Акты Президента РФ и Правительства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:34, доклад

Описание работы

В соответствии с Конституцией РФ и другими законами, как известно, Президент РФ издает указы и распоряжения, а Правительство РФ - постановления и распоряжения. Делать это они должны, соблюдая Конституцию РФ и федеральные законы, в пределах своих полномочий. В целом круг таких полномочий, естественно, достаточно широк. Но регламентация уголовного судопроизводства не отнесена прямо к их ведению, поскольку издаваемые ими акты являются актами подзаконными.

Работа содержит 1 файл

правовая природа разъяснений Пленума и проч.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Акты  Президента РФ и Правительства  РФ

В соответствии с  Конституцией РФ и другими законами, как известно, Президент РФ издает указы и распоряжения, а Правительство  РФ - постановления и распоряжения. Делать это они должны, соблюдая Конституцию РФ и федеральные законы, в пределах своих полномочий. В целом круг таких полномочий, естественно, достаточно широк. Но регламентация уголовного судопроизводства не отнесена прямо к их ведению, поскольку издаваемые ими акты являются актами подзаконными. По российским же традициям регламентация уголовного судопроизводства - дело прежде всего законодателя. 
Вместе с тем некоторые акты Президента РФ и Правительства РФ нужно знать всем, кто в том или ином качестве вовлекается в уголовный процесс, поскольку в них может содержаться решение важных вопросов, связанных с производством по уголовным делам. 
Из числа указов Президента РФ, требования которых порой должны учитываться при производстве по уголовным делам, следовало бы выделить прежде всего те, что содержат предписания о структуре и полномочиях органов, руководство которыми, в силу ст. 32 Федерального конституционного закона "О правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г., возложено непосредственно на Президента РФ и которые, наряду с выполнением других важных государственных функций, ответственны за предупреждение, пресечение, выявление и предварительное расследование преступлений. К ним относятся, например, указы: 
"О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 23 ноября 1998 г. N 1422, утвердивший Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации; 
"О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" от 11 марта 2003 г. N 308; 
"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. N 314 (с дополнениями и изменениями, внесенными Указом от 20 мая 2004 г. N 649, где подверглись существенному уточнению не только наименование, но и пределы полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе тех, которые участвуют в выявлении и расследовании преступлений; 
указы по вопросам организации и деятельности подведомственных непосредственно Президенту РФ органов, в частности, указы от 7 августа 2004 г. N 1013 (о федеральной службе охраны ФСО), от 11 августа 2003 г. N 960, от 19 июля 2004 г. N 927, от 28 июля 2004 г. N 976 и от 13 октября 2004 г. N 1313, которыми утверждены соответственно Положение о Федеральной службе охраны РФ, Положение о Федеральной службе безопасности РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, Положение о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков и Положение о Министерстве юстиции РФ. 
В ходе производства по уголовным делам, подведомственным военным судам, соответствующим должностным лицам (военным дознавателям, следователям военной прокуратуры, военным прокурорам и военным судьям) приходится руководствоваться предписаниями Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140 (с изменениями, внесенными Указом от 30 июня 2002 г. N 671)
. В этом нормативном акте решены некоторые важные вопросы, связанные с содержанием под стражей военнослужащих. 
При расследовании или судебном разбирательстве конкретных уголовных дел в связи с оценкой допустимости доказательств, предпосылкой для которых явились данные, полученные в ходе контроля и прослушивания телефонных переговоров, вполне могут представлять интерес положения Указа Президента РФ "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" от 1 сентября 1995 г. N 891
. 
Важными для уголовного судопроизводства являются также содержащиеся в указах Президента РФ положения, имеющие принципиальное значение при решении вопросов реабилитации лиц, подвергавшихся незаконным репрессиям по политическим мотивам (см., например, указы от 16 июля 1992 г. N 3321-1, от 14 марта 1993 г. N 378, от 23 апреля 1996 г. N 602, от 8 июня 1996 г. N 858 и от 18 июня 1996 г. N 931). 
Некоторые постановления Правительства РФ тоже имеют отношение к решению вопросов, возникающих при производстве по уголовным делам. Например, постановлением от 13 октября 1995 г. N 1017 утверждены Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Пункт 14 этих Правил предусматривает: "Медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением служебных или профессиональных обязанностей стали известны сведения о результатах проведения медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции, обязаны сохранять эти сведения в тайне". Далее (в п. 15) говорится, что за разглашение такой тайны они несут ответственность. Вполне понятно, что эти положения не могут не учитываться соответствующими должностными лицами при проведении допросов. 
Другой пример. Постановление Правительства РФ "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным"
от 18 июня 1999 г. N 647, решая многие вопросы, возникающие в данной сфере, установило ряд особых, прямо адресованных правоохранительным органам правил, имеющих отношение к работе с вещественными доказательствами при производстве по уголовным делам. Эти правила обязательно должны соблюдаться при исполнении предписаний ст. 84-86 УПК. 
Весьма выразительным примером, подтверждающим тезис о том, что для регламентации уголовного судопроизводства могут иметь значение и правительственные постановления, является также постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно" от 20 августа 2002 г. N 620. Оно издано на основании прямых предписаний ч. 3 ст. 82 УПК и Закона о введении в действие УПК. 
Принципиальные для обеспечения права на защиту лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, проблемы решены в постановлении Правительства РФ "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокуратуры и суда" от 4 июля 2003 г. N 400. 
Большое значение при производстве по уголовным делам имеет и широко известная практикам Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245
. 
Могут представлять интерес также утвержденные Правительством РФ Положения, в которых определяется порядок восстановления нарушенных прав граждан в связи с применением к ним репрессий по политическим мотивам.

