Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:25, контрольная работа
1. Принципы уголовно-исполнительного права .
2. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).
Рациональное
применение средств исправления
предполагает целенаправленное воспитательное
воздействие на осужденных, организацию
их труда, профессионального и
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием
При исполнении наказания к осужденным, помимо ограничительных, карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно они регламентированы при исполнении лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы, ареста, исправительных работ. К осужденным должны также применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера. Правовым основанием применения этих мер является приговор суда.
Соединение исполнения наказания с мерами исправительного воздействия образует карательно-воспитательный процесс.
Соблюдение
всех принципов уголовно-
2. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Согласно ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности означает, во-первых, необходимость увольнения осужденного с той должности, занимать которую ему запрещено судом, и, во-вторых, запрещение занимать такую же или аналогичную должность на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Лишение права заниматься определенной деятельностью выражается в запрещении заниматься ею как в качестве профессиональной (врачебной, педагогической, управлением транспорта по договору и др.), так и вне рамок профессии (любительская охота, управление личным транспортом и т. п.)[2].
Данное наказание может быть назначено как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания. При этом закон специально оговаривает (ч. 3 ст. 47 УК), что это наказание может назначаться в качестве дополнительного вида и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ подробно регламентирует порядок исполнения этого вида наказания (гл. 6, ст. 33-38). Закон четко определяет круг субъектов, участвующих в исполнении данного вида наказания, а также их права и обязанности. К числу субъектов, участвующих в исполнении наказания, закон относит суд, уголовно-исполнительные инспекции, администрацию организаций, в которых работают осужденные; органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, а также учреждения и органы, исполняющие ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной части, лишение свободы, когда рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к этим видам наказания. Суд как правоохранительный орган особого рода по закону наделен не только правом определить вид и размер наказания, но и обязан обратить приговор к исполнению, т.е. направить копию приговора, вступившего в законную силу, администрации государственной службы или местного самоуправления по месту работы осужденного, а также уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного. Однако суд поступает таким образом лишь в случаях, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется в качестве основного наказания либо в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении. Если же рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то по отбытии этих видов наказания, а также в случае условно-досрочного освобождения осужденного либо замены наказания более мягким (ст. 79, 80 УК) копию приговора уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного направляют учреждения и органы, исполняющие эти виды наказания, т.е. исправительные центры, арестные дома, дисциплинарные воинские части, исправительные учреждения. Важная роль в исполнении данного вида наказания принадлежит уголовно-исполнительным инспекциям по месту жительства осужденного. Закон (ч. 3 ст. 33 УИК) возлагает на них обязанность вести учет осужденных к этому виду наказания. Получив копию судебного приговора, уголовно-исполнительная инспекция вызывает осужденного для постановки на учет и разъясняет ему условия отбывания наказания, его права и обязанности, а также правовые последствия неисполнения приговора суда; о постановке на учет этих осужденных немедленно извещает суд, постановивший приговор. Уголовно-исполнительные инспекции контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным. Соответствующие должностные лица уголовно-исполнительной инспекции периодически проверяют, где и в качестве кого трудятся осужденные (т. е. как они трудоустроен ы). Контроль может осуществляться в форме ознакомления с необходимыми документами, истребования копий (выписок) из приказов администрации, характеристик на осужденных и иных документов, посещения осужденных по месту их работы и беседы с ними и др[3].
Кроме того, паспортные аппараты органов внутренних дел контролируют регистрацию таких лиц по месту жительства и при убытии осужденного в другой населенный пункт направляют сообщение об этом в горрайорган внутренних дел по его новому месту жительства.
Если в процессе контроля уголовно-исполнительная инспекция обнаружит какие-либо нарушения, то она принимает меры к их устранению; в необходимых случаях оформляет материал для привлечения лиц. виновных в неисполнении приговора суда, к ответственности.
На уголовно-исполнительные инспекции законом возлагается обязанность организовать проведение с осужденными воспитательной работы. В случаях призыва или поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту службы осужденных копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы (ч. 5 ст. 33 УИК).
Основным субъектом исполнения рассматриваемого наказания является администрация организаций, в которых работают осужденные. В законе специально оговорено, что требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный (ч. 1 ст. 34 УИК). Это требование закона распространяется на организации любой организационно-правовой формы независимо от того, является ли эта организация основным местом работы осужденного или в ней осужденный занят по совместительству[4].
Согласно ч. 2 ст. 34 УИК администрация организации, в которой работает осужденный, обязана не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью и направить в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного сообщение об исполнении требований приговора. Администрация в этом случае прекращает трудовой договор с осужденным путем издания приказа со ссылкой на п. 4, ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ без выплаты выходного пособия, извещения свободы занятости. Не требуется и согласия профсоюзного комитета. Закон обязывает администрацию предъявлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания. В случае изменения или прекращения трудового договора с осужденным администрация обязана в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.
При
увольнении из организации осужденного,
не отбывшего наказание, администрация
обязана внести в его трудовую
книжку запись о том, на каком основании,
на какой срок и какую должность
он лишен права занимать или какой
деятельностью лишен права
В случае назначения рассматриваемого вида наказания в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы его исполнение возлагается на учреждения и органы, исполняющие основные виды наказания (исправительные центры, арестные дома, дисциплинарные воинские части, исправительные учреждения — ч. 2 ст. 33 УИК). Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено по приговору суда (ч. 4 ст. 33 УИК). После отбытия основного вида наказания (или досрочного освобождения от него) рассматриваемое дополнительное наказание исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
Одним из субъектов, участвующих в исполнении рассматриваемого вида наказания, являются органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью и наделенные правом выдавать такие разрешения (например, службы Государственной инспекции безопасности движения (ГИБДД), органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности). Согласно ч. I ст. 35 УИК требования приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для этих органов. Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, например, охота, детективная или охранная деятельность, управление транспортным средством. Они обязаны также изъять соответствующий документ, представляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью (например, охотничий билет, права на управление транспортным средством, лицензию на право заниматься детективной и охранной деятельностью), и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.
Закон очерчивает и круг обязанностей лиц, осужденных к данному виду наказания (ст. 37 УИК РФ). Основная их обязанность — исполнять требования приговора, т.е. не занимать указанные в приговоре суда должности и не заниматься запрещенной им деятельностью. Закон обязывает их представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием уголовного наказания (копии приказов, характеристики, объяснения и др.). В их обязанности входит также сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.
Важным элементом порядка и условий исполнения рассматриваемою вида наказания является исчисление сроков ею исполнения. Согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности иди заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до грех лет в качестве дополнительного вида наказания[5].
Если
рассматриваемое наказание
При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок этого дополнительного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (ч. 2 ст. 36 УИК). Требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется также на все время отбывания осужденным указанных видов наказания.
Исчисление
срока исполнения рассматриваемого
наказания ведут уголовно-
За неисполнение приказа суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью несут ответственность как осужденные к этому виду наказания, так и должностные липа и служащие организаций, в которых осужденные работают. В соответствии со ст. 38 УИК РФ представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Информация о работе Контрольная работа по " Уголовно-исполнительного права"