Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:45, реферат
Характерной чертой современного российского законодательства в настоящее время является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями и колебаниями экономического курса, бесконечными перестройками госаппарата, чрезмерной ролью субъективного фактора и т.д.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 4
3. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 9
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Процедура внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы включает: представление текста законопроекта; обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятия данного законопроекта: предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона: финансово-экономического обоснования в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат.
Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.
Законопроект,
подлежащий рассмотрению Государственной
Думой, направляется Советом Государственной
Думы в соответствующий комитет
палаты, который назначается
Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ввиду их особого статуса, направляются субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний (ст. 102 Регламента Государственной Думы).
Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.
Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.
Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета Государственной Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднее, чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.
При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.
Обсуждение
начинается с доклада инициатора
законопроекта и содоклада
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект; принять закон.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума может установить срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.
Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации. Это необходимо, чтобы члены Совета Федерации заранее ознакомились с текстом законопроекта.
Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Государственная Дума также может принять закон после его обсуждения в первом чтении.
Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить по вопросам их ведения субъекты законодательной инициативы - Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
После
принятия законопроекта в первом
чтении ответственный комитет
Законопроект вместе с указанным перечнем направляется инициатору законопроекта, как правило, не позднее, чем за 30 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
После
совершения всех необходимых процедур
Совет Государственной Думы принимает
решение о включении
Законопроект вместе со всеми документами, содержащими поправки и дополнения, представляется депутатам, как правило, не позднее, чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной Думы. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают заинтересованные стороны с предложениями и замечаниями по законопроекту. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.
При рассмотрении возражений против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке, проводится голосование о принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
В случае, принятия законопроекта за, основу председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок. При утверждении Государственной Думой данной рекомендации на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении.
В случае если законопроект за основу не принят, на голосование ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении. Если принято решение о дальнейшем обсуждении законопроекта, Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, отклоненных ответственным комитетом. После принятие решения по отклоненным поправкам проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении. В результате голосования Государственная Дума принимает законопроект во втором чтении или отклоняет его.
Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. То есть на данном этапе происходит как бы правовая “чистка” законопроекта
По
завершении этой работы законопроект
в течение семи дней представляется
ответственным комитетом в
Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона.
Совет
Государственной Думы назначает
в специально отведенный день недели
третье чтение законопроекта для
голосования с целью его
чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Однако было бы неправильно слепо голосовать за законопроект, имеющий недостатки. Совершенно понятно, что недостатки закона гораздо легче устранить, когда он находится на стадии законопроекта, чем после его принятия, когда ошибка законодателя может стоить гораздо дороже. Поэтому, в исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.
Федеральный
закон принимается
если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый
Государственной Думой
Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется всем депутатам Совета Федерации.
Конституция Российской Федерации (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой - по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федераций; войны и мира.
В Регламенте Совета Федерации также указывается, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению Совета Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы.
После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона он в двухдневный срок направляется в комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону, который в течение трех дней принимает по нему заключение.
Заключения комитетов рассматриваются Председателем Совета Федерации не позднее шести дней со дня регистрации поступившего из Государственной Думы закона.
В отношении принятых Государственной Думой федеральных законов, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключениях по которому комитет предлагает одобрить федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты. Председатель Совета Федерации принимает одно из следующих решений: согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой закон на рассмотрение Совета Федерации или отклонить решение комитета и включить в повестку дня Совета Федерации закон, принятый Государственной Думой.
Председатель
Совета Федерации не вправе принять
решение о невключении в
Рассмотрение
принятого Государственной