Законодатель процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:45, реферат

Описание работы

Характерной чертой современного российского законодательства в настоящее время является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями и колебаниями экономического курса, бесконечными перестройками госаппарата, чрезмерной ролью субъективного фактора и т.д.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 4
3. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 9
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Законодательный процесс РФ.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

План 
 
 
 
 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ
 

  В Российской Федерации в настоящее  время происходят процессы демократизации всего общества, что неразрывно связано  с признанием такого основополагающего  принципа правового государства как принцип верховенства закона.

  Верховенство  закона как необходимый принцип  правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность  устанавливать исходные, первичные  нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону. В своей многогранной деятельности государство должно действовать не по собственному усмотрению или по произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими нормативно - правовыми актами. Сказанное в полной мере относится и к законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.

 

  1. АКТЫ  ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
 
 

      Правовыми формами реализации полномочий Федеральные  Собрания являются принимаемые ими нормативно-правовые акты. Основные акты Федерального Собрания – это законы Российской Федерации.

        Закон Российской Федерации характеризуется  рядом свойственных ему черт. Он принимается только палатами  Федерального Собрания и выражает  волю народа Российской Федерации.

           Закон Российской Федерации содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом. Закон Российской Федерации обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов. Закон Российской Федерации имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Закон Российской Федерации является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 76) по предметам ведения  Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

      Федеральные конституционные  законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

      К их числу относятся: чрезвычайное положение (ст. 56); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65); изменение статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66); описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации (ст. 70); референдум (ст. 84); режим военного положения (ст. 87); введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88); порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ст. 114); установление судебной системы Российской Федерации (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135).

      Другим  видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, являются постановления.

      Совет Федерации и Государственная  Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению  Конституцией Российской Федерации.

      Постановлениями Совета Федерации оформляются принятие Регламента Совета Федерации, изменения  и дополнения к нему, результаты голосования об избрании Председателя Совета Федерации и его заместителей, решение Совета Федерации об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации и его заместителей, результаты тайного голосования; а также решения по другим вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации.

      Совет Федерации может принять постановление  в целом, принять проект постановления за основу, рассмотреть его в двух чтениях, отклонить или отложить обсуждение.

      Если  проект постановления Совета Федерации  принят за основу, дальнейшее обсуждение и голосование производятся по пунктам  и (или) частям проекта постановления.

      На  голосование ставятся только поправки к пунктам, частям проекта постановления. Когда проведено обсуждение голосования  по всем поправкам, пункт, часть проекта  постановления принимаются в  целом с принятыми поправками.

      Если  предложено внести несколько поправок в один и тот же пункт, часть проекта постановления, то по решению палаты вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.

      Если  после обсуждения и голосования  по поправкам пункт, часть проекта постановления при голосовании в целом отклоняются, то соответствующий пункт, часть проекта исключаются из текста постановления. При исключении одного или нескольких пунктов, частей из проекта постановления Совет Федерации может снять его с обсуждения и направить на доработку в комитет, внести его на рассмотрение Совета Федерации. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом.

      При рассмотрении проекта постановления в первом чтении Совет Федерации заслушивает доклад, содоклады по данному проекту и проводит его обсуждение. После рассмотрения проекта постановления в первом чтении Совет Федерации может направить его на дополнительное рассмотрение в комитеты, готовившие проект постановления, расширить их число, поручить доработку его другим комитетам или, не переходя ко второму

чтению, принять его в целом, за основу и (или) отклонить.

      На  второе чтение проект постановления  вносится с учетом поправок, поступивших  после его рассмотрения в первом чтении.

      В соответствии со статьями 103, 125 и 134 Конституции  Российской Федерации Государственная  Дума принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к  ее ведению: о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; о доверии Правительству Российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, о назначении на должность и об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека; об объявлении амнистии; о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности; о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации; о внесении предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации; по другим вопросам своей компетенции.

      Проект  постановления Государственной  Думы может быть внесен Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы, депутатскими объединениями Государственной Думы, комитетами и комиссиями Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации.

      Государственная Дума вправе принимать заявления и обращения, которые оформляются постановлением палаты.

      Постановления Совета Федерации и Государственной  Думы принимаются большинством голосов  от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации или Регламентами палат, и подписываются председателями соответствующих палат.

      Порядок опубликования и вступления в  силу актов палат Федерального Собрания определяется федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

      Согласно  этому закону на территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

      Акты  палат Федерального Собрания публикуются  не позднее десяти дней после их принятия. Для официального опубликования  акты палат направляются Председателями палат. Официальным опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или "Собрание Законодательства РФ". Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей  территории РФ по истечении 10 дней и дня их официального опубликования, если в самих актах не установлено иного.

 

  1. СТАДИИ  ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
 

      Законы  Российской Федерации принимаются  в особом порядке, который реализуется  в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания Российской Федерации. В Российской Федерации законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

      Первая  стадия законодательного процесса — законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

      Согласно  ст. 104 Конституции Российской Федерации  право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы. Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

      При этом необходимо отметить, что Конституция  Российской Федерации различает  две группы субъектов права законодательной  инициативы.

субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками.

субъекты, которые пользуются правом законодательной  инициативы лишь по вопросам их ведения.

      Также, согласно Регламенту Государственной  Думы (ст. 16) право законодательной инициативы имеет группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

      Законопроекты первоначально вносятся в Государственную  Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены, только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. И это, на мой взгляд, правильно, так как можно принять какой угодно замечательный закон, но если он не будет обеспечен бюджетным финансированием, то это будет бесцельная бумага, не имеющая никакой реальной силы.

      Законопроекты, внесение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 104) требует обязательного заключения Правительства Российской Федерации, направляются Советом Государственной Думы на заключение Правительства, которое в течение 14 дней с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.

      Изложенный  выше перечень субъектов законодательной  инициативы является исчерпывающим, однако, это не означает, что простые граждане не могут принять участие в  законодательном процессе. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

      Право законодательной  инициативы может осуществляться в следующих формах:

внесения  в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам,

законодательных предложений о разработке и принятии новых Федеральных конституционных  законов и Федеральных законов,

законопроектов  о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо признании этих законов утратившими силу;

Информация о работе Законодатель процесс в РФ