Виды уголовного преследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

целью настоящей контрольной работы является анализ уголовного преследования как уголовно-процессуального института, которая, в свою очередь, обусловила следующие задачи исследования;
1. Рассмотрение истории возникновения и развития института уголовного преследования в российском праве.
2. Изучение особенностей уголовного преследования в досудебном производстве по делам публичного обвинения в отношении подозреваемого и обвиняемого.
3. Анализ видов, форм, сроков и субъектов уголовного преследования согласно действующему законодательству.
4. Анализ особенностей публичного, частно-публичного и частного уголовного преследования
5. Рассмотрение проблем, возникающих в практике использования данного института, выработка рекомендаций по изменению действующего законодательства с целью их устранения.

Работа содержит 1 файл

Заключени2.docx

— 66.44 Кб (Скачать)

      Верховный Суд РФ указывает на необходимость  тщательно изучать каждую жалобу, поданную в порядке надзора, на недопустимость отказа в истребовании дел, если содержащиеся в жалобе доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в судебных документах, либо вызывает сомнение законность и обоснованность самих судебных актов. Он требует, чтобы оставление жалобы без удовлетворения было мотивированным.

      13. Принцип публичности  в уголовном процессе

      Согласно  ст. 2 Конституции РФ государство  принимает на себя обязанность обеспечить права и свободы граждан, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, независимо от условий, при которых последнее имело место, безотносительно от желания или нежелания на то пострадавшего (потерпевшего).

      В этом заключается принцип публичности. В нем выражается государственное  начало уголовного процесса, суть которого в том, что зашита общества и граждан  от преступных посягательств является важной и ответственной обязанностью правоохранительных органов, а не делом самих граждан.

      Этот  принцип пронизывает все стадии уголовного процесса и распространяется на все органы (должностные лица), осуществляющие уголовное преследование. Между тем он совершенно не касается деятельности суда и судьи.

      На  стадии возбуждения уголовного дела прокурор, начальник следственного отдела и следователь обязаны принять, рассмотреть и разрешить заявление (сообщение) о любом преступлении. После возбуждения уголовного дела по не подследственному им преступлению они должны произвести неотложные следственные действия и только после этого направить дело в орган, правомочный завершить по нему предварительное расследование.

      Компетенция же органов дознания в ст. 157 УПК  РФ законодателем ограничена определенной категорией происшествий.

      В случае поступления в какой-либо орган дознания заявления (сообщения) о не подведомственном ему преступлении дознаватель принимает заявление (сообщение) (ст. 141, 144 УПК РФ), регистрирует его и направляет «по подследственности». В этом случае оно обязано принять меры к сохранению следов преступления.

      Исходя  из требований принципа публичности  во время производства предварительного расследования следователь, начальник следственного отдела, руководитель следственной группы, орган дознания, дознаватель и прокурор должны с учетом требований подследственности принять все возможные меры для раскрытия преступления и доказывания наличия либо отсутствия:

      1) события преступления (времени, места,  способа и других обстоятельств  совершения преступления);

      2) виновности лица в совершении  преступления, формы его вины  и мотивов;

      3) обстоятельств, характеризующих  личность обвиняемого;

      4) характера и размера вреда,  причиненного преступлением;

      5) обстоятельств, исключающих преступность  и наказуемость деяния;

      6) обстоятельств, смягчающих и отягчающих  наказание;

      7) обстоятельств, которые могут  повлечь освобождение от уголовной  ответственности и наказания.

      Исключениями  из принципа публичности являются положения ст. 23, 25 У ПК РФ, порядок разрешения заявлений о преступлениях, перечисленных в ст. 20 УПК РФ, а также рассмотрения дел частного обвинения (ст. 20 УПК РФ). Но даже на рассмотрение дел частного обвинения принцип публичности накладывает свой отпечаток. К примеру, в законе отмечено: если преступление, предусмотренное ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130, ч. 1ст. 131,ч. 1ст. 136—139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК РФ, совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, прокурор, а с согласия последнего — следователь и дознаватель вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы пострадавшего. Дело, возбужденное прокурором, направляется для производства дознания или предварительного следствия, а после окончания расследования рассматривается судом в общем порядке. Такое дело не может быть прекращено за примирением потерпевшего с обвиняемым.

