Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:30, контрольная работа
Первым законодательным актом, который ввел в нормативный
оборот понятие «единая уголовно-исполнительная система», стал Закон
РФ 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное на-
казание в виде лишения свободы».
Основными задачами указанных подразделений исправительных учреждений выступают: организация трудового воспитания осужденных, привлечение их к оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах; восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков, необходимых осужденным для последующей скорейшей адаптации в обществе; организация упреждающего профессионального обучения осужденных специальностям, потребность в которых испытывают региональные рынки труда, использование возможностей нетрадиционных форм обучения осужденных рабочим профессиям, связанным с народными промыслами; проведение трудовой терапии для осужденных, страдающих психическими расстройствами, инвалидов и ограниченно трудоспособных.
Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) и лечебно-производственные (трудовые) мастерские. Это разграничение вызвано тем обстоятельством, что данные структурные подразделения могут создаваться соответственно в составе воспитательных колоний, предназначенных для содержания несовершеннолетних осужденных, и лечебных исправительных учреждений, в которых отбывают наказания осужденные, больные туберкулезом и наркоманией.
Наряду с профессиональным обучением подростков основной задачей учебно-производственных мастерских является закрепление у них трудовых навыков, необходимых для скорейшей адаптации в обществе после освобождения. Лечебно-производственные мастерские предназначены для проведения трудовой терапии осужденных, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях. Лечебно-производственные мастерские могут создаваться наряду с центрами трудовой адаптации и в составе исправительных колоний для организации трудовой адаптации и последующей реабилитации осужденных инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью, отбывающих наказания в исправительной колонии.
2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы.
Указанные предприятия учреждений, исполняющих наказания, предназначены для привлечения осужденных к труду и обучения их востребованным профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности как структурные подразделения этих учреждений или их объединения.
3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их. Следует отметить, что ограниченные финансовые, ресурсные и иные возможности УИС не позволяют создавать дополнительные рабочие места для эффективного трудового устройства осужденных. В связи с этим привлечение к труду осуществляется на основе договора, заключаемого руководством учреждений, исполняющих наказания, и организаций, в которых обеспечивается занятость осужденных.
Такой договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций Федеральной службы исполнения наказаний как центрального органа уголовно-исполнительной системы. Наряду с имущественными отношениями между учреждениями, исполняющими наказания, и предприятиями, вопросами обеспечения безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдения правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, заработной платы, средств для выплаты осужденным необходимых пособий, количеством занятых осужденных в договоре обязательно предусматриваются условия по специальной изоляции рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов организации.
В силу специфики уголовно-исполнительного законодательства (ст. 107 УИК РФ) и в соответствии с договорами, заключенными с названными организациями, привлекаемые к труду осужденные не заключают трудовые договоры непосредственно с предприятиями, куда их направляют исправительные учреждения, и не получают на этих предприятиях заработную плату. Заработанные осужденными деньги им не выдаются, а после всех удержаний, в том числе расходов на содержание, подлежат зачислению учреждением, исполняющим наказания, на их лицевые счета и в дальнейшем расходуются осужденными с учетом установленных законом ограничений.
4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.
В воспитательных колониях к такому труду могут привлекаться лишь осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Штаты хозяйственного обслуживающего персонала утверждают начальники исправительных учреждений в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета, на основании нормативов, утвержденных центральными органами уголовно-исполнительной системы.
5) (а также) в форме предпринимательской деятельности.
Новое положение о возможности осужденных заниматься индивидуальной трудовой деятельностью не только создает условия для изыскания дополнительных рабочих мест (что при наличии безработицы немаловажно), но и способствует реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства (ч. 1ст. 103 УИК РФ).
В силу специфических условий деятельности мест лишения свободы (прежде всего требований изоляции и условий содержания осужденных) в исправительных учреждениях невозможно в полном объеме реализовать законодательство об индивидуальной трудовой деятельности. Поэтому Министерство юстиции РФ совместно с другими министерствами приняло специальные нормативные акты по организации индивидуальной трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы. Особенности реализации права осужденных на индивидуальную трудовую деятельность связаны с возможностью организовать такую работу в условиях изоляции от общества.
Право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью предоставляется осужденным в случае, если доход от нее покрывает расходы на их содержание. Это правило не распространяется на осужденных мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, инвалидов I и II групп, женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях. Если доход от индивидуальной трудовой деятельности не покрывает расходы на содержание лиц, занимающихся ею, то они дополнительно привлекаются к другим оплачиваемым работам. Период времени, в течение которого осужденные могут заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, определяет администрация исправительных учреждений в соответствии с Правилами внутреннего распорядка.
