперативно-розыскной деятельностью