Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:24, дипломная работа
Нормальная жизнедеятельность человека обусловлена не только физической защитой его личности, но также и обеспечением условий, необходимых ему для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. В этом смысле правовая защита личности включает как его личную физическую (жизнь, здоровье, честь, достоинство) защищенность, так и способствующие этому фактору благополучия, в том числе неприкосновенность имущества.
- для правильной квалификации содеянного;
- для назначения справедливого наказания[20].
Объективная сторона преступления, предусмотренная ст.139 УК РФ, состоит в незаконном проникновении в жилище, совершенном против воли проживающего в нем лица. Для уяснения сущности Объективной стороны незаконного проникновения в жилище необходимо проанализировать содержание понятий: проникновение, и незаконное проникновение в жилище.
«Проникновение», осуществляется посредством активных действий и выражается во вхождении в дверь, в впрыгивании через окно в жилище, проломлении стен и др. Проникновение может совершаться как тайно, так и открыто, как с преодолением препятствий и сопротивления, так и беспрепятственно. Проникновение, осуществляемое путем обмана, например путем предъявления ложного документа на проведение обыска также будет считаться преступным. Преступление считается оконченным с момента пересечения границ жилища. На квалификацию не влияет время нахождения в чужом жилище. Нарушение неприкосновенности жилища будет и в том случае, когда лицо фактически утратило право проживать на той или иной жилплощади (например, супруг, ушедший из семьи и живущий в течение продолжительного времени по другому адресу), однако проникает в него. Вопрос о квалификации подобных действий необходимо решать с учетом разграничения нарушения неприкосновенности жилища и самоуправства. Так, толкование термина «проникновение» не охватывает всех способов проникновения в жилище, данное понятие характеризует скрытность, в то время как нарушение неприкосновенности жилища возможно и в открытую, с применением насилия. Помимо этого, в уголовном праве сложилась уже определенная традиция, что проникновение - это подготовительный этап для совершения хищения из жилища, т.е. проникновение — это противоправные действия, совершенные с корыстной целью, в то время как действия, предусмотренные в ст.139 УК РФ, такой цели не преследуют. Поэтому более полно все способы нарушения неприкосновенности жилища охватываются понятием «вторжение» в жилище[21].
Одним из следующий признаков проникновения в жилище – является его незаконность. Мы считаем, что в данном случае незаконным следует признавать любое проникновение за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Выделяют две группы ситуаций, когда проникновение в жилище против воли приживающего в нем лица следует считать законным:
1) при непредвиденных чрезвычайных ситуациях;
2) при защите правопорядка[22].
Для проникновения в жилище при непредвиденных чрезвычайных необходимо наличие двух условий: во-первых, наличие опасности правам и законным интересам граждан и, во-вторых, неустранимость этой опасности другими способами, иначе, как только посредством нарушения неприкосновенности жилища. Правомерность таких действий определяется в ст.39 УК РФ, где говорится, что не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемых уголовным законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
Источниками опасности могут быть различные причины, в частности пожар, прорыв системы водоснабжения и затопление квартиры на нижнем этаже. Проникновение в квартиру в отсутствии лиц, проживающих в ней, с целью перекрытия воды следует расценивать как нарушение неприкосновенности жилища, совершенное в состоянии крайней необходимости, если отсутствовали другие средства предотвращения затопления квартиры на нижнем этаже. В ряде случаев основания и условия правомерности проникновения в жилище регламентированы федеральными законами. Так, в целях обеспечения пожарной безопасности Законом РФ «О пожарной безопасности» должностным лицам госпожнадзора при осуществлении пожарного надзора разрешено входить в жилые помещения граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара.
Ситуации законного проникновения при защите правопорядка можно условно разделить на случаи проникновения с целью предотвращения и пресечения преступлений и случаи проникновения при расследовании преступлений, которые регламентируются в УПК РФ. Так, например, согласно п.18 ст.11 Закона РФ «О милиции»[23] сотрудники милиции имеют право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
Случаи законного проникновения в жилище с целью расследования преступления возможны при производстве обыска или выемки и регламентируются ст.ст.182-184 УПК РФ, а также для производства осмотра места происшествия ст.ст. 176-177 УПК РФ. Основания для производства обыска можно подразделить на материальные - наличие достаточных оснований для производства обыска и формальные - соблюдение процедуры проведения обыска (анализ законности и незаконности производства обыска с точки зрения того, являются ли такие действия преступными или нет, будет сделан ниже)[24].
Обязательным для квалификации деяния как преступления является место его совершения — жилище.
В гражданском праве под жилищем понимаются помещения, пригодные для постоянного проживания (ст.673 ГК РФ[25]). В теории гражданского права вполне обоснованно было высказано мнение, что жилыми следует считать помещения, предназначенные для постоянного проживания. Предназначенность помещения для жилищных целей - это изначально заданная функция, обозначенная в соответствующих документах, которая не зависит от характера фактического использования и от сохранения способности удовлетворять жилищные потребности граждан[26].
В уголовном праве понятие “жилище” традиционно рассматривалось применительно к преступлениям против собственности. В соответствии с постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 5.09.1986 г. №14 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности» жилище — это помещение, предназначенное для людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.). Жилищем, не могут признаваться помещения, не предназначенные и не приспособленные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения)[27].
В соответствии с примечанием ст.139 УК РФ, введенному Законом от 20 марта 2001 г. №26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод», под жилищем настоящей статье, а также в других статьях настоящего Кодекса понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.
В п.10 ст.5 УПК РФ дается почти аналогичное понятие жилища, где указывается, что жилище это индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.
В соответствии с ч.3 ст.1 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики»[28] жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания.
