Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:27, реферат
Борьба с преступностью несовершеннолетних - дело исключительной государственной важности и всегда представляло одну из острых социальных проблем решавшихся по-разному в различные исторические периоды.
Идеи и первые попытки организации воспитания несовершеннолетних правонарушителей принадлежат Западной Европе и относятся к XVI веку. В этот период предпринимаются шаги к организации особых заведений для таких детей. Эти заведения, по сути, были смешанными сиротскими домами, где содержались дети сироты, не совершившие ничего предосудительного (их называли непорочными), дети порочные, т.е. совершившие различного рода проступки, и дети “преступные”. Первые, такие заведения были открыты в Голландии в 1547 г.; в 1595г. в Германии.
Борьба
с преступностью
Идеи и первые попытки организации воспитания несовершеннолетних правонарушителей принадлежат Западной Европе и относятся к XVI веку. В этот период предпринимаются шаги к организации особых заведений для таких детей. Эти заведения, по сути, были смешанными сиротскими домами, где содержались дети сироты, не совершившие ничего предосудительного (их называли непорочными), дети порочные, т.е. совершившие различного рода проступки, и дети “преступные”. Первые, такие заведения были открыты в Голландии в 1547 г.; в 1595г. в Германии. 1
Первые шаги к организации заведений воспитательного характера для детей-правонарушителей были сделаны Песталоцци (1775 г. Швейцария). В основу своей работы по воспитанию с малолетними преступниками И. Песталоцци положил любовь к ним, заботу об их интересах, а также труд (который используется и поныне в пенитенциарной системе в работе со всеми категориями осужденных). В исправительном заведении Песталоцци воспитанники осваивали ремесла, работали, обучались грамоте. 2
В
России первые заведения для
В 20-х годах ХХ века наблюдается свертывание воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях в основном в силу расплывчатости нравственных ориентиров и неподготовленности сотрудников к данной работе.3 В конце 90-х годов оживляется работа по разработке концепции воспитательной работы с учетом новых ориентиров. Краткий экскурс о значимости воспитательной работы показывает, что в царских тюрьмах она связывалась, прежде всего, с нравственно-религиозным воспитанием, а весь советский период с политико-воспитательной работой. В 90-е годы особое значение вновь принимает религиозно-нравственное воспитание. Это можно увидеть из-за большего увеличения количества молельных комнат и церквей, которые строят сами осуждённые. 4 По словам директора ФСИН Александра Реймера на настоящий момент подписаны соглашения почти со всеми ведущими конфессиями нашей страны. Сейчас готовится соглашение с буддистами. Строятся церкви, мечети, синагоги.5
Цель воспитательной работы как раньше, так и теперь, заключается в том, чтобы изменить криминальные взгляды, убеждения, установки, вредные привычки и подготовить осуждённого к честной жизни на свободе.
Итак,
воспитательные колонии, исполняющие
наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних
правонарушителей, среди исправительных
учреждений занимают особое место.
Всего в 53 субъектах Российской Федерации
функционируют 62 воспитательные колонии.
Воспитательные колонии являются учреждениями,
в которых концентрируются наиболее социально
дезадаптированные подростки. По данным
судебной статистики, к отбыванию наказания
в воспитательных колониях осуждается
лишь четвертая часть несовершеннолетних.
Суды применяют в первую очередь условное
осуждение к лишению свободы, принудительные
меры воспитательного воздействия или
другие виды наказания, не связанные с
изоляцией от общества. Принимая во внимание
характеристики несовершеннолетних, перед
сотрудниками воспитательных колоний
стоит задача не только исполнить назначенное
судом наказание, но и оказать педагогическую,
психологическую и медицинскую помощь
подросткам, находящимся в экстремальной
социальной и психологической ситуации.
Только при этих условиях воспитательные
колонии могут решить поставленную перед
ними социальную задачу - исправить несовершеннолетнего
осужденного и максимально эффективно
подготовить его к жизни в обществе. Главным
фактором, определяющим условия отбывания
наказания в этих колониях, является несовершеннолетие
преступников, которое, с одной стороны,
требует более льготных по сравнению со
взрослыми условий содержания, а с другой
- открывает широкие воспитательно-педагогические
возможности для исправления несовершеннолетних
осужденных.
УИК РФ содержит специальную гл. 17 "Особенности
исполнения наказания в виде лишения свободы
в воспитательных колониях".
В воспитательных колониях отбывают наказание
в виде лишения свободы несовершеннолетние
осужденные в возрасте от 14 до 18 лет. Отрицательно
характеризующиеся осужденные к лишению
свободы, достигшие возраста 18 лет, переводятся
для дальнейшего отбывания наказания
из воспитательной колонии в ее изолированный
участок, а при его отсутствии - в исправительную
колонию общего режима. Оставление осужденных,
достигших возраста 18 лет, в воспитательной
колонии производится по мотивированному
постановлению начальника колонии, санкционированному
прокурором (ст. 139 УИК РФ).
Работа администрации воспитательной
колонии начинается с момента прибытия
воспитанников в колонию. Все вновь прибывшие
должны обязательно проходить двухнедельный
карантин с целью изучения их личности,
состояния здоровья, ознакомления осужденных
с основными положениями законодательства,
распорядком дня колонии и др. Помещение
карантина изолируется от других помещений
колонии. Если по медицинским показаниям
требуется увеличение срока карантина,
то приказом начальника колонии воспитанник
переводится в стационар медчасти колонии.
