Вопросы ответственности за налоговые преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Преступления в налоговой сфере, по природе своей, совершаются в области финансов, и вполне логично, что статьи Уголовного кодекса РФ, устанавливающие уголовную ответственность за налоговые преступления, отнесены к 22 Главе Уголовного кодекса – «Преступления в сфере экономики».

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 43.39 Кб (Скачать)

. Вводная часть 

Преступления  в налоговой сфере

Преступления  в налоговой сфере, по природе  своей, совершаются в области  финансов, и вполне логично, что статьи Уголовного кодекса РФ, устанавливающие  уголовную ответственность за налоговые  преступления, отнесены к 22 Главе Уголовного кодекса – «Преступления в  сфере экономики».

Достаточно сложно, не будучи специалистом, понять, за что  и какая ответственность предусмотрена  в сфере касающейся налогов (сборов). 
Ситуация осложняется неизменной изменчивостью нашего права, которое постоянно развивается. В частности уголовная ответственность за налоговые преступления кардинальным образом претерпела изменения с 1-го января 2010 года.

Настоящим материалом мы постараемся дать четкую и ясную  картину, за что и при каких  условиях наступает уголовная ответственность  за преступления в сфере неуплаты налогов и сборов, как у граждан (то есть физических лиц и предпринимателей), так и у организаций.

Отдельно  отметим, что в  интересующей нас  области налогов  и сборов, существуют три вида ответственности:

  1. Ответственность, установленная законодательством о налогах и сборах, то есть Налоговым кодексом (НК РФ) и нормативными актами по сборам
  2. Административная ответственность, по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ)
  3. Уголовная ответственность за налоговые преступления установленная Уголовным кодексом (УК РФ)

Не все осознают разницу между такими понятиями  как неуплаченный налог и пени – которые всегда обязательны к уплате, и привлечением к ответственности за неуплату налогов (сборов).

Привлечение к ответственности является, по сути своей, определенной формой наказания за совершенное правонарушение (налоговое, административное или уголовное).

Форма наказания это – штрафы, арест, лишение свободы, запрет заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности.

Если фактически не уплачен налог, то можно, понимая  механизм привлечения к ответственности, пытаться её смягчить, либо в идеальном  варианте полностью избежать, однако:

  • даже отбытие наказания, или уплата штрафов никоим образом не освобождают от изначальной обязанности уплатить сокрытые и начисленные налоги, а также сопутствующие им суммы пени

Пени - это способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, упрощенного говоря, некая компенсация бюджету за несвоевременную уплату налога (сбора), проценты за пользование деньгами бюджета.

А налоги и сборы являются обязательным платежом либо взносом, обязанность уплаты которого, практически во всех случаях, не имеет срока давности.

Далее, в настоящем  материале, рассматриваются только вопросы уголовной ответственности  за неуплату налогов и сборов.

Всего существует четыре статьи Уголовного кодекса, непосредственно  устанавливающие уголовную ответственность  за налоговые преступления:

  • Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
  • Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
  • Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента
  • Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Термин «налоговые преступления» не совсем корректен, однако мы будем пользоваться им и  далее, поскольку он достаточно емко характеризует уголовные преступления предусмотренные статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса РФ.

Поскольку не все  глубоко знают правовые нормы, в  том числе и нормы уголовного права в части неуплаты налогов  и сборов, отметим, что субъектом (то есть лицом привлекаемым к уголовной ответственности) может быть только физическое лицо, то есть гражданин, даже в случаях, когда некое уголовное деяние касается организации. В принципе уголовное наказание и преследование установлено исключительно для людей. В отношении организации термин «уголовное преследование» в принципе не применим.

Таким образом, когда речь идет об уголовном преступлении, выражающемся в уклонении от уплаты налогов с организации, то фактически к уголовной ответственности  за неуплату налогов с этой организации  будут привлекаться конкретные люди, в частности это может быть директор или главный бухгалтер, а в определенных случаях и  её создатели - учредители.

В целом, согласно статьям 19 и 20 Уголовного кодекса - уголовной  ответственности подлежит только вменяемое  физическое лицо, достигшее установленного Уголовным кодексом возраста – шестнадцатилетнего, либо в случае отдельных преступлений - четырнадцатилетнего возраста. 
Что касается уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов, к ней могут быть привлечены лишь вменяемые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, поскольку в перечень уголовных преступлений ответственность за которые наступает с четырнадцати лет, налоговые преступления предусмотренные статьями 198 – 199.2 не входят.

