Вымогательство как уголовное преступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Актуальность и важность темы дипломной работы, посвященной проблеме вымогательства, обусловлены тем, что этот вид преступления часто встречается в современной российской действительности, он, безусловно, является опасным для общества в целом и для отдельных граждан.В том же время современное законодательство имеет некоторые пробелы в определении всех типов данного преступления. Это связано с тем, что понятие вымогательства сходно по некоторым признакам с другими видами преступлений, от которых необходимо уметь отграничивать собственно вымогательство. Все эти проблемы и рассматриваются в данной дипломной работе.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая уголовно-правовая характеристика вымогательства как уголовного преступления
1.1. Понятие вымогательства
Глава 2. Состав преступления
2.1. Объект преступления вымогательства
2.2. Субъект преступления вымогательства
2.3. Объективная сторона вымогательства
2.4. Субъективная сторона вымогательства
Глава 3. Вымогательство и смежные составы преступлений: отграничение от сходных преступлений
Глава 4. Наказание за вымогательство
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

вымогательство как уголовное преступление.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

6. Угроза насилием  состоит в угрозе причинения  легкого, средней тяжести и  тяжкого вреда здоровью (ст. 115,112 и 111 УК).

7. Угроза уничтожения  или повреждения чужого имущества  относится только к имуществу,  находящемуся в собственности  потерпевшего или его близких.  Способ уничтожения, которым угрожает  виновный, не имеет значения для  квалификации.

8. Оглашение позорящих  сведений может заключаться в  сообщении третьим лицам сведений, разглашение которых нежелательно  для потерпевшего или его близких.  Позорящие сведения – это любые  сведения, которые воспринимаются  потерпевшим как унижающие его честь и достоинство, вне зависимости от того, были ли они истинными или ложными. Оценка сведений как позорящих зависит исключительно от восприятия их потерпевшим. Важно, что потерпевший стремится сохранить их в тайне, а угроза их оглашения используется виновным, чтобы принудить его к передаче имущества.

9. Вымогательство признается  оконченным преступлением с момента  предъявления требования передачи  чужого имущества или права  на имущество или совершения  других действий имущественного  характера. Последующее завладение имуществом охватывается составом вымогательства и дополнительной квалификации не требует.

10. Вымогательство предполагает  наличие у виновного прямого  умысла и корыстной цели. Виновный  осознает, что предъявляет незаконное  требование, используя в качестве средства воздействия на потерпевшего угрозу, и желает таким путем добиться получения имущества. Для состава этого преступления не существенно, был ли виновный намерен в действительности привести угрозу в исполнение.

11. Квалифицирующие признаки  вымогательства в основном совпадают с квалифицирующими признаками кражи. Важные разъяснения относительно понятия вымогательства, специфических оттенков применения квалифицирующих признаков и квалификации данного преступления содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 4 мая 1990 г. "О судебной практике по делам о вымогательстве" и постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. "О выполнении судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по применению законодательства об ответственности за вымогательство" [Бюл. ВС РСФСР, 1990, № 7, с. 7; Бюл. ВС РФ, 1992, № 11, с. 6.].

12. Не образуют признака  неоднократности требования передачи  имущества или права на имущество,  обращенные к одному или нескольким  лицам, если эти требования объединены единым умыслом и направлены на завладение одним и тем же имуществом.

13. В зависимости от характера  примененного при вымогательстве  насилия закон предусматривает  квалифицированный (п. "в" ч. 2) и особо квалифицированный (п. "в" ч. 3) виды этого преступления. Под насилием, предусмотренным в ч. 2 настоящей статьи, имеется в виду насилие, не вызвавшее кратковременного расстройства здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Имеется в виду нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль. К этому виду насилия могут быть отнесены и лишение свободы, захват потерпевшего или его близких, если при этом не создавалось опасности для их жизни или здоровья.

14. Вымогательство, совершенное с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, отличается от насильственного грабежа тем, что при грабеже насилие выступает средством завладения имуществом, а при вымогательстве оно является формой выражения психического насилия, подкрепляющего угрозу применить более серьезное насилие в случае отказа выполнить вымогательское требование.

15. Вымогательство, совершенное с  причинением тяжкого вреда здоровью  потерпевшего, отличается большей  агрессивностью насильственных  действий виновного и их более высокой опасностью. Они могут выражаться в причинении здоровью потерпевшего любого вреда, повлекшего последствия, предусмотренные в ст. 111,112 и 115 настоящего Кодекса. Реальное причинение вреда здоровью не меняет вымогательской сущности содеянного, поскольку и в этих случаях насилие выступает как форма устрашения потерпевшего, а не средство завладения имуществом. [Федоров В. И„ Истребование предметов и документов в уголовном процессе // Основания и порядок реализации уголовной ответственности: Межвуз. сб. науч. статей. – Куйбышев, 1997. – С. 140 – 146.]

