Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:32, курсовая работа
Как это ни печально, правовой нигилизм современного общества проник и в органы предварительного расследования. Даже в том случае, когда работники правоохранительных органов нарушают правовые нормы в, казалось бы, благих целях (для раскрытия преступлений и привлечения к ответственности преступников) последствия наступают крайне нежелательные и непредсказуемые. В результате, снижается воспитательное воздействие правоохранительной деятельности, нарушаются права личности, вовлеченной в орбиту уголовного судопроизводства. Возможны даже такие последствия, как привлечение к уголовной ответственности или осуждение невиновного человека, что вызывает причинение ему незаслуженных физических и моральных страданий, ведет к безнаказанности лица действительно совершившего преступление.
Введение 3
Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела 5
Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела 7
Поводы и основания к возбуждению уголовного дела 10
Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела 14
Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела 18
Возбуждение уголовного дела 18
Отказ в возбуждении уголовного дела 19
Направление заявления или сообщения по подследственности или подсудности 21
Надзор прокурора за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела 23
Заключение 26
Список используемой литературы: 27
Важной гарантией обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является прокурорский надзор. Прокурор
осуществляет надзор за неукоснительным исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ" является: "…соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно - розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие".15
В стадии возбуждения уголовного дела прокурор обязан надзирать за соблюдением указанными лицами и органами требований ст.109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений и сообщений о преступлении, их несвоевременную регистрацию, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.
Прокурор также обязан осуществлять надзор за соблюдением требований ст.112 и 113 УПК. При осуществлении надзора прокурор проверяет документы и материалы, указывающие на признаки преступления, он ставится в известность о возбуждении каждого уголовного дела, так как ему немедленно направляется копия постановления о возбуждении уголовного дела (ст. 112 УПК). Если в ходе проверки возникают сомнения в законности решения следователя или органа дознания, то проверке подвергаются материалы, послужившие основанием к возбуждению уголовного дела. Законность возбуждения уголовного дела проверяется также при осуществлении надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия.
В соответствии с ч.2 ст.116 УПК "Если дело возбуждено без законных поводов и оснований, прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания, отказывая в возбуждении уголовного дела, либо прекращает дело, если по нему были произведены следственные действия".16
В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело или предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело в этом случае производство следствия может быть поручено другому лицу для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела.
Отмена постановления о возбуждении уголовного дела и отказ в его возбуждении представляют собой одно процессуальное действие, которое оформляется мотивированным постановлением, и может быть обжаловано вышестоящему прокурору.
Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор в соответствии с п.1 ст.112 УПК обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. В случае обнаружения нарушения закона о сроках и порядке проверки заявлений и сообщений, прокурор заслушивает объяснения следователя или лица, ведущего дознание, указывает на совершенные ими ошибки, а в необходимых случаях рассматривает вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
При проверке материалов, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела, прокурор выясняет следующие обстоятельства:
При обнаружении неосновательного возбуждения уголовного дела или неосновательного отказа в его возбуждении судьей или судом, прокурор приносит протест в кассационном порядке по правилам ст. 331 УПК, а после истечения кассационного срока, в порядке надзора в соответствии с правилами ст. 373 УПК.
Если же дело незаконно возбуждено самим прокурором, вышестоящий прокурор отменяет постановление нижестоящего прокурора. Также он поступает и в случае необоснованного отказа в возбуждении дела нижестоящим прокурором.
Надзор за законностью возбуждения уголовных дел прокурор осуществляет также при рассмотрении поступающих к нему жалоб. Прокурор следит за тем, чтобы все поступившие сообщения о преступлениях были рассмотрены.
Прокурор также осуществляет надзор за соблюдением требований закона о подследственности. Он следит за тем, чтобы дела, которые относятся к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, передавались органами дознания следователю немедленно после производства всех неотложных следственных действий, Прокурор следит за тем, чтобы следователи органов милиции, налоговой полиции, органов безопасности и прокуратуры производили расследование по делам, отнесенным к их компетенции, и не допускали нарушения закона о подследственности.
Итак, мы закончили рассмотрение темы возбуждение уголовного дела, тема эта многосторонняя, обширная естественно, что полностью осветить ее в объеме простой курсовой работы достаточно сложно, но основные, фундаментальные понятия приведены.
Рассмотренная тема достаточна, интересна, она наиболее точно отражает происходящие в обществе перемены, одни правовые нормы, касающиеся данной стадии, претерпевают некоторые изменения, другие утрачивают силу вследствие их несоответствия Конституции РФ и постоянно меняющимся жизненным реалиям.
Однако какие бы перемены в обществе не происходили данная стадия уголовного процесса, должна реально обеспечивать соблюдение конституционных прав всех участников уголовного судопроизводства.
1.Конституция РФ.
2.Н.А.Громов Уголовный процесс России. М.1998г.
3.Рыжаков А.П. “Уголовный процесс: возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела”. Учебное пособие. Тула, 1996.
4.Закон РФ "О прокуратуре" от 17 января 1992 г. в ред. ФЗ от 17.11.95. № 168-ФЗ ч.2 ст.22 // Собрание законодательства РФ №47 1995г.
5.Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гражданки И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда РФ от 14 января 2000г.// Собрание законодательства №5 2000г ст.611.
6.Реабилитирован посмертно. М.,Юридическое издательство,1989.-с.333.
7. Федеральный закон "Об оперативно - розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ ч.2 ст.11 //
8.Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
9.Уголовный кодекс РФ 1996г.
10.Постановление Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998г.№ 13.По делу о проверке конституционности части 4 статьи 113 УПК РСФСР в связи с запросом Костомукшкого городского суда Республики Карелия.
11.Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ.//
12.Закон РФ от 26 июня 1992г.№3132-1 "О статусе судей в РФ" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993г., 21 июля 1995г, 17 июля 1999)г.
13.Закон РФ "О милиции" /Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - N16. - ст.503.
14 .Комментарий к УПК РСФСР
1 Конституция РФ.
2 Н.А.Громов Уголовный процесс России. М.1998г. Стр..216
3 Н.А. Громов Уголовный процесс России. Учебное пособие. М.ЮРИСТЪ. 1998г. стр. 218
4 Рыжаков А.П. “Уголовный процесс: возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела”. Учебное пособие. Тула, 1996., с.10
5 Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гражданки И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда РФ от 14 января 2000г.// Собрание законодательства №5 2000г ст.611.
6 Реабилитирован посмертно. М.,Юридическое издательство,1989.-с.333.
7 Федеральный закон "Об оперативно - розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ ч.2 ст.11 \\
8 Уголовный Кодекс РФ 1996 г
9 Конституция РФ п.1 ст.50
10 Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"
11 Конституция РФ ч.2 ст.46.
12 Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ.//
13 Закон РФ "О прокуратуре" от 17 января 1992 г. в ред. ФЗ от 17.11.95. № 168-ФЗ // Российская газета № 229, 25.11.95.
15 Закон РФ от 26 июня 1992г.№3132-1 "О статусе судей в РФ" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993г., 21 июля 1995г, 17 июля 1999г.)
16 Закон РФ "О прокуратуре" от 17 января 1992 г. в ред. ФЗ от 17.11.95. № 168-ФЗ // Собрание законодательства РФ № 47 1995г.
16 Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР ч.2 ст.116