Доказательственное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 17:31, реферат

Описание работы

В уголовном процессе доказательственное право всегда занимало одно из центральных мест. Исторически сложившиеся формы процесса - обвинительный, розыскной (инквизиционный), состязательный, смешанный на основе которых государство вело борьбу с преступностью, - определялись в первую очередь различным отношением к пониманию, оценке и использованию доказательств. Неспроста в период политических репрессий в СССР их теоретической основой стало учение о доказательствах А. Вышинского, по сути возродившее инквизиционный уголовный процесс («признание обвиняемого - царица доказательств» и т.д.). Вот почему многие ученые и практики придают столь большое значение тому, насколько полно и правильно отражены положения доказательственного права в современном уголовно - процессуальном законодательстве. По мнению А. Шалумова оснований считать эту проблему решенной в новом УПК России пока, к сожалению, нет.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, сущность и значение доказательственного права……………4
1.1. Доказательственное право……………………………………………...4
1.2. Система доказательственного права……………………………………6
Глава 2. Проблема истины в уголовном процессе…………………………………8
2.1. Истина в уголовном судопроизводстве………………………………..14
2.2. Основные пути совершенствования доказательственного права в современной России………………………………………………………………..18
Заключение
Список используемой литературы………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

    Представляется, что основное расхождение между  традициями российского уголовного судопроизводства и англо - американским процессом заключается не в самой  необходимости правильного установления обстоятельств дела, а в средствах и критериях установления знаний реальной действительности.

    В США и Англии судебное разбирательство - лишь спор между сторонами, которые  представляют суду свои доказательства. Признание обвиняемым своей вины практически (в 90% случаев) исключает  дальнейшее исследование доказательств, влечёт прекращение процесса. Признание вины при подобном подходе к истине при соблюдении ряда формальных условий является достаточным основанием к постановлению обвинительного приговора.

    Сторонники  такого подхода к установлению обстоятельств события преступления полагают, что процесс с крайней формой состязательности, хотя прямо и не ставит целью установление истины, более эффективен в её достижении, чем иной тип уголовного процесса. Основываясь на отсутствии ярко выраженного критерия правильности установления обстоятельств дела англо - американская доктрина исходит из формального понимания истины. Истина считается установленной, если установлено соответствие не объективной действительности, а заранее заданным условиям, правилам. Так, например, назначение наказания при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением в порядке, установленном главой 40 УПК РФ является классическим примером формальной истины. Суд вправе назначить наказание фактически без судебного разбирательства, без непосредственного исследования доказательств при условии, что обвиняемый согласен с предъявленным обвинением, заявил ходатайство об особом порядке принятия судебного решения после консультаций с защитником против этого не возражает государственный (частный) обвинитель, потерпевший, а санкция статьи УК РФ, предусматривающая ответственность за преступление, в совершении которого обвиняется лицо, не превышает пяти лет лишения свободы. При этом суд без непосредственного исследования доказательств должен убедиться, что обвинение, с которым согласился подсудимый обоснованно и подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Наказание в этом случае не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершение преступления.

    Вместе  с тем, гораздо более надежным представляется установление действительного  соответствия действительности знаний лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела, что и составляет содержание объективной истины в уголовном процессе.

    В российской уголовно - процессуальной теории традиционно считается, что  единственным критерием достижения истины, является практика, практическая деятельность, как объективная категория, лежащая за пределами сознания человека. Однако, в уголовном процессе, за исключением отдельных обстоятельств, выводы реальной практикой не проверяются. Поэтому в качестве критерия истины в уголовном процессе рассматриваются не конкретные опытные действия, а обобщенная историческая практика. Практика, как критерий истины в уголовном процессе, применяется чаще всего в опосредованной форме, когда результаты доказывания сопоставляются с истинными данными, которые уже были проверены практикой. При этом критерием истины является не только практическая деятельность по данному уголовному делу. Практика в широком смысле охватывает и личный профессиональный опыт следователя и судей, коллективный опыт расследования и судебного разбирательства иных дел, отраженный в уголовно - процессуальных нормах, криминалистических рекомендациях, обобщениях следственной и судебной практики, руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ и др. Критерием истины в уголовном процессе является также практическая деятельность человека в иных сферах жизни: экономической, социальной, культурной и др. Таким образом, критерий истины в уголовном процессе - это прежде всего общественно - историческая практика в самом широком философском смысле.

    Поскольку общественно - историческая практика - не бесспорный критерий истины некоторые авторы предлагают заслуживающую внимания идею о внутреннем убеждении правоприменителя как единственном критерии истины. На взгляд авторов «совпадающее внутреннее убеждение нескольких правоприменителей (следователя, прокурора, судьи, рассматривающего дело по первой инстанции, судьи высшего суда), сформированное в ходе процессуальной деятельности, действительно, может рассматриваться в качестве критерия истины в уголовном процессе». 7

    Конечно, не исключено, что внутреннее убеждение правоприменителей в достижении истины в уголовном процессе может не соответствовать действительности. Даже если внутреннее убеждение совпадает у нескольких правоприменителей, оно всегда остается субъе6ктивным выводом. Как верно замечает В.З.Лукашевич, «убежденность следователя в доказанности обвинения может в определенных случаях не совпадать с объективной доказанностью обвинения, следователь должен быть убеж ден в том, что расследование … проведено им всесторонне и объективно …».8

    Представляется, что формирование внутреннего убеждения  о правильном установлении обстоятельств  дела (достижении истины) возможно лишь через исследование доказательств, через формирование не просто истинного, но и достоверного знания. В этой связи важно соотношение понятий истина и достоверность. Большинство процессуалистов справедливо различают эти понятия, полагая, что «достоверность - не только истинность, но и обоснованность знания. Любая достоверность истинна, но не всякая истина достоверна… В этой сфере деятельности истину нельзя считать достигнутой, если она не обоснованна».9 Надежность внутреннего убеждения определяется его обоснованностью, исключающей неоднозначность мнений на завершающем этапе доказывания.