Нормативные акты министерств  и ведомств

При решении вопросов, возникающих в связи с производством  по уголовным делам, существенную роль могут выполнять и нормативные  акты, издаваемые министерствами и  ведомствами, их руководителями. 
Главная их особенность - они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются в пределах полномочий, предоставленных соответствующим министерствам и ведомствам, их руководителям. 
Полномочия эти обычно закрепляются в актах (именуемых, как правило, положениями), определяющих основы организации и деятельности конкретных министерств или ведомств. Иногда полномочия по изданию конкретных актов данного уровня прямо предусматриваются законами. К их числу можно отнести, например, ст. 69 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., где сказано, что капитаны находящихся в плавании судов при производстве дознания должны руководствоваться УПК и инструкцией, "утвержденной Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства". 
Разумеется, чаще всего в ходе производства по уголовным делам регламентирующую роль играют нормативные акты, издаваемые руководителями правоохранительных учреждений. 
В соответствии со ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ вправе издавать приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, обязательные для исполнения работниками органов и учреждений прокуратуры. К таким работникам относятся, как известно, и прокуроры, поддерживающие государственное обвинение, приносящие представления на судебные решения, дающие заключения в вышестоящих инстанциях.

Некоторые из одобренных им или его заместителями актов  обязательны не только для работников прокуратуры. Об этом свидетельствует  ч. 2 ст. 30 того же закона, где сказано: "Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения". 
К числу нормативных актов Генеральной прокуратуры РФ, которые обязательны не только для работников прокуратуры, можно отнести, в частности Инструкцию органам дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденную Главным военным прокурором 5 июня 2002 г. 
Считались обязательными также некоторые приказы и указания Генерального прокурора СССР, но с 3 августа 1998 г. в связи с формированием новой законодательной базы прокуратуры они перестали быть таковыми (см. приказ Генерального прокурора РФ от 3 августа 1998 г. N 52). 
Положение о Министерстве юстиции, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, как и ранее действовавшее, широко определяет его полномочие самостоятельно издавать нормативные акты (см. подп. 3, 29-32, 35 и 37 п. 7 и подп. 9 п. 8), в том числе "приказы, распоряжения и другие акты "по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности". В эту сферу, наряду со многим прочим, входит осуществление весьма важных функций, связанных с деятельностью адвокатуры, судебно-экспертных учреждений, Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, т.е. таких учреждений, которые непосредственно участвуют в той или иной мере в уголовном судопроизводстве. Министерство наделено и полномочиями по изданию актов, обязательных «для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами». Среди них могут быть также такие, которые должны учитываться и судами при производстве по уголовным делам. К примеру, к их числу можно было бы отнести Инструкцию о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утвержденную приказом Минюста РФ от 3 августа 1999 г. N 226

