Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:30, контрольная работа
Первым законодательным актом, который ввел в нормативный
оборот понятие «единая уголовно-исполнительная система», стал Закон
РФ 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное на-
казание в виде лишения свободы».
1.
Задачи уголовно – исполнительной
системы
Первым законодательным актом, который ввел в нормативный
оборот понятие
«единая уголовно-
РФ 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное на-
казание в виде лишения свободы». В понятие «единая уголовно-
исполнительная система» законодатель включил не только органы,
непосредственно
исполняющие уголовные
организации, которые сами непосредственно в исполнении наказаний не
участвуют, но, выполняя свои задачи, функции и полномочия,
способствуют
повышению эффективности
деятельности центрального элемента данной системы — учреждений и
органов, исполняющих наказания, а значит, являются необходимой частью
уголовно-исполнительной системы.
Единая
уголовно-исполнительная
четыре составляющие:
1)
следственные изоляторы,
подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры
пресечения применено заключение под стражу;
2) учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества в
виде лишения свободы на определенный срок и пожизненно и смертной
казни (уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры,
арестные дома, исправительные колонии, колонии-поселения,
воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные и лечебно-профилактические
учреждения);
3) органы управления системой (ФСИН России, ее окружные и
региональные управления), осуществляющие руководство и управление
соответствующими структурными подразделениями;
4) предприятия и учреждения, специально созданные для
обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Под
единой уголовно-
понимать всю совокупность учреждений, органов, непосредственно
исполняющих уголовные наказания и реализующих иные меры уголовно-
правового воздействия, а также комплекс органов и организаций,
обеспечивающих и содействующих исполнению уголовных наказаний.
Задачами уголовно-исполнительной системы являются:
1) исполнение уголовных наказаний без изоляции от общества, связанных с
лишением свободы, а также исключительной меры наказания;
2) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих
наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также
персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях
этих учреждений;
3) привлечение осужденных к труду, а также повышение
их общего и профессионального образования и профессионального
обучения;
4) обеспечение охраны здоровья осужденных;
5) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
6) конвоирование
осужденных и лиц, заключенных под стражу.
Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную
систему только
федеральным законом.
2. Труд осужденных в исправительных колониях.
Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правомерного поведения.
Основными средствами исправления осужденных являются: порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Средства исправления осужденных индивидуализированы и применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (ст. 9 УИК РФ).
Известно, что основу развития любого общественного строя составляет производительный труд и его результаты. Им создаются материальные и культурные ценности, за счет производительного труда содержатся государство, наука, культура, образование, медицина. Благодаря труду формируется и сам человек.
Трудовая деятельность осужденных выступает в качестве важного средства воспитания, поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Труд осужденных позволяет в современных условиях нормально функционировать исправительному учреждению, обеспечивать потребности самих осужденных, помогать семьям, накопить необходимые средства для устройства после отбытия наказания.
Эффективность норм уголовно-исполнительного законодательства зависит не только от их содержания, но и от того, как они реализуются на практике. Очевидно, что деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, должна отвечать определенным требованиям, которые исключали бы возможность формального использования предоставленных законом прав и наступления нежелательных последствий. Поэтому в юридической науке уделяется большое внимание выработке теоретических правил, руководящих начал, позволяющих обоснованно применять меры правового воздействия. Эти теоретические правила, сформулированные как наиболее общие требования к правоприменительной деятельности, обычно называют принципами права.
Принципами права могут считаться только такие руководящие положения, которые получили отражение в его нормах. При этом закрепление принципов в законе может быть двояким. Иногда принципы непосредственно сформулированы в законе, в других случаях они вытекают из содержания закона в целом и содержащихся в нем отдельных институтов.
В УИК РФ (гл. 14) и Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 14.03.2009) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В ст. 1316. сформулированы основные принципы, определяющие порядок, основания и формы привлечения к труду лиц, осужденных к лишению свободы, также принципы закреплены как в законодательстве РФ, так и в международных актах по обращению с осужденными.
К этим принципам относятся:
1) подчинение производственной деятельности исправительных учреждений выполнению их основной задачи - исправлению осужденных. В ч. 5 ст. 103 УИК РФ подчеркивается, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений -- исправлению осужденных. Это положение нашло отражение в Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказании в виде лишения свободы», в ст. 1 которого подчеркивается, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели поучения прибыли от их труда. Такая формулировка соответствует положению Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, согласно которому «интересы заключенных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям получения прибыли от тюремного производства». Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955)
2) обязательность труда. Обязательность труда осужденных в соответствии с их физическими и психическими возможностями, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности (ч. 1 ст. 103 УИК РФ). В соответствии с существующими международными стандартами, в частности Конвенцией Международной организации труда № 29 о принудительном и обязательном труде (Женева, 28 июня 1930 г.) и Конвенцией Международной организации труда № 105 Об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.), обязательный труд осужденных не рассматривается как разновидность принудительного труда. Требование об обязательности труда не распространяется на инвалидов I и II группы, осужденных пенсионного возраста.
Привлечение несовершеннолетних осужденных к труду осуществляется с учетом предусмотренных законодательством о труде особенностей (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).
3) сочетание труда и профессионального обучения осужденных. Данный принцип в соответствии с частью 1 ст. 108 УИК РФ выражается в том, что в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование осужденных к лишению свободы. Это дает возможность осужденным, не имеющим специальности, получить ее и работать по этой специальности в период отбывания наказания, а также и после освобождения из исправительного учреждения. К этому следует добавить, что и имеющие специальность осужденные, которые не могут быть трудоустроены по своей специальности, также получают начальное профессиональное образование и впоследствии им предоставляются рабочие места по этой новой для них профессии.
Исключение из общего правила об обязательности получения начального профессионального образования, установленного частью 1 ст. 108 УИК РФ, предусмотрено для традиционной льготной группы осужденных: инвалидов первой или второй группы, осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет. Они могут получить соответствующую профессиональную подготовку только по их желанию.
В части 1 ст. 108 УИК РФ определена цель такого образования: осужденные должны получить профессию (специальность), по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Поэтому обучение профессии ориентировано на характер производственной деятельности предприятий, где они работают, на потребности в работниках той или иной специальности. Одновременно администрация должна учитывать потребности производства отдельных регионов в специалистах массовых профессий, которые могут быть использованы осужденными после их освобождения от наказания. Выполнить эту задачу в условиях безработицы весьма сложно.
Дополнительно выделяют также принципы:
4). Обязательность соблюдения условий труда осужденных, закрепленных в трудовом законодательстве, отвечающих технике безопасности, условиям социальной защиты, уголовно-исполнительного законодательства и обусловленных требованиями режима (ст. ст. 104 - 107, 164 УИК РФ, правила 74 - 76 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными).
5). Легитимное разнообразие форм привлечения осужденных к труду (ч. 1 ст. 103, ст. 106 УИК РФ) Также ст.17 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 14.03.2009) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» . Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
6). Поощрение добросовестного отношения к труду, учет этого фактора при индивидуализации степени исправления осужденного (ч. 3 ст. 9, ч. 6 ст. 103 УИК РФ, правило 70 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными).
Исходя из рассмотренных принципов, действующее уголовно-исполнительное законодательство осуществляет правовую регламентацию прежде всего наиболее важных вопросов, относящихся к организации, условиям и оплате труда осужденных к лишению свободы. Правоотношения, в которых работниками выступают осужденные к лишению свободы, реализуются в замкнутой сфере, т.е. в пределах исправительного учреждения. Принцип свободы труда в отношении осужденных к лишению свободы действует с некоторыми особенностями. Осужденный к лишению свободы лишен права выбора профессии и рода деятельности, но не лишается права на труд. Трудовые отношения осужденных к лишению свободы должны быть урегулированы трудовым законодательством с субсидиарным применением норм уголовно-исполнительного законодательства.
Учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду: Статья 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 14.03.2009) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»:
1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания. Центры трудовой адаптации осужденных базируются на предприятиях исправительных колоний, а учебно-производственные (трудовые) и лечебно-производственные (трудовые) мастерские - соответственно на базе предприятий воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений.
Информация о работе Задачи уголовно – исполнительной системы