16. Особенности вымогательского  насилия позволяют отграничить  его от разбоя. Угроза насилием  и реализация угрозы при вымогательстве  всегда отстоят друг от друга  во времени. Если при разбое  психическое насилие представляет собой угрозу немедленной расправы над потерпевшим, то при вымогательстве виновный угрожает привести ее в исполнение в будущем. При этом может указываться сравнительно отдаленное время удовлетворения вымогательского требования, момент передачи требуемого может не уточняться вовсе либо предполагается передача имущества вслед за предъявлением требования. В таких случаях следует иметь в виду, что если при разбое насилие применяется для завладения имуществом, то при вымогательстве оно служит усилением требования либо средством мести за отказ удовлетворить незаконные требования.

17. Если в результате вымогательства  было совершено умышленное убийство, содеянное следует квалифицировать  по совокупности преступлений, предусмотренных  ч. 3 настоящей статьи и п. "з" ч. 2 ст. 105 УК.

18. Группа лиц по предварительному  сговору. Поскольку вымогательство  является сложным преступлением,  исполнителями признаются и те, кто выполнил только одну часть  объективной стороны (только предъявил  требования или только высказывал угрозы). По нашему мнению, не могут быть признаны соисполнителями вымогательства лица, действия которых находятся за рамками состава (в частности, прием имущества, распространение позорящих сведений). Во всяком случае, это касается группы лиц по предварительному сговору в элементарной форме.

19. Неоднократное вымогательство  следует отличать от продолжаемого.  Таковым признаются неоднократные  требования передачи, скажем, имущества,  обращенные к одному или нескольким  лицам, если эти требования объединены единым умыслом и направлены на завладение одним и тем же имуществом. Классическим примером продолжаемого вымогательства является ежемесячное собирание так называемой "дани" с предпринимателей.

20. Применение насилия при вымогательстве  как квалифицирующий признак подразумевает только физическое насилие, ибо психическое насилие является обязательным признаком основного состава. Физическое насилие при вымогательстве также является средством принудить потерпевшего к выполнению предъявленных требований. Оно может быть применено к самому потерпевшему либо к его близким. По интенсивности это насилие может быть как опасным, так и не опасным для жизни и здоровья.

Если в результате такого насилия  причинен вред здоровью человека, возникает  проблема соотношения вымогательства с преступлениями против личности. По общему правилу, это соотношение проявляется в виде конкуренции части и целого, при которой предпочтение отдается целому. Поэтому побои, легкий вред, вред средней тяжести охватываются составом вымогательства и дополнительной квалификации по ст. 116, 115, 112 УК не требуют. [Бедняков Д. И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений, связанных с вымогательством. – М., Посткриптум, 1998., стр. 87.]

Если в процессе вымогательства совершены изнасилование или насильственные действия сексуального характера, содеянное следует квалифицировать по совокупности ст. 163 и 131, 132 УК.

Насилие может выразиться и в  ограничении свободы человека, которое  предусмотрено ст. 126, 127, 206 УК. По нашему мнению, хищение человека или незаконное лишение его свободы, соединенное с вымогательством, превращает похищенного или лишенного свободы человека в заложника. Поэтому состав вымогательства может конкурировать только со ст. 206 УК. Вопрос о соотношении этих преступлений очень сложен. В УК РСФСР 1960 года захват заложников рассматривался как способ вымогательства, поэтому полностью охватывался этим составом. Статья 163 УК РФ такого квалифицирующего признака, как захват заложников, не предусматривает.

Зато в ст. 206 УК, устанавливающей ответственность за захват заложников, появился такой квалифицирующий признак, как корыстные побуждения. Корыстные побуждения могут быть удовлетворены за счет предъявления требований передачи имущества, права на имущество или действий имущественного характера (как условия освобождения заложника). Поэтому нам представляется, что вымогательство, соединенное с захватом заложников, следует квалифицировать только по ст. 206 УК.

Применение насилия к потерпевшему или его близким как месть  за невыполнение требований при вымогательстве образует самостоятельное преступление. Вымогательство, совершенное в целях получения имущества в крупных размерах, вменяется в том случае, если виновные преследовали цель получения имущества, стоимость которого превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.