Согласно Положению  о Министерстве внутренних дел РФ (см. подп. 2 п. 2, подп. 4 п. 8 и подп. 6 п. 12), утвержденному Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927, это Министерство и его руководитель тоже вправе издавать нормативные акты по широкому спектру вопросов. В частности, подп. 4 п. 8 Положения предусматривает, что МВД России "самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности", в которую включена, наряду со многими другими полномочиями, и организация "предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений" (подп. 4 п. 2 Положения). К числу актов такого рода вполне можно отнести, например, Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел от 5 мая 1993 г., где регламентируется порядок производства розыска лиц, скрывающихся от следствия. Любой следователь хорошо знает, что объявление розыска лиц, обвиняемых в совершении преступлений, возможно, когда соблюдаются предписания нормативных актов такого рода. А потребность в розыске на практике возникает по многим уголовным делам. Существенное значение для оценки законности поводов к возбуждению уголовных дел имеют правила регистрации в органах внутренних дел сообщений о совершенных или совершаемых преступлениях. В наши дни такие правила установлены Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158. Ряд существенных для уголовного судопроизводства положений установлен в Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. N 438.

Существует немало нормативных актов, издаваемых другими, не являющимися правоохранительными, министерствами и ведомствами. Акты такого рода тоже активно используются практическими работниками органов, ведущих производство по уголовным делам, и другими участниками уголовного судопроизводства. Им приходится довольно часто обращаться при решении практических вопросов, скажем, к нормативным актам, изданным бывшим Министерством здравоохранения РФ по вопросам, касающимся производства судебно-медицинских экспертиз. Таким актом является, например, приказ данного министерства от 24 апреля 2003 г. N 161, утвердивший Инструкцию по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы. В ней определен порядок работы врача - судебно-медицинского эксперта, привлеченного к производству по уголовному делу, - при осмотре трупа на месте его обнаружения, а также порядок проведения по поручениям судов или органов предварительного расследования экспертных исследований живых лиц, трупов и различных объектов в учреждениях судебно-медицинской экспертизы. В качестве примера можно назвать и Инструкцию по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий, утвержденную приказом этого же Министерства от 4 марта 2003 г. N 73 . Совершенно очевидно, что знание подобных актов требуется для юридически грамотного назначения соответствующих экспертиз, производимых по уголовным делам, контроля за их проведением, а главное - для квалифицированной оценки заключений экспертов.

По вопросам, представляющим интерес для нескольких или всех органов, осуществляющих производство по уголовным делам, возможно издание руководителями этих органов совместных (межведомственных) нормативных актов. Можно было бы назвать, например: 
Инструкцию о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 г. (Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 7 июня 2006 г. N 29 настоящая Инструкция применяется в части, не противоречащей УПК РФ, Положению о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. N 620, иВременной инструкции, утвержденной вышеназванный Приказом МВД РФ, Минюста РФ, Минздрава РФ, Минэкономики РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ и ФПС РФ от 9 ноября 1999 г. NN 840, 320, 388, 472, 726, 530, 585 установлено, что в системе Генпрокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ и Минздрава РФ параграфы 23, 24 и 25 настоящей Инструкции не применяются).

 
В отношении некоторых ведомственных  нормативных актов ("нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти") Указом Президента РФ "О порядке опубликования  и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. N 763
*(97) установлены особые правила введения их в действие. В соответствии с данным Указом изданные после 1 марта 1993 г. нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, должны обязательно проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Они (все, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) также подлежат опубликованию в газете "Российские вести" и в издаваемом издательством "Юридическая литература" Администрации Президента РФ "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". 
Акты, в отношении которых эти условия не соблюдены, применению не подлежат. Они "не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров" (ст. 10 названного Указа).