Воспитательная работа среди этой категории
лиц организуется по специальной программе.
Занятия проводят начальник колонии, его
заместители, начальники служб, директор
профессионального училища, воспитатели,
учителя, мастера. Все воспитанники, прибывшие
в колонию, обследуются штатным психологом.
Его наблюдения и выводы об индивидуальных
особенностях каждого воспитанника, а
также другие данные, накопленные о нем
сотрудниками воспитательной колонии,
отражаются в дневнике индивидуальной
работы с осужденным. На основании этих
выводов приемная комиссия в составе начальника
колонии (его заместителя), представителей
частей и служб, старших воспитателей
отрядов выносит решение о направлении
новичка в соответствующий отряд, отделение,
класс, профессиональную или производственную
группу. 6
В воспитательных колониях по сравнению
с исправительными колониями установлено
большее количество видов условий отбывания
наказания: обычные, облегченные, льготные
и строгие. Эти виды условий отбывания
наказания отличаются по нескольким параметрам:
условия проживания (в общежитиях или
изолированных жилых помещениях), количеством
свиданий, определенным размером денежных
средств на лицевых счетах осужденных,
которые разрешено расходовать и некоторыми
другими характеристиками. Это позволяет
более дифференцированно применять средства
исправительного воздействия в процессе
исполнения наказания.
Имеются
некоторые особенности
Посещение осужденными культурно - зрелищных
и спортивных мероприятий, проводимых
в ночное время, не допускается.
Продолжительность
выхода за пределы воспитательной колонии
устанавливается начальником
Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях тоже имеют свои особенности.
За
нарушение установленного порядка
отбывания наказания к
а) выговор;
б) дисциплинарный штраф в размере до двух минимальных размеров оплаты труда;
следующие меры взыскания:
а)
лишение права просмотра
б) водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу.
Порядок
применения мер взыскания к осужденным
к лишению свободы в
Правом применения мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники воспитательных колоний или лица, их замещающие. Начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения:
а) благодарность;
б) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;
в) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.
Воспитатели
отделений имеют право
а) благодарность;
б) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного воспитателем отделения.
Начальники отрядов имеют право применять следующие меры взыскания:
а) выговор;
б)
лишение права просмотра
Воспитатели отделений имеют право объявлять выговор.
Применяемые
меры поощрения и взыскания
Важным условием эффективности профилактики любых видов отклоняющегося поведения несовершеннолетних в колонии является обеспечение повседневной занятости каждого подроста и юноши, активное их включение в общеобразовательное и профессиональное обучение, в культурно-массовую и спортивную работу, в клубы по интересам, обеспечение строгого и постоянного контроля за их поведением.
В каждой воспитательной колонии имеется общеобразовательная школа, в которой подростки обучаются по типовым общеобразовательным программам. Учредителем школы является Федеральная служба исполнения наказаний.
Обязательному обучению в школе подлежат все осужденные, не имеющие основного общего образования. Количество классов устанавливается исходя из численности осужденных, нуждающихся в получении общего образования. Наполняемость классов в школе устанавливается в количестве не более 25 человек; в специальных (коррекционных) классах - не более 16 человек. Выпускникам школы, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне общего образования, без указания на то, что они закончили школу, находящуюся в местах лишения свободы. 7 Кроме того, в соответствии со ст. 141 УИК РФ несовершеннолетним осужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Трудовое воспитание нацелено на развитие у осужденного трудовых навыков, приобретение им профессии для трудоустройства после освобождения, развитие собственной активности подростка, спектра его способностей. При этом учитываются потребности рынка труда. Профессиональную подготовку воспитанники получают в профессиональных училищах и на предприятиях ВК.
Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы учреждения, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся при колонии создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.
Организация и деятельность попечительского совета регламентируется примерным положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Практически при всех воспитательных колониях работают попечительские советы. Их задача – оказание помощи администрации в воспитательной работе, создании необходимой материальной базы для улучшения условий содержания подростков, содействие в трудовом и бытовом устройстве освобождаемым. И конечно, это форма систематического общественного контроля за условиями содержания несовершеннолетних, участия в вопросах защиты прав и законных интересов детей. Отдача в вопросах оказания материальной помощи от них различна. Это зависит от дислокации колонии, от того, насколько хорошо налажено взаимодействие с руководителями различных органов власти. Но дело, в целом, движется, воспитательным колониям удается решать многие вопросы благодаря попечителям.
В воспитательной колонии при отрядах могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных.
В настоящее время в связи с принятием Концепции развития уголовно-исполнительной системы в РФ до 2020 года предполагается создание на базе колоний специальных воспитательных центров. Несовершеннолетние правонарушители будут жить в комнатах на четыре человека (сегодня они проживают в помещениях казарменного типа). Планируется увеличить срок пребывания молодых людей в колонии до 21 года (сегодня они находятся там до 19лет), что позволит избежать их контактов со взрослыми преступниками. Кроме того, новая модель воспитательного центра предусматривает отказ от отрядной системы, переход на сектора, увеличение количества психологов, педагогов. Основной упор будет сделан на реабилитацию и воспитание, а также подготовку к освобождению. 8