Вымогательство. Его отграничение от грабежа и разбоя (на основе анализа практики правоохранительных органов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:14, реферат

Описание работы

Понятия: вымогательство, грабеж, разбой. Разграничение вымогательства, грабежа и разбоя.

Работа содержит 1 файл

Вымогательство. Курсовая работа по УП.docx

— 59.18 Кб (Скачать)

       Возможна  и более сложная ситуация, когда  хищение, начатое как тайное, перерастает  в грабеж. Если виновный намеревался  совершить хищение тайно, но после  того, как его застигли на месте  преступления, перешел к активным действиям, совершенное следует  рассматривать как грабеж. Вопрос о перерастании тайного хищения  в открытые возникает лишь в тех  случаях, когда действия, начатые  как кража, еще не закончены, т.е. виновный еще не завладел имуществом и не получил реальной возможности  воспользоваться им (или распорядиться) по своему усмотрению.

       В данном случае следует учитывать, что  грабеж признается оконченным с момента  завладения чужим имуществом и получения  возможности распоряжаться им по своему усмотрению. Общественно опасные  последствия грабежа, выраженные в  виде имущественного ущерба, нанесенного  собственнику или иному законному  владельцу имущества, являются обязательным признаком объективной стороны  этого вида хищения. При этом в  расчет не принимается то обстоятельство, успел виновный фактически распорядиться  похищенным имуществом либо использовать его или нет. Фактическая реализация этой возможности находится вне  рамок объективной стороны грабежа.

       Неудавшаяся же попытка открыто завладеть  имуществом рассматривается лишь как  покушение на грабеж.

       Кроме того, в соответствии с комментарием к Уголовному кодексу, не образуют состава  грабежа и открытые действия, направленные на завладение чужим имуществом с  целью его уничтожения, совершаемые  из хулиганских побуждений или с  целью временного его использования, либо в связи с действительным или предполагаемым правом на это имущество10. В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию.

       Гражданин К. со своей находящейся в положении  женой возвращались вечером из гостей. У женщины неожиданно начались предродовые  схватки и возникла необходимость срочно доставить ее в родильный дом. Однако, К. не удавалось остановить редкие проезжавшие мимо автомобили. Единственный же остановившийся водитель заявил, что ему не по пути... Возбужденный К. насильно выволок водителя из машины и фактически угнал ее. Однако, целью гражданина К. не был грабеж машины как таковой и, следовательно, квалифицировать его действия как грабеж нельзя.

       Таким образом, в объективную сторону  грабежа входит также причинно-следственная связь между противозаконными действиями виновного, преследовавшими цель завладеть  чужим имуществом, и наступившими вредными последствиями.

       Как уже было сказанного выше, субъективная сторона грабежа характеризуется  прямым умыслом: виновный осознает, что  открыто, т.е. на глазах у других лиц, похищает чужое имущество, предвидит, что его действия нанесут собственнику или иному законному владельцу  материальный ущерб, и желает наступления  данных последствий. Руководствуясь корыстным  мотивом, он преследует цель незаконного  извлечения наживы за счет чужого имущества.

       Субъектом грабежа может быть любое дееспособное лицо, достигшее 14-летнего возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Разбой

       Разбой  в законе определяется как нападение  в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (Статья 162 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г.).

       В качестве основных признаков разбойных  нападений закон выделяет:

       1) использование нападения как агрессивно-насильственного воздействия на потерпевшего;

       2) наличие умысла в виде цели  деяния - хищения имущества;

       3) применение насилия, опасного  для жизни и здоровья потерпевшего;

       4) либо применение угрозы такого насилия.

       Сущность  разбоя заключается в стремлении преступника завладеть чужим имуществом путем применения насилия к потерпевшему. Этим объясняется одновременное посягательство данного преступления на отношения собственности и на личность. То, что этому деянию отведено место среди преступлений против собственности, говорит о том, что решающее значение а данном составе имеет направленность на завладение чужим имуществом.

       Посягательство  на личность при разбое выступает  как средство завладения чужим имуществом. Ценность и важность этого дополнительного объекта законодатель и судебные органы должны учитывать при рассмотрении дел о разбое.

