Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:32, курсовая работа
Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно-правовых отношений, т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.
Введение………………………………………...………………………………...…..3
1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан…........….…6
2.Понятие, особенности и виды административно-правового статуса гражданина…………...………………………………………….…………………....9
3.Административно-правовое обеспечение механизма реализации прав, свобод и законных интересов граждан………………....……………………….…………12
Заключение……………………...…………………………….……………….…....16
Литература……….………………
Оглавление
Введение………………………………………...…………
1. Конституционно-правовой
статус личности и гражданина
как основа всех отраслевых, особенных
и специальных правовых
2.Понятие,
особенности и виды
3.Административно-правовое
обеспечение механизма
Заключение……………………...………………………
Литература……….…………………………………………
Введение
Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно-правовых отношений, т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.
Традиционно
субъектом административного
Субъекты
административного права —
В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.
Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Одним из основных вопросов административного права является обеспечение прав и свобод гражданина. Гражданин — приоритетный субъект административного права. Административное право должно быть нацелено на осуществление прав и свобод граждан и всемерное укрепление их административно-правовых гарантий. Административное право должно содействовать обеспечению интересов государства через интересы каждого гражданина и общества в целом.
Основы правового статуса человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации — «Права и свободы человека и гражданина». В статье 2 этой главы сформулирован принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В статьях 17-64 раскрываются основы правового статуса личности в РФ. Они соответствуют общепризнанным нормам и принципам международного права.
Провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Международно-правовые акты о правах человека, конституции государств призваны не столько закреплять его права и свободы, сколько определять обязанности государства по их обеспечению. Государство обеспечивает реализацию и охрану прав и свобод граждан через деятельность государственных органов, и, прежде всего — правоохранительных органов.
Цель исследования – на основе
научной и нормативной
Методы исследования: анализ государственно-правовой действительности, анализ нормативно-правовой литературы по проблеме исследования.
При написании работы изучены
основные труды ученых, построенные
на сравнительном
1.
Конституционно-правовой
статус личности
и гражданина как
основа всех отраслевых,
особенных и специальных
правовых статусов
граждан
Нормы международного и внутреннего права утверждают права и свободы человека как высшую ценность общества и государства. В ст. 2 Конституции РФ говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства.
Для этих норм характерно двоякое отношение к человеку: как к личности, от природы наделенной органическими, внутренне присущими ему правами и свободами, и как к гражданину государства, которое безусловно признает его права и свободы, должно обеспечивать, гарантировать и защищать их.
Личностные права и свободы человека неотчуждаемы от него и принадлежат каждому от рождения. К ним относятся право человека на жизнь, право на жилище, право на свободу и личную неприкосновенность, право на уважение его личной и семейной жизни и неприкосновенность жилища; право на свободу мысли и слова, свободу совести; право на собственность; право на труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и др. Перечень личностных прав, принадлежащих человеку от рождения и закрепленных в действующей Конституции РФ, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека.1
Права и свободы человека как гражданина связаны с его гражданством, суть которого выражает устойчивую правовую связь человека с государством, заключающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Основные права и свободы человека-гражданина также закреплены в действующей Конституции РФ. К ним относятся: право на приобретение, сохранение и прекращение российского гражданства, возможность и допустимость двойного и почетного гражданства; право свободно определять свою национальную принадлежность; право на участие в управлении делами общества и государства; право на объединение с гарантиями свободы деятельности общественных объединений; право на обращение в государственные органы и к должностным лицам; право на судебную защиту своих прав и свобод, равенство всех перед законом и судом; право на презумпцию невиновности и др. Перечень прав человека-гражданина также не является исчерпывающим.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Наряду с развитой системой прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ закрепляет всеобщие органические обязанности и некоторые ограничения: 1) обязанность соблюдать Конституцию РФ, другие законы и выполнять конституционные обязанности (нести военную службу, получить основное общее образование, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия и др.); 2) прямой запрет на использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны; 3) определенные ограничения на получение и распространение информации в целях охраны личной, семейной, профессиональной, государственной и коммерческой тайны.
Вся
закрепленная в Конституции РФ совокупность
прав, свобод и обязанностей граждан составляет
конституционно-правовой статус гражданина,
который служит правовым фундаментом
всех отраслевых правовых статусов граждан
(трудового, гражданско-правового, уголовно-правового,
административно-правового и всех других),
в которых граждане выступают как участники
трудовых, гражданско-правовых, уголовно-правовых,
административно-правовых и других отношений.
2.
Понятие, особенности
и виды административно-
Административно-правовой статус гражданина — это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях. Элементами административно-правового статуса граждан являются:
— административная правоспособность, т. е. предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая над елейность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;
— административная дееспособность, т. е. реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста — обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте — право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста — возможность быть назначенным на должность прокурора и т. д.);
— права, обязанности и ответственность за их реализацию. Права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными — для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими — для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина.
Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т. д.). Во-первых, он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими. Во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.). В-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т. е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое право и обязанность служить в армии, иметь паспорт, право поступления в вуз, на подачу жалобы и т. д.). В-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности (обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять все законные требования и предписания представителей власти и т. д.) или то и другое одновременно (право и обязанность получать и иметь основное общее образование, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т. д.).
Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.
Информация о работе Административно-правовой статус граждан РФ