Контрольная работа по "Уголовному процессу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 05:55, контрольная работа

Описание работы

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и властные структуры, его представляющие. В ст.7 Конституции Российской Федерации закреплены в общей форме цели этой политики, согласно которой “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Общая цель социальной политики имеет сложную иерархию, которая зависит от характера и направленности многосторонней деятельности государства и его органов по ее реализации.

Содержание

1.Понятие уголовно-исполнительного права и политики в области исполнения уголовных наказаний……………………………………………3
2.Уголовно-исполнительное законодательство, его задачи, цели, принципы и система. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и времени и по кругу лиц……………….9
Практическое задание
3. Задача № 1 ……………………………………………………………….18
4.Задача № 2 ………………………………………………………………..18
5.Задача № 3 ………………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.60 Кб (Скачать)

Цели уголовно-исполнительного  законодательства достигаются путем  решения конкретных задач. В ч. 2 ст. 1 определяются основные из них: регулирование  порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение  средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и  отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).

Задача регулирования  порядка и условий исполнения и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного  законодательства и выражается в  определении предмета правовой регламентации  общественных отношений, возникающих  в этой сфере. Порядок исполнения наказания выступает как система  нормативных предписаний об исполнении конкретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющего. Порядок отбывания наказания  представляет собой нормы, устанавливающие  уклад, образ жизни и правила  поведения осужденного в период отбывания конкретного вида уголовного наказания.

Задача определения средств  исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной  норме УИК РФ совокупности наиболее доступных и эффективных в  современных условиях средств достижения цели исправления осужденных, но и  определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной  части УИК РФ применительно к  конкретному виду уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных решается посредством закрепления  в УИК РФ основ правового положения  осужденных, основных их обязанностей и прав, детализации правового  статуса осужденных к различным  видам уголовных наказаний. В  уголовно-исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения  прав, свобод и законных интересов  осужденных, который, в частности, включает систему разностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19 – 24 УИК РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется  в общем виде в нормах уголовно-исполнительного  законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы гл. 22 УИК РФ, в которых определен порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.

Действие норм уголовно-исполнительного  права в пространстве осуществляется на основе территориального принципа. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации  применяется на всей территории страны. Такое действие законодательства предопределено конституционным предписанием о  том, что уголовно-исполнительное законодательство находится в исключительном ведении  Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции  РФ). Кроме того, юридическое содержание прямого действия федеральных законов заключается в том, что они не нуждаются в подтверждении со стороны каких-либо органов государственной власти и местного самоуправления и применяются на всей территории страны непосредственно всеми субъектами права. Уголовно-исполнительное законодательство распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации (как на граждан России, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

В ч. 2 ст. 6 УИК РФ впервые  сформулированы правила действия уголовно-исполнительного  законодательства во времени: «Исполнение  наказаний, а также применение средств  исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения». Это означает, что введение в действие новых норм уголовно-исполнительного законодательства может повлечь за собой ухудшение условий отбывания уголовного наказания для некоторых категорий осужденных.

Для определения условий  действия уголовно-исполнительного  законодательства во времени необходимо учитывать начало и окончание  его действия. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания» на территории страны применяются  только официально опубликованные федеральные  законы. Уголовно-исполнительные законы, как и другие федеральные законы, подлежат официальному опубликованию  в течение семи дней после дня  их подписания Президентом РФ.

Уголовно-исполнительный закон  прекращает действовать после его  отмены, о чем должно быть прямое указание, или после его замены новым законом. Так, после введения в действие УИК РФ утратил силу ИТК РСФСР.

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. Особую значимость они приобретают  в ходе проведения правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли права, ее институтов и норм

Принцип законности

Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции  РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в  ряде международных документов. В  уголовно-исполнительном праве он выражен  в верховенстве закона, регулирующего  исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми  актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного  права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах  о правах человека и об обращении  с осужденными. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому  или унижающему человеческое достоинство  обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе  как на основании закона”.

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые  ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными  его членами. Он реализуется также  в средствах исправительного  воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения.

Принцип демократизма

Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Принцип равенство осужденных перед законом

Истоком данною принципа является конституционный принцип равенства  всех перед законом, т.е. равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции), а также Всеобщая декларация прав и свобод гражданина (ст.7). В Минимальных стандартных  правилах обращения с заключенными (ООН) принцип равенства перед  законом рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому “дискриминация по признаку расы, цвета  кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального  или социального происхождения, имущественного положения, семейного  происхождения или социального  положения недопустима” (ст. 6).

В соответствии с конституционными положениями и международными правилами  нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения и т.д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания

Принцип дифференциации и  индивидуализации исполнения наказания - производный от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст. 6 УК). Дифференциация исполнения наказания означает, что  к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных  ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения  в процессе отбывания наказания  применяются принудительное воздействие  и ограничение в правах в различных  объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация  осужденных, принятая в УИК, и распределение  их по видам исправительных учреждений. Данные принцип нашел свое отражение  в ст.ст. 74, 78 УИК и др.

Принцип индивидуализация исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются  при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применятся с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения

В Уголовно-исполнительном кодексе этот принцип впервые  был сформулирован и получил  свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем  исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения  при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы  правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных, основания, порядок - и условия применения к ним мер взыскания. При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).

Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие  на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В  данном случае реализуется метод  дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия  на осужденных.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием

При исполнении наказания  к осужденным, помимо ограничительных, карательных мер, должны применяться  основные средства исправления в  соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно  они регламентированы при исполнении лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы, ареста, исправительных работ. К осужденным должны также применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного  характера. Правовым основанием применения этих мер является приговор суда. 

Задача №1

На основании ч. 2ст. 120 УИК РФ решение администрации обоснованно, так как у осужденного «С» отсутствуют взыскания за нарушения установленного порядка отбытия наказания, он добросовестно относился к труду и отбыл 7 месяцев срока наказания.

Задача №2

В соответствии с п. «в»  ч. 1ст. 115 УИК РФ администрация поступила неправомерно, так как в статье сказано до 15  суток, а его продержали 17 суток. На основании п. «г» ч. 1 ст. 115 УИК РФ администрация действовала правомерно в отношении перевода в строгие условия отбывания наказания.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному процессу"