       Объективные признаки разбоя выражаются в нападении, совершенном с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.

       Нападение - это внезапное применение насилия  к потерпевшему, выражающее агрессивную направленность действий виновного. К нападению относятся не только открытые насильственные действия, но и, например, нанесение удара сзади, выстрел из засады, приведение потерпевшего в бессознательное состояние путем применения опасных для жизни и здоровья сильнодействующих, ядовитых или одурманивающих веществ. Такие признаки нападения предусматриваются, в частности, разъяснениями Верховного Суда РСФСР 1990 г.

       Насилием, опасным для жизни или здоровья, является насилие, которое причинило тяжкий вред здоровью потерпевшего, либо вред средней тяжести, либо повлекло кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, а также насилие, которое хотя и не причинило указанного вреда, но создавало реальную опасность для жизни потерпевшего. Перечисленные степени тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, соответственно предусмотрены в статьях 111, 112, 115 Уголовного кодекса.

       Насилием  опасным для жизни, является, например, сжатие дыхательный путей, сбрасывание с высоты, выталкивание из транспорта, воздействие на потерпевшего сильнодействующими нервно-паралитическими или токсичными веществами. Применение такого насилия квалифицируется как разбой, даже если в тех случаях, если в результате не причиняется никакого вреда здоровью потерпевшего.

       В то же время насильственное воздействие  на потерпевшего, связанное с созданием угрозы для его жизни или здоровья, может рассматриваться как разбой, если виновный действовал в целях преступного завладения чужим имуществом.

       Понятием  разбоя, так как, как при квалификации некоторых других форм хищения, охватывается не только само физическое насилие, но и угроза применения такого насилия. При этом действия виновного можно лишь тогда квалифицировать как разбой, когда угроза для жизни или здоровья была реальной и не составляла сомнений у потерпевшего в том, что в случае сопротивления она будет реализована. Таким образом, в силу здесь вступает фактор субъективного восприятия потерпевшим фактов применения угрозы насилием.

       Если  же угроза не содержит действительной опасности для жизни или здоровья, а ошибочно воспринимается таковой лишь потерпевшим, то действия виновного могут рассматриваться как разбой только при условии, что угроза при помощи противоправных средств была заведомо рассчитана виновным таким образом, чтобы вызвать ошибочное восприятие ее потерпевшим. Исходить в этих случаях только из факта восприятия угрозы потерпевшим означало бы ставить решение этого вопроса в зависимость от случайных обстоятельств.

       Насилие при разбое является средством завладения имуществом, и чаще всего оно предшествует завладению. Вместе с тем, деяние будет рассматриваться как разбой и в тех случаях, когда виновный, начав тайное хищение, применяет насилие в процессе изъятия имущества с целью его удержания. Если же виновный, застигнутый на месте преступления, бросает похищенное и применяет насильственные действия к потерпевшему исключительно в целях скрыться от преследования, ответственность должна наступать не за разбой, а за кражу и соответствующее преступление против личности.

       Во  многом характер применяемого насилия  обуславливается полом, возрастом, физической силой потерпевшего, количеством граждан, находящимся поблизости в момент нападения, их поведением и т.п. В случаях отказа потерпевшего выдать требуемые у него ценности или иное имущество, преступники прибегают к причинению телесных повреждений путем избиения, душения, нанесения ножевых ранений, либо ударов по голове, от которых жертва нередко теряет сознание, падает. При этом, если в помещении находятся другие люди, преступники заявляют, что так будет с каждым, кто окажет сопротивление или откажется выполнить требования преступников нападающих. В случаях же, когда потерпевший оказывает сопротивление, преступники пускают в ход аэрозольные баллончики с веществом отравляюще-раздражающего действия либо огнестрельное оружие.

       Практика  последних лет свидетельствует  о все чаще встречающихся случаях применения изощренных пыток, которые не оставляют на теле жертвы внешних следов, не влекут за собой телесных повреждений, опасных для жизни: например, использование электротока, раскаленного утюга, паяльника, плойки для волос, подвешивание жертвы вниз головой за ноги и т.п.

