Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:32, курсовая работа
Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно-правовых отношений, т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.
Введение………………………………………...………………………………...…..3
1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан…........….…6
2.Понятие, особенности и виды административно-правового статуса гражданина…………...………………………………………….…………………....9
3.Административно-правовое обеспечение механизма реализации прав, свобод и законных интересов граждан………………....……………………….…………12
Заключение……………………...…………………………….……………….…....16
Литература……….………………
Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнобязанного и т. д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.
Специальный
административно-правовой статус включает
в себя специальные права и
обязанности отдельных специфических
категорий граждан в узкоспециализированных
сферах функционирования исполнительной
власти. К специальному административно-правовому
статусу относятся, например, реализуемые
в административно-правовых отношениях
права и обязанности безработных, вынужденных
переселенцев, лиц без определенного места
жительства и др.1
3.
Административно-правовое
обеспечение механизма
реализации прав,
свобод и законных
интересов граждан
Административно-правовое
обеспечение механизма
1. Нормы административного права обеспечивают необходимую полноту правового урегулирования конкретных оснований, условий и порядка реализации основных конституционных и производных от них прав и обязанностей граждан. Они развивают, детализируют, наполняют конкретным содержанием конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, а также устанавливают и регламентируют в сфере управления права и обязанности, составляющие особенные и специальные административно-правовые статусы отдельных категорий граждан.
2.
Нормами административного
Административно-
3.
Административно-правовыми
4.
Административно-правовые
Предложения — обращения граждан, содержащие их мнения и рекомендации, направленные на улучшение деятельности государственных и муниципальных органов и организаций, совершенствование организации работы должностных лиц и организаций какой-либо отрасли (здравоохранения, образования, транспорта и т. д.), социально-экономических отношений, действующего законодательства и практики его применения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.
Заявления
— обращения граждан к
Жалобы
— обращения граждан к
Предложения, заявления и жалобы подаются гражданами в те органы государственной власти, местного самоуправления или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Если поставленные в обращении гражданина вопросы не относятся к ведению получившего их органа или должностного лица, то последние не позднее чем в 5-дневный срок направляют их по принадлежности, письменно извещая об этом автора обращения. При этом обращения граждан не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются. Обращение гражданина считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие действующему законодательству.
В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Гражданин вправе обжаловать также бездействие вышеуказанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц и служащих, если оно повлекло за собой вышеперечисленные последствия.
Гражданин
вправе обратиться с жалобой на действия
(решения), нарушающие его права и свободы,
либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему
в порядке подчиненности государственному
органу, органу местного самоуправления,
учреждению, предприятию или объединению,
общественному объединению, должностному
лицу, государственному служащему. Последние
обязаны рассмотреть жалобу в месячный
срок, а если гражданину в удовлетворении
жалобы отказано или он не получил ответа
в течение месяца со дня ее подачи, то он
вправе по своему усмотрению обратиться
с жалобой в суд по месту его жительства
либо по месту нахождения органа, объединения,
должностного лица, нарушивших его права.1
Заключение
К числу основных прав граждан относятся право на жизнь, равенство перед законом и судом, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и частной жизни, право свободного передвижения но территории и выбора места жительства, свобода совести и свобода вероисповедания, свобода мысли и слова. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. К социальным правам относятся гарантии социального обеспечения в соответствии с законом, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на труд и образование. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ равными правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Исключение составляют особые случаи, предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ. Кроме перечисленных, существует также ряд других прав и свобод граждан.
Права и свободы граждан неравноценны по своей природе, по значимости, по формам и способам их реализации и т. д. В соответствии с этим выделяются различные группы прав и свобод граждан.
Основные (естественные) права и свободы, в их числе — право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность, труд, отдых, социальное обеспечение и др. Эти права и свободы реализуются в законодательстве через нормы самых различных отраслей права. Например, право на свободу обеспечивается нормами административного, уголовного, уголовно процессуального и других отраслей права.
Выделяется группа прав и свобод, рассматриваемых как элементы (составляющие) более общего права. Таково, например, право на свободу мысли, совести и религии, закрепленное в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека.
Следующая группа прав и свобод отличается тем, что они используются в качестве элемента правового механизма реализации основных прав и свобод. К ним относится, например, восстановление в правах в случаях их нарушения.
Особую
группу составляют специальные права,
приобретаемые гражданином
Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и проч. При этом государство основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
По своему объему и конкретному содержанию административная правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались нами выше при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.
Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к право дееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять
на
государственной и
Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом). Ясно, что особенные права и обязанности по своему объему и конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т. д.
Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например у объявленного персоной нон грата (нежелательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т. д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например, предусмотренная в ст. 3.2 КоАП РФ возможность применения к ним специфической меры административного наказания — выдворения за пределы Российской Федерации, которая к российским гражданам применяться не может.
Кроме дипломатов, не подведомственных нашей юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по нашим законам, а территория посольств экстерриториальна, и там действуют лишь законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия нашего законодательства и подлежат ответственности по нашим законам на общих основаниях с гражданами России. В нормах административного права последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов. Даже на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться (но не арестовываться!) в административном порядке в случаях совершения очень серьезных правонарушений.
Подводя
общий итог рассмотрению вопроса
об административно-правовом статусе
российских и иностранных граждан,
следует отметить, что субъектами административно-правовых
отношений являются граждане, обладающие
административной правоспособностью.
Действующая система конституционных
прав и обязанностей граждан, система
гарантий этих прав обеспечивают возможность
практической реализации прав и обязанностей
граждан России, иностранных граждан и
лиц без гражданства.
Информация о работе Административно-правовой статус граждан РФ