Постановления Конституционного Суда РФ

В системе активно  используемых источников уголовно-процессуального  права сравнительно недавно (с 1991 г.) начали играть существенную роль и постановления Конституционного Суда РФ. Этому Суду не дано полномочие издавать какие-то нормативные акты, обязательные для организаций, должностных лиц и граждан. Однако такой вид принимаемых им решений, каким являются его постановления, может существенно влиять на содержание и юридическое значение законов, в том числе федеральных, и других нормативных актов. 
Осуществляя конституционный контроль, Конституционный Суд РФ (по представлению государственного органа, названного в ст. 125 Конституции РФ, - либо, при определенных там же условиях, - по жалобе гражданина), как известно, вправе признать какой-то закон полностью или частично противоречащим Конституции РФ. Такое решение обязательно не только для правотворческих, но и для правоприменительных органов. Оно влечет за собой необходимость соответствующей корректировки законодательства и одновременно означает адресованный правоприменительным органам запрет применения признанных неконституционными актов в целом или их частей. По сути своей это своеобразный вид правотворчества, который в юридической литературе нередко называют негативным
В сфере уголовного судопроизводства, как и в других сферах правоприменения, наряду с постановлениями Конституционного Суда РФ о конституционности или неконституционности конкретных законов либо иных правовых актов обязательны также его постановления, содержащие толкование положений Конституции РФ. Это относится прежде всего к постановлениям, толкующим конституционные предписания, которые имеют непосредственное значение для регламентации отношений, возникающих в связи с производством по уголовным делам. 
До недавнего времени (до введения в действие с 1 июля 2002 г. нового УПК) процесс издания постановлений, касающихся непосредственно уголовно-процессуального законодательства, шел весьма активно, пожалуй, более активно, чем это делалось в отношении правовых актов, относящихся к другим отраслям законодательства, в том числе тех, которые призваны регламентировать жизненно важные экономические и политические права и свободы человека и гражданина. За сравнительно короткий период своей деятельности, начавшийся весной 1995 г. и окончившийся в день подписания Президентом РФ нового УПК - 18 декабря 2001 г., Конституционный Суд РФ издал около двух десятков постановлений (они составили почти одну треть от общего числа постановлений этого Суда), предназначенных для корректировки содержания и практики применения законодательства, призванного регламентировать производство по уголовным делам. Одновременно он издал и опубликовал почти 50 своих решений, оформленных в виде определений, многие из которых разъясняли ранее принятые им постановления. Вполне естественно, в тех условиях при производстве по уголовным делам нельзя было не считаться с решениями такого рода. Считался с ними и законодатель, который внес в действовавший тогда УПК РСФСР ряд существенных поправок. 
В связи с характеристикой роли решений Конституционного Суда РФ в регламентации уголовного судопроизводства, как и иных правовых институтов, следовало бы иметь в виду, что решениям такого рода давать окончательную оценку пока что рано.  
В некоторых вынесенных в последние годы постановлениях и многих определениях Конституционного Суда РФ прослеживается почти не скрываемое его стремление поставить себя в особое положение по отношению к другим высшим судам страны, хотя по Конституции РФ предпочтение не отдается никакой высшей судебной инстанции - у каждой из них есть свое поле деятельности. 
В соответствии со ст. 125-127 Конституции РФ этим инстанциям четко указано вполне определенное свое место в государственном механизме и судебной системе. Во всяком случае, Конституционному Суду РФ не предоставлено право давать разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам практики применения закона при разрешении уголовных дел. Но он, вторгаясь в сферу основных полномочий Верховного Суда РФ, все чаще делает это в своих постановлениях и определениях, ссылаясь на некий "конституционно-правовой смысл" конкретных предписаний действующего УПК и требуя, чтобы они (эти предписания) соблюдались в соответствии с его истолкованием.
Конституционно-правовой смысл указанных положений, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает какое-либо иное их истолкование в правоприменительной практике». ) 
Примечательно и то, что в последнее время Конституционный Суд РФ настойчиво и многократно в своих решениях выразил свое требование, обращенное ко всем, в том числе к судам общей юрисдикции, чтобы они неукоснительно исполняли не только итоговые решения, фиксируемые более или менее ясно в резолютивных частях его постановлений, но и излагаемые им, нередко крайне сложно и нечетко, "правовые позиции". А это уже претензия на роль никем не уполномоченного правотворческого органа. Такая тенденция нуждается в осторожных оценках. Ни Конституция РФ, ни иные законы не знают подобной разновидности обязательных к исполнению правовых предписаний. О "правовой позиции" Конституционного Суда РФ в законе об этом суде (см. ст. 73) упомянуто лишь в связи с определением порядка пересмотра им своих решений. И не более того.

Информация о работе Акты Президента РФ и Правительства РФ