       К сожалению, закон не предусматривает  такой признак насилия, как истязание, хотя бандиты с целью сломить волю потерпевшего к сопротивлению и выдачи требуемого имущества нередко прибегают к названным выше изощренным пыткам, которые не влекут за собой телесных повреждений.

       Разбой  признается оконченным в момент применения насилия.

       Ответственность за оконченный разбой наступает в  тех случаях, когда с силу внезапно изменившейся обстановки или активного сопротивления потерпевшего виновному не удалось завладеть имуществом. На исход нападения могут оказывать влияние определенные черты личности потерпевшего и его поведение (физическое состояние, реакция на нападение, готовность к сопротивлению).

       Субъектом разбоя могут быть вменяемые лица, достигшие 14-летнего возраста (в соответствии со статьей 20 УК РФ).

       Субъективная  сторона разбоя характеризуется  виной в виде прямого умысла.

       Виновный  сознает, что совершает нападение, соединенное с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия, и желает его совершить. Руководствуясь корыстными мотивами, он преследует указа нную в законе цель хищения чужого имущества. Предвидение последствий своего действия означает в данном случае предвидение нанесения вреда здоровью и имуществу потерпевшего определенного характера и тяжести. При этом виновный может и не представлять определенных особенностей развития причинно-следственной связи. Однако, виновный подлежит ответственности именно в соответствии с направленностью его умысла, а не только в соответствии с фактически наступившими вредными последствиями. Корыстная цель при разбое достигается насильственным способом, в котором виновный видит лишь средство достижения этой цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Разграничение вымогательства, грабежа и разбоя

       Наиболее  важными являются вопросы разграничения  вымогательства, грабежа и разбоя. Предметом грабежа и разбоя выступает только чужое имущество. Предметом вымогательства может быть чужое имущество, имущественные права, действия имущественного характера. Поэтому проблема разграничения возникает только в том случае, если предметом преступного посягательства выступает имущество.

       Имущество-это  деньги, вещи и ценные бумаги (акции, чеки, сертификаты, векселя).

       Имущественные права могут быть самыми различными: право на жилище, дачу, земельный участок и т.д.

       Действия  имущественного характера - это, например, требование о завышении выполненного объема работ, включении в приказ о выдаче премии, уступки выгодного  клиента, поставщика и т. д. и неимущественные права.

       В п.2 постановления Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике о вымогательстве указывается, что «при грабеже и разбое» насилие является средством завладения имуществом или его удержания, при вымогательстве - оно подкрепляет угрозу.

       Вымогательство  определено законодателем как требование виновного о передачи ему чужого имущества, не принадлежащих виновному имущественных прав, выполнения в его корыстных интересах действий имущественного характера. Требование может быть адресовано самому собственнику, непосредственно владеющему имуществом, или его близким, а также иным лицам, в ведении или под охраной которых находится государственное либо общественное или чужое личное имущество.

       Чтобы быть действенным, требование согласно ч. 1 ст. 163 УК РФ может сопровождаться угрозой насилием либо уничтожением или повреждением чужого имущества, а равно угрозой распространения  сведений, позорящих потерпевшего или  его близких, либо иных сведений, которые  могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близким.

       С момента высказывания требования, сопровождаемого  угрозой, вымогательство является оконченным, на что обращено внимание правоохранительных органов в п. 5 постановления Пленума  Верховного суда РСФСР от 4 мая 1990 г. “О судебной практике по делам о  вымогательстве” 

       При вымогательстве насилие может выражаться в угрозах физического насилия, угрозах уничтожения или повреждения  имущества, угрозах распространения  позорящих сведений, а также в  применении физического насилия. При  грабеже и разбое насилие имеет  форму физического насилия и  угрозы применения физического насилия. Два вида насилия совпадают, поэтому здесь необходимо использовать следующий критерий разграничения: 1) требование (сопровождаемую угрозой) и 2) фактическую передачу имущества, выполнение требований преступника. Если предполагается, что имущество будет получено в будущем, - это вымогательство, если требования должны быть выполнены немедленно, - грабеж или разбой.

Информация о работе Вымогательство. Его отграничение от грабежа и разбоя (на основе анализа практики правоохранительных органов)