Реальное получение имущества  находится за рамками состава  вымогательства. Данный квалифицирующий  признак должен вменяться и в  тех случаях, когда требование связано  с передачей права на имущество  в крупных размерах, а также с совершением действий имущественного характера, плата за которые превышает 500 минимальных размеров оплаты труда.

Вымогательство с причинением  тяжкого вреда здоровью потерпевшего вменяется как при умышленном, так и неосторожном его причинении. Данный признак не требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК. Не требуется и дополнительная квалификация по ч. 4 ст. 111 УК, когда умышленное причинение тяжкого вреда в процессе вымогательства повлекло по неосторожности смерть потерпевшего.

Умышленное лишение жизни потерпевшего требует самостоятельной квалификации по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК как убийство, сопряженное с вымогательством.

21. Наиболее важными являются  вопросы разграничения вымогательства  с грабежом и разбоем, а также  вымогательства и бандитизма. Предметом вымогательства является имущество, право на имущество, действия имущественного характера. Предметом грабежа и разбоя – только имущество. Поэтому проблема разграничения возникает только в том случае, если предметом преступного посягательства выступает имущество. При вымогательстве насилие может выражаться в угрозах физического насилия, угрозах уничтожения или повреждения имущества, угрозах распространения позорящих сведений, а также в применении физического насилия. При грабеже и разбое насилие имеет форму физического насилия и угрозы применения физического насилия. [Осин В. Правовые возможности борьбы с организованной преступностью // М., Юр-М, – 1999. С. 7 – 9.] Два вида насилия совпадают, поэтому здесь необходимо использовать следующий критерий разграничения. При вымогательстве требование передачи имущества направлено в будущее, но иногда имущество может требоваться в настоящем. При грабеже и разбое имущество изымается в настоящем.

Разграничения требуют  только те случаи, когда требование передачи имущества применяется в настоящем. В данном случае разграничение проводится по признаку насилия. Вымогательство и грабеж могут образовывать совокупность преступлений, когда, применяя насилие в настоящем, вымогатель часть имущества требует в будущем, а частью завладевает сразу.

Итак, отличие разбоя от вымогательства проводится по следующим  основаниям. При разбое предметом преступления является только имущество, при вымогательстве – имущество, право на имущество, действия имущественного характера. [Осин В. Правовые возможности борьбы с организованной преступностью // М., Юр-М, – 1999. С. 7 – 9.] Причем соотношение между этими преступлениями возникает только тогда, когда в качестве предмета преступления выступает имущество. При разбое возможно как физическое, так и психическое насилие.

При вымогательстве основной состав совершается только с психическим насилием. Физическое насилие является лишь квалифицирующим признаком вымогательства. Психическое насилие при разбое выражается только в угрозах применения физического насилия.

При вымогательстве угрозы носят более широкий характер (распространить позорящие сведения, уничтожить или повредить имущество). При разбое насилие выступает способом завладения имуществом, а при вымогательстве служит для устрашения. Требование передачи имущества в разбое направлено в настоящее и совпадает с моментом применения насилия.

При вымогательстве требование передачи имущества направлено в  будущее. Насилие при разбое также  направлено в настоящее и совпадает  с моментом завладения имуществом.

При вымогательстве насилие, как правило, направлено в будущее. При разбое насилие должно быть опасным для жизни и здоровья, тогда как при вымогательстве виновные могут применить любое насилие, в том числе и неопасное. Разбой закончен с момента нападения, вымогательство считается оконченным преступлением в момент предъявления требования передачи имущества, права на имущество либо выполнения действий имущественного характера.

22. Вымогательство, совершенное  организованной группой, необходимо  отличать от бандитизма. Банда  – это всегда вооруженная и  организованная группа лиц. В  том случае, если вымогательство совершается устойчивой, вооруженной организованной группой, действия виновных необходимо квалифицировать по совокупности ст. 163 и 209 УК.

Рассмотрим примеры  реальных дел.

1) Иногда самоуправные  действия лица необоснованно  могут быть квалифицированы как вымогательство.

(Извлечение.) Октябрьским  районным судом г. Владимира  14 октября 1996 г. Лубенец осужден  по ч. 5 ст. 148 УК РСФСР. Он признан  виновным в вымогательстве, совершенном  с угрозой применения насилия,  повторно, по предварительному сговору группой лиц, под угрозой убийства, соединенном с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего.

В январе 1996 г. Лубенец  передал Качалову во временное пользование  магнитофон "Осака". В процессе использования магнитофон пришел в  негодность, за что Лубенец потребовал от Качалова 100 тыс. рублей.

Информация о работе Вымогательство как уголовное преступление