    Путь  к истине лежит через использование доказательств, такой их совокупности, которая исключала бы иное толкование ситуации, формировала убежденность правоприменителя в правильности своих действий, т.е. истинное знание - это прежде всего достоверное (обоснованное) знание. В этой связи склонность законодателя к формальной истине в уголовном процессе сомнительна.

    Спорен  вопрос о характере и содержании истины в уголовном процессе. Известно, что под абсолютной истиной понимается полное знание о чем - либо, относительная  истина - знание правильное, но не полное.

    Истина, устанавливаемая в уголовном процессе с одной стороны является абсолютной, а с другой - относительной. Так, абсолютно полно должны быть установлены те стороны обстоятельств, имевших место в прошлом и относящиеся к предмету доказывания, без которых невозможно правильное решение дела. Иные же стороны, элементы, детали этих обстоятельств могут оставаться невыясненными, поскольку они не имеют значения для уголовного дела. Таким образом, истина, устанавливаемая в уголовном процессе в этом плане - абсолютно - относительная.

    По  вопросу содержания истины, то есть по вопросу о том, какие элементы деятельности органов уголовного судопроизводства составляют деятельность по установлению истины, также предпринимались попытки  обосновать различные суждения. 
 

    2.1. Истина в уголовном судопроизводстве 

    «Истина в уголовном судопроизводстве имеет  свои особенности, в частности:

    а) особый предмет познания - предмет  доказывания, предусмотренный ст.73 УПК РФ: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания. Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;

    б) специальные субъекты доказывания;

    в) специальные способы доказывания, которые осуществляются согласно ч.1 ст.86УПК РФ путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных  УПК РФ;

    г) специальные средства доказывания, то есть виды доказательств, предусмотренные ч.2ст.74 УПК РФ: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля; заключение и показания эксперта; заключение и показания специалиста; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы».10

    «В  уголовном процессе истину нельзя считать  достигнутой, если она необоснованна».11

    С точки зрения закона, презумпции невиновности следует, что:

    а) подсудимый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

    б) подсудимый не обязан доказывать свою невиновность;

    в) бремя доказывания обвинения  и опровержения доводов подсудимого  лежит на стороне обвинения;

    г) все сомнения в виновности подсудимого  которые не могут быть устранены  в порядке, установленном УПК  РФ, толкуются в пользу подсудимого;

    д) обвинительный приговор не может  быть основан на предположениях (ст.49 Конституции РФ и ст.14 УПК РФ).

    «Для  государственного обвинителя это означает, что он в суде должен доказать виновность лица вне всяких сомнений и предположений, обеспечивая при этом согласно ч.4 ст.37 УПК РФ законность и обоснованность обвинения в суде и, таким образом  способствуя установлению судом истины. Если же обвинение основывается на сомнениях и предположениях о виновности подсудимого, то оно незаконно и не обоснованно, а значит, не может идти и речи о способствовании прокурором установлению судом истины».12

    С точки зрения закона в содержание истины, к достижению которой призван стремиться прокурор в суде, следует отнести правильное установление им фактических обстоятельств дела и правильную квалификацию преступления.

    Что же касается меры наказания, мы видим, что она не входит в содержание истины с точки зрения закона, но, как вытекает из ст.383 УПК РФ, она относится к категории справедливости.

    «Для  достижения истины в суде государственному обвинителю целесообразно идти путем  всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела - об этом говорят и научные исследования, и практический опыт. Для государственного обвинителя в суде требование:

    а) всесторонности означает, что он должен исследовать все возможные по делу версии, не только версию(и) обвинения, но и версию(и) защиты;

    б) полноты означает, что он должен собрать и исследовать все  доказательства, устанавливающие как  виновность подсудимого, так и «констатирующие  отсутствие события или состава  преступления, либо недоказанность участия  обвиняемого в совершении преступления и при этом исчерпаны все» предусмотренные уголовно - процессуальным законом возможности для собирания доказательств;

    в) объективности означает, что он должен одинаково, без предубеждения, предвзятости и только на основании закона исследовать  как обвинительные, так и оправдательные доказательства».13

    Законность  и обоснованность обвинения в  суде проблематично поставить под  сомнение стороне защиты лишь в том  случае, когда государственный обвинитель при доказывании использует относимые, допустимые, достоверные обвинительные доказательства, и в совокупности все они - достаточное основание, чтобы версия обвинения нашла свое отражение в обвинительном приговоре суда. Существует мнение, что «истина установлена тогда, когда правильно установлены значимые для дела факты, деяние правильно квалифицированно и назначена соответствующая содеянному мера наказания».14 Другое мнение: в содержании истины входит лишь правильное установление фактических обстоятельств и верная юридическая квалификация. Однако установление фактических обстоятельств дела производится с помощью доказательств на основе принципов уголовно - процессуального права («информационное доказывание»). Квалификация же осуществляется на основе норм и принципов уголовного права и производится не при помощи доказательств, а логическим путем («логическое доказывание»), поэтому третья позиция заключается в том, что «в содержание истины входит только соответствие знаний фактическим обстоятельствам дела».15 Данная позиция представляется правильной.

    Таким образом, познание в уголовном процессе (уголовно - процессуальное познание или доказывание) - основывающаяся на общих закономерностях познания и урегулированная уголовно - процессуальным законом (доказательственное право) деятельность компетентного должностного лица, направленная на установление фактов и обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Информация о работе Доказательственное право