Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 06:52, контрольная работа
екомендации: Сформулируйте понятие заключения под стражу, раскройте основания и условия применения этой меры пресечения, укажите особенности применения заключения под стражу в отношении несовершеннолетних. Необходимо также рассмотреть судебный порядок заключения под стражу.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Контрольная
работа
По
дисциплине: Уголовное
процессуальное право
Вариант
2
Уфа
– 2011 г.
Теоретический вопрос.
Заключение под стражу как мера пресечения.
Рекомендации: Сформулируйте понятие заключения под стражу, раскройте основания и условия применения этой меры пресечения, укажите особенности применения заключения под стражу в отношении несовершеннолетних. Необходимо также рассмотреть судебный порядок заключения под стражу.
Заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, существенно ограничивающая права и свободы гражданина и прежде всего одно из важнейших прав - право на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому заключение под стражу избирается лишь тогда, когда другие меры пресечения не могут обеспечить надлежащее поведение и неуклонение обвиняемого (подозреваемого) и при строгом соблюдении ряда гарантий, установленных законом в целях обеспечения обоснованности применения этой меры пресечения. В то же время неприменение или несвоевременное применение заключения под стражу к опасным преступникам, совершившим тяжкие преступления, может привести к совершению новых преступлений. Заключение под стражу - мера, обеспечивающая реальное пресечение противоправных действий обвиняемого (подозреваемого) на предупреждение которых направлены названные в ст.98 УПК меры пресечения.
Сущность данной меры пресечения состоит в принятии решения о заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого), водворении его в следственных изолятор (в иное место, заменяющее следственный изолятор. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
Изоляторы
временного содержания подозреваемых
и обвиняемых Пограничных войск Российской
Федерации. В случаях, предусмотренных
вышеуказанным Федеральным законом, местами
содержания под стражей подозреваемых
и обвиняемых могут являться учреждения
уголовно-исполнительной системы Министерства
юстиции Российской Федерации, исполняющие
уголовное наказание в виде лишения свободы
(далее - учреждения, исполняющие наказания),
и гауптвахты.) и содержании его там под
стражей до начала фактического исполнения
обвинительного приговора к лишению свободы,
если данная мера пресечения не будет
отменена либо изменена.
Правовые основы заключения под стражу, содержания под стражей и освобождения из-под стражи устанавливают:
Конституция РФ «Российская газета» от 25 декабря 1993 года; (ст.22, 63);
УПК РФ 2001г. СЗ РФ, 2001. №52, ст.4921; 2002, №22, ст.2027; №30, ст.3020, 3029 Российская газета, 5.11.2002 №211 (3079);
Федеральный закон от 18 декабря 2001 года «О введении в действие УПК РФ» (ч.3 ст.10)
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г.) Российская газета, от 20 июля 1995 г., от 29 июля 1998 г., от 14 марта 2001 г; .
Международные договоры РФ (Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, международные договоры и правовой помощи по уголовным делам, Конвенции ООН о привилегиях и иммунитетах 1946 г. и др.)
Заключение под стражу - самая тяжелая мера пресечения, поэтому она должна применяться лишь при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.
Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:
1)
подозреваемый или обвиняемый
не имеет постоянного места
жительства на территории
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4)
он скрылся от органов
К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.
Для
некоторых категорий граждан
в связи с особой ответственностью
выполняемых ими функций
Порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу
Согласно ч.2 статьи 22 Конституции Российской Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Указанное правило должно служить гарантией судебной защиты для ситуаций, связанных с ограничением одного из основных прав человека - права на свободу и личную неприкосновенность, что признается помимо Конституции РФ также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом о гражданских и политических правах. Согласно этим международно-правовым актам, являющимся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону полномочие осуществлять судебную власть, и ему должно быть обеспечено право на судебное разбирательство в течение разумного срока или право на освобождение (пункт 3 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., N 2, ст. 163;, пункт 3 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // "Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831), ст. 291.;).
Предусмотрев в абзаце втором пункта 6 раздела второго "Заключительные и переходные положения", что до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с конституционными положениями сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лица, подозреваемого в совершении преступления (т.е. как следует из ст.11 УПК РСФСР Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст.592; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст.5881; 1998, N 30, ст.3613; 1999, N 28, ст.3491; 2000, N 16, ст.1641; 2001, N 26, ст.2587; N 47, ст.4404, N 53 (Часть I), ст. 5028;
-
с санкции прокурора), Конституция
Российской Федерации тем
Временный характер сохранения того порядка ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, который был урегулирован действовавшим до принятия Конституции Российской Федерации уголовно-процессуальным законодательством, подтвержден Федеральным законом от 30 марта 1998 года "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней". Признавая закрепленное в пунктах 3 и 4 статьи 5 Конвенции право каждого задержанного или арестованного на незамедлительное доставление к судье и на судебное разбирательство в течение разумного срока, российский законодатель ограничил применение санкционированного абзацем вторым пункта 6 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации и предусмотренного частью первой статьи 11, частью первой статьи 89, статьями 90, 92, 96, 96.1, 96.2, 97 и 101 и 122 УПК РСФСР порядка ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, периодом, который потребуется для внесения в законодательство Российской Федерации изменений, полностью устраняющих несоответствия указанных положений положениям Конвенции.
Таким
образом, как в Конституции Российской
Федерации, так и в Федеральном
законе "О ратификации Конвенции
о защите прав человека и основных
свобод и Протоколов к ней" сохранение
действия положений уголовно-
Информация о работе Контрольная работа По дисциплине: Уголовное процессуальное право