Администрация исправительного учреждения на основании письменного заявления осужденного направляет необходимые документы в местный орган власти для регистрации индивидуальной трудовой деятельности. После получения соответствующего решения от этого органа указанная деятельность оформляется приказом по учреждению. Между администрацией учреждения и индивидуально работающим осужденным заключается соответствующий договор, в котором определяются взаимоотношения при приобретении сырья и материалов, при посреднической деятельности администрации исправительного учреждения, при использовании (аренде) помещений и компенсации учреждению соответствующих затрат, устанавливается размер начислений на заработную плату и т.д.
В ряде случаев законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по имеющейся у них специальности, например когда приговором суда осужденному назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В соответствии с ч.4 ст. УИК РФ видов работ, на которые запрещается привлекать осужденных, устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка исправительных учреждений, а именно:
- на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы;
- в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства.
Кроме этого, не допускается труд осужденных:
- по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, а также размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций;
- с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой;
- связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;
- с подчинением им вольнонаемных работников;
- в качестве водителей оперативных машин;
- в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.
Привлечение осужденных к труду в различных видах исправительных учреждений имеет свои особенности. В частности, осужденные, отбывающие лишение свободы в тюрьмах, не могут привлекаться к труду на предприятиях, расположенных вне территории исправительного учреждения, их труд организуется только на территории тюрьмы.
Труд подозреваемых и обвиняемых организуется только на территории СИЗО в камерах, на производственных площадях, в мастерских и на ремонтно-строительных работах. При этом обеспечивается выполнение установленных требований изоляции и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, установленных федеральным законом, а также норм гражданского и трудового законодательства, правил техники безопасности при производстве работ, норм санитарии и гигиены. К работам допускаются лица, прошедшие в установленном порядке медицинское обследование и признанные пригодными для выполнения предполагаемых работ.
Подозреваемые и обвиняемые, изъявившие желание трудиться, пишут заявление на имя начальника СИЗО, который обязан не позднее чем в трехдневный срок рассмотреть его и принять соответствующее решение. При отсутствии в учреждении возможности трудоустроить подозреваемых и обвиняемых им даются соответствующие разъяснения.
Статья 104 УИК РФ определяет условия труда осужденных к лишению свободы. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11 и 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер, тем самым выделяя особенности условий труда осужденных.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права осужденных ограничены УИК РФ, они привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, с ними не заключаются трудовые договоры.
В соответствии с ч. 1 ст. 102, ч. 1 и ч. 1 ст. 105 УИК РФ на осужденных к лишению свободы законодательство РФ о труде распространяется лишь в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени (дифференцируется в зависимости от возраста осужденных, их трудоспособности, условий труда и т.д.), правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.
Порядок вывода осужденных на работу и съема с работы, их поведение на производственных объектах регламентируются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, устанавливающими определенные ограничения, обусловленные необходимостью обеспечения установленного порядка отбывания наказания, охраны и изоляции. В установленное распорядком дня время осужденные поотрядно, побригадно выстраиваются в отведенных местах для вывода на работу и съема с работы. При этом проверяется их внешний вид и производится их обыск. Начальниками исправительных учреждений с учетом условий труда устанавливается порядок поведения осужденных на производственных объектах, проведения инструктажа начальниками цехов (участков) или мастерами, подведения итогов работы, сдачи рабочих мест. Графики сменности, определяющие время начала и окончания работы (смены), согласовываются с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.
На осужденных к лишению свободы распространяются положения трудового законодательства, в соответствии с которыми при особом характере выполняемых работ их ежедневное (еженедельное) рабочее время может отклоняться от установленной нормы либо может быть разделено на части с сохранением общей продолжительности работы за учетный период. В этих случаях допускается суммированный учет рабочего времени.
На осужденных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. В случае увечья на производстве или профессиональных заболеваний заключенным следует выплачивать компенсацию. Условия этой компенсации должны быть не менее благоприятными, чем условия компенсации, предусмотренные законом для вольных рабочих.
В общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, засчитывается время, фактически отработанное осужденными к лишению свободы на оплачиваемых работах, независимо от объекта и характера труда. Привлечение осужденных в порядке очередности к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий без оплаты труда при этом не учитывается.
Учет отработанного осужденными времени осуществляется администрацией исправительного учреждения. Порядок учета времени работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, устанавливается ведомственными нормативными правовыми актами.
Информация о работе Задачи уголовно – исполнительной системы