К признакам, характеризующим объективную сторону, относятся способ, место, время совершения преступления. В ч.2 ст.139 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак - применение насилия или угроза его применения. Под применением насилия или угрозой его применения, при нарушении неприкосновенности жилища следует понимать умышленное причинение вреда здоровью (ст.115 УК РФ), побоев (ст.116 УК РФ), угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119 УК РФ), как с целью подавить сопротивление при вторжений в жилище, так и с целью остаться в нем, когда первоначально нахождение в жилище было законным, а затем виновный отказывается удалиться из жилища, несмотря на нежелание проживающего лица мириться с его нахождением в нем. Причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112 УК РФ), тяжкого вреда здоровью (ст.111 УК РФ), совершение убийства (ст.105 УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ) требуются дополнительной квалификации по совокупности преступлений.
Подводя итог, хотим сделать следующие выводы о том, что понятие «жилище» базируется на признаках социального назначения жилья, его главной функции – обеспечивать его хозяйственно-бытовые потребности человека. Помимо помещений жилого фонда, данное определение охватывает гостиницы, общежития, комнаты в домах отдыха и другие изолированные помещения, в которых человек проживает, то есть находится временно или постоянно, адекватных понятиям «дом», «пристанище».
Законодательное определение жилища, изложенное в примечании ст.139 УК РФ, имеет далеко не узко прикладное значение, то есть, данное понятие должно использоваться не только при квалификации нарушений неприкосновенности жилища граждан, но и всех других преступлений, предусматривающих его в качестве признака своего состава.
Важность объективной стороны преступления для уголовной ответственности, в том, что именно этот элемент состава преступления является фундаментом всей конструкции состава преступления и уголовной ответственности, свидетельствует тот факт, что в диспозициях статей Особенной части УК РФ законодатель чаще всего указывает именно признаки объективной стороны преступления.
В данном параграфе, рассмотрим признаки субъекта преступления, предусмотренного ст.139 УК РФ.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое незаконно проникло в жилище против воли проживающего в нем человека.
В ч.3. рассматриваемого состава преступления предусмотрен квалифицирующий признак «с использованием лицом своего служебного положения». Понятие служебного положения шире понятия должностного положения. Проникновение в жилище, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, будет иметь место в двух случаях, во-первых, если лицо проникает в жилище, не имея на это никакого права, это не входит в его полномочия (например, директор гостиницы производит обыск, осмотр в номере этой гостиницы). Во-вторых, когда те же действия произведены лицом, имеющим на это право, но при отсутствии законных оснований на их совершение или на законных основаниях, но без соблюдений предписаний закона (проведение обыска без постановления о производстве обыска)[29].
Учитывая, что состав преступления, предусмотренный ч.3 ст.139 УК РФ, является специальной нормой по отношению к составу, предусмотренному ст.286 УК РФ, случаи незаконного проникновения в жилище должностным лицом следует квалифицировать только по ч.3 ст.139 УК РФ.
Незаконным проникновением в жилище с использованием своего служебного положения при производстве обыска будет только в том случае, если отсутствовали материальные основания для производства обыска или выемки, т.е. при отсутствии достаточных оснований на производство обыска в рамках возбужденного уголовного дела (ч.1 ст.165, ст.183 УПК РФ). Что же касается нарушения порядка-производства обыска (например, отсутствие понятых), то такие действия, мы считаем, не являются преступлением, предусмотренным ст.139 УК РФ. Доказательства, полученные при таком обыске, будут признаны не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения (ст.75 УПК РФ). При наличии существенного нарушения прав и свобод граждан такие действия могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ).
На основе юридического анализа состава преступления, предусмотренного ст.139 УК РФ, а также анализа отечественного законодательства и законодательства стран общей и континентальной систем права, предусматривающего ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, можно сделать следующие выводы:
- показателем уровня обеспечения прав и свобод человека в государстве является реализация права на неприкосновенность жилища;
- существование уголовного запрета, предусматривающего ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, является средством, удерживающим от посягательства на конституционное право гражданина на неприкосновенность жилища.
Субъективная сторона незаконного проникновения в жилище характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что проникает в чужое жилище и при этом не имеет права там находиться, сознает как общественную опасность, так и противоправность своих действий и желает их совершить.
Объективная сторона преступления – это внешняя характеристика преступления, то субъективная сторона – это психическое отношение преступника к совершенному преступлению. К признакам, образующим субъективную сторону относится вина, мотив и цель преступления, а также эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления.
Вина – это психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла и неосторожности.
Вина является необходимой предпосылкой уголовной ответственности, так как если нет вины, то нет и состава преступления, соответственно, нет и уголовной ответственности.
Мотив преступления имеет важное доказательное значение по уголовному делу. Необходимость установления мотива обуславливается необходимостью установления объективной истины по делу.
Основой для совершения преступлений против личности и собственности служит нарушение неприкосновенности жилища. В зависимости от мотивов и целей проникновения в жилище, эти действия следует квалифицировать по совокупности как нарушение неприкосновенности жилища и преступление против личности и собственности, либо только как преступление против личности и собственности.
Из выше сказанного можно сделать следующий вывод, что нарушение неприкосновенности жилища может быть совершено только с умышленной формой вины, так как неосторожное посягательство на данное конституционное право не мыслимо по самой своей сути.
Несоразмерность санкций степени тяжести преступного посягательства на неприкосновенность жилища, совершаемого лицом с применением насилия или угрозы его применения (ч.2 ст.139 УК РФ) и положения (ч.3 ст.139 УК РФ), предлагаем следующую редакцию ст.139 УК РФ: