Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 09:42, курсовая работа
Цель курсового исследования – изучить основные положения, регламентирующие производство допроса как следственных действий, а также нравственно-психологический и криминалистический аспекты, закрепленные в нормах Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе изучения данной проблемы ставятся следующие задачи:
•рассмотреть понятие допроса как следственное действие и дать их общую характеристику;
•раскрыть процессуальный порядок допроса обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, эксперта, проследить особенности производства допроса несовершеннолетних;
•проанализировать нравственно - психологический и криминалистический аспекты.
Введение 3
Глава I. Понятие и характеристика допроса как следственных действий 6
Глава II. Процессуальный порядок производства допроса 16
Глава III. Нравственно-психологический и криминалистический аспекты допроса……………………………………………………………………………32
Заключение 32
Список использованной литературы 466
Свидетели или потерпевшие, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются, порознь и в отсутствие других свидетелей. Следователь заблаговременно и в период их пребывания в месте допроса принимает меры к тому, чтобы они не могли общаться между собой.
Перед
началом допроса следователь
удостоверяется в личности свидетеля
или потерпевшего, разъясняет ему
его обязанности и
В соответствии со ст. 56 УПК РФ, не подлежат допросу в качестве свидетелей следующие категории граждан:
Нарушение данного требования может влечь за собой отмену приговора.
Если свидетель или потерпевший не владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, следователь выясняет, на каком языке допрашиваемое лицо желает давать показания, после чего вызывает для участия в допросе переводчика и поручает ему полно и точно выполнить перевод (ч. 1 ст. 189 УПК РФ).
По решению следователя или по просьбе свидетеля и потерпевшего может быть применена звукозапись. О применении звукозаписи следователь должен уведомить допрашиваемого до начала допроса.
В начале допроса следователь устанавливает отношение свидетеля или потерпевшего к обвиняемому и иным участникам уголовного процесса, выясняет другие необходимые сведения о личности допрашиваемого. Следователь разъясняет допрашиваемому в качестве кого и по какому уголовному делу он будет допрошен. Допрос начинается предложением свидетелю или потерпевшему рассказать все известное ему об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос. После рассказа следователь может предложить допрашиваемому конкретизировать свои показания, задать ему уточняющие или контрольные вопросы. Наводящие, то есть содержащие в себе подсказку возможного ответа, запросы задавать недопустимо. Тем не менее, на практике они часто задаются, иногда просто непроизвольно.
Допрос потерпевшего осуществляется по правилам допроса свидетеля. Однако потерпевший не только обязан, но и вправе дать показания. Следователь не может отказать потерпевшему в допросе и дополнительном допросе. Свидетель же не вправе, настаивать на добавлении своих показании.
В
российском уголовном процессе одно
лицо не может сочетать обязанности
свидетеля с иными
Заключение эксперта как источник доказательств по уголовному делу – это выводы лица, обладающего специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле по вопросам, поставленным перед ним лицом, производящим дознание. Специальными признаются познания, которые не относятся к числу общедоступных и массово распространенных, иными словами, такие познания, которыми обладают только специалисты.
Если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.17
Прежде
чем положить в основу своего вывода
заключение эксперта, следователю необходимо
убедиться в его научной
В случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта следователь вправе по собственной инициативе либо по ходатайству подозреваемого, обвиняемого, защитника допросить эксперта для разъяснения данного им заключения (ст. 205 УПК РФ).
Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судебной экспертизы, если они не относятся к предмету данной, судебной экспертизы.
Недопустима также и постановка перед экспертом вопросов, носящих правовой характер, как-то: о доказанности преступления, юридической оценке преступного деяния, характера умысла и т.д.
Лицо, которое может сообщить сведения справочного характера на основе специальных знаний, должно допрашиваться в качестве специалиста.18
Производство по делам с участием несовершеннолетних регулируется общими нормами уголовно-процессуального права. Наряду с этим, учитывая психологические, возрастные особенности несовершеннолетних, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает и особые правила. Эти правила, закрепленные в ст. ст. 188, 191, 425 УПК РФ, создают дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц по защите прав и интересов детей и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, предупредительного воздействия судопроизводства.
Допрос
подозреваемого (обвиняемого) в возрасте
от 14 до 17 лет обладает рядом особенностей,
обусловленных нравственно-
По общему правилу лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК РФ).
Лицо считается достигшим возраста 14, 16, 18 лет по истечении суток, на которые приходится дата рождения, т. е. со следующих суток.
Возраст лица, совершившего преступление, устанавливается на основе документов (паспорта, свидетельства о рождении, записи в книге регистрации актов гражданского состояния и т.п.). В тех случаях, когда документы отсутствуют или имеются обоснованные сомнения в их подлинности, для установления возраста назначается экспертиза.
В тех случаях, когда обвиняемый обнаружен через несколько лет после совершения преступления и к моменту производства соответствующих процессуальных действий достиг, например, 20 лет, применение правил производства по делам несовершеннолетних утрачивает смысл, так как отпадает необходимость в дополнительных гарантиях законных интересов лиц, которым в силу возрастных особенностей затруднительно осуществлять самостоятельно свои процессуальные права.20
Несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) допрашивают, как правило, по месту ведения предварительного следствия. Однако, по усмотрению следователя, допрос может проходить и в другом месте.
Так как ст. 191 УПК РФ не закрепляет продолжительность проведения допроса несовершеннолетнего потерпевшего, то должно действовать закрепленное в ст. 187 УПК РФ общее правило о времени проведения допроса, т.е. допрос может длиться непрерывно не более 4 часов, а общая продолжительность в течение дня не должна превышать 8 часов. Однако, определяя в ч. 1 ст. 425 УПК РФ порядок производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, законодатель установил, что допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.21
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.
Следователь, иное лицо, ведущее допрос обеспечивает участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.
Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ч.5 ст. 425 УПК РФ).
Участие педагога или психолога обязательно в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.
В уголовном процессе функции педагога двойственны. Во-первых, это оказание помощи следователю в установлении психологического контакта с несовершеннолетним. Зачастую присутствие педагога дисциплинирует допрашиваемого, лишает его возможности давать ложные показания. Другое дело, – какого педагога пригласить к участию в допросе. Видимо, вопрос должен согласовываться в каждом конкретном случае с несовершеннолетним, ибо недооценка этого обстоятельства может привести к нарушению психологического контакта с допрашиваемым.
Во-вторых, функция педагога заключается в том, что он с разрешения следователя имеет право задавать допрашиваемому вопросы, проверять правильность записи показаний несовершеннолетнего в протоколе.
Свидетелям и потерпевшим в возрасте до шестнадцати лет следователь разъясняет только необходимость правдиво рассказать все известное им по делу. Они не предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, поскольку привлечение к ответственности по статьям 307 и 308 УК возможно лишь по достижении гражданами шестнадцатилетнего возраста.
По определению или постановлению суда законный представитель может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве, если есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого. В этом случае допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подсудимого.
Неявка
своевременно извещенного законного
представителя
Если
законный представитель
Итак, допрос состоит в получении следователем от свидетеля, потерпевшего, эксперта, обвиняемого или подозреваемого показаний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Получение показаний от любых лиц, вовлекаемых в производство по уголовному делу, имеет много общего. Одновременно специфика процессуального положения допрашиваемых предопределяет особенности допроса, с одной стороны, свидетеля и потерпевшего, с другой – обвиняемого и подозреваемого.