Нормы уголовного права, относящиеся к уголовным  преступлениям по неуплате налогов  и сборов, существенным образом изменились с 01 января 2010 года.

Федеральный закон  от 29 декабря 2009 года N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес изменения как в Налоговый кодекс, так и в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также Закон «О милиции».

В результате этих изменений произошла достаточно значимая либерализация, или как  принято ныне говорить «декриминализация», а проще говоря, вывод из уголовной  сферы части норм, относящихся  к вопросам неуплаты налогов и  сборов.

Естественно, что  всё дальнейшее изложение построено  исходя из норм налогового и уголовного права действующих с 01 января 2010 года и изложено в форме ответов  на наиболее часто задаваемые нам  вопросы.

Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных  полномочий

В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект – права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объективная сторона преступления – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

При решении вопроса  о том, являются ли нарушения существенными, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

Субъективная  сторона выражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект – специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

Превышение  должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Объективная сторона – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

При отграничении злоупотребления  властью или служебным  положением от превышения власти или служебных  полномочий следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Субъективная  сторона – прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

Субъект – должностное лицо.

3 мая 2010 Ответственность за злоупотребление и превышение должностных полномочий работниками.

Журнал "Акционерный вестник", Май 2010

Инна Качалова, Cтарший юрист Goltsblat BLP.

Термины «превышение» и «злоупотребление» должностными полномочиями используются в уголовном законодательстве, устанавливающем ответственность за преступные действия против государственной власти, интересов (государственной) службы и службы в органах местного самоуправления (статьи 201, 285 и 286 УК РФ).

Между тем злоупотребление должностными полномочиями и их превышение может повлечь последствия также в области гражданского, корпоративного, трудового, налогового законодательства. В последнем, однако, не установлено четких различий между «превышением» и «злоупотреблением».

На сегодняшний  день все чаще и чаще у работодателей  возникают вопросы, связанные с  превышением и злоупотреблением должностными полномочиями со стороны  работников, в том числе с мерами ответственности, которые могут  быть применены к таким работникам.

Злоупотребление должностными полномочиями и их превышение.

Превышением должностных  полномочий является совершение действий работником, выходящих за пределы  его должностных полномочий, независимо от цели их совершения. Наиболее часто  встречающиеся примеры превышения должностных полномочий - осуществление  действий, не относящихся к должностным  обязанностям работника (принятие решения, которое не входит в круг полномочий работника), сбор и продажа конфиденциальной информации (клиентская база, контрактные цены и т. п.), которая не является доступной  в силу установленных ему должностных обязанностей.

Злоупотребление должностными полномочиями связано  с использованием работником своих  должностных полномочий вопреки  законным интересам организации  и в целях извлечения выгод  и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Например, занижение менеджерами по продаже стоимости товаров, корыстное разглашение коммерческой тайны, растрата имущества работодателя.

Ответственность.

Какие же меры ответственности  можно применить к работнику, допустившему злоупотребление должностными полномочиями или их превышение?

В зависимости  от вида правонарушения, являющегося  результатом превышения или злоупотребления  должностными полномочиями, к работнику  могут быть применены меры либо уголовной, либо административной, либо гражданско-правовой, либо дисциплинарной и материальной ответственности.

Дисциплинарная  и материальная ответственность  являются видами юридической ответственности, к которой работника, превысившего или злоупотребившего должностными полномочиями, работодатель может привлечь самостоятельно.

Установленные в законодательстве РФ иные виды ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая), к которым такой работник может  быть также привлечен, применяются  с участием соответствующих уполномоченных государственных органов.

В настоящей  статье будут рассмотрены вопросы, связанные с трудовыми и гражданскими аспектами превышения и злоупотребления  должностными полномочиями, даны рекомендации работодателям.

1. Привлечение работника к дисциплинарной ответственности.

Трудовое законодательство РФ предоставляет возможность привлечь работника к дисциплинарной ответственности  за совершение дисциплинарного проступка, то есть  неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 Трудового кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Информация о работе Вопросы ответственности за налоговые преступления