      При поступлении непосредственно в  суд заявления пострадавшего о привлечении лица к уголовной ответственности за нанесение легкого вреда здоровью, побоев, оскорбление или клевету, из которого усматривается, что в действиях лица содержатся признаки особо злостного хулиганства, покушения на убийство или других преступлений, предварительное следствие по которым является обязательным, судья в соответствии с требованиями закона должен (при наличии достаточных данных) направить заявление по подследственности.

      Возложение  на прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя обязанности в  каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, отличает российский послереволюционный уголовный процесс от большинства зарубежных аналогов.10 
 
 

Заключение

     Таким образом, подводя итог можно сказать, что уголовно-процессуальное законодательство и регулируемая им уголовно-процессуальная деятельность опираются на ряд коренных, руководящих положений, которые  определяют характер всего уголовного процесса, играют в нем особую, главенствующую роль, причём теоретическое выделение  и обоснование данных положений  у большинства теоретиков уголовного процесса неоднозначно, что, в свою очередь, создаёт сложность как  при изучении данной темы в рамках учебной дисциплины уголовного процесса, так и при написании курсовой работы по данной теме. Несмотря на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

     Основы  уголовного процесса принято называть его принципами. Ясно, что принципы уголовного процесса того или иного  государства отражают его экономику, политический строй, правовую систему  в целом, исторические и национальные традиции, уровень культуры, господствующую идеологию и другие объективно существующие факторы.

     По  своему происхождению принципы уголовного процесса представляют собой идеи, взгляды о должном уголовно-процессуальном порядке, его основных чертах, отражающих представления о справедливом правосудии, о том, какими должны быть его основные устои. В идеале они должны адекватно  отражать представления всего общества, народа о подлинном правосудии.

     Принципы  уголовного процесса должны обеспечить такое его построение, которое  в максимальной степени способствовало бы выполнению его задач. Они, разумеется, должны быть согласованы между собой, образовывать единую логичную систему.

     Таким образом, принципы уголовного процесса - это теоретически обоснованные основные правовые положения, идеи, нормы общего и руководящего значения, определяющие построение всех форм, институтов, стадий УСП и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач.

     Принципы  уголовного процесса составляют основу конкретного и детального правового  регулирования всех форм, стадий и  институтов уголовного процесса и уголовно-процессуальной деятельности. Ни одна процессуальная норма не должна им противоречить. При  пробеле в законе, несогласованности  различных правовых норм или затруднении  в их применении суд, органы следствия, дознания и прокуратуры обязаны  руководствоваться принципами уголовного процесса. Сама практическая деятельность по расследованию, разбирательству  в судах и разрешению уголовных  дел должна быть строго согласована  с процессуальными принципами. Любое  нарушение принципов влечёт негативные правовые последствия для нарушителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 4. - Ст. 445.

2.О введение  в действие уголовно-процессуального  кодекса: федер.закон от 18 декабря  2001г. №174-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. –2009.

3. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. [Электронный ресурс]: Консультант Плюс: Высшая школа. – 2010.

Учебники, учебные пособия:

4. Бойков А.Д., Уголовный процесс. [Текст]/ А.Д. Бойков, М.: Норма, 2009 – 567 с.

5.Власов А.А., Уголовный процесс. [Текст]/ А.А. Власов, - М.: Юнити-Дана, 2006. –556 с.

6.Ендольцева  А.В., Сыдорук И.И., Уголовный процесс.  [Текст]/ под ред. А.В. Ендольцевой, И.И. Сыдорука. М.:Юнити-Дана, 2009. – 431с.

7.Звечаровский. И.Э., Уголовный процесс. [Уч. пособие]/ И.Э. Звечаровский, М.: Юристъ, 2009. –453с.

8.Здравомыслов Б.В., Уголовный процесс. [Текст]/ Б.В. Здравомыслов, М.: Юристъ, 2008. – 552с.

9.Козаченко И.Я., Уголовный процесс. [Текст]/ И.Я. Козаченко, М.: Норма, 2006 – 458с.

10.Конин Н.М., Уголовный процесс. [Текст]/ Н.М. Конин. – М.: Проспект, 2006. – 448 с

11.Комисаров В.С., Уголовный процесс. [Текст]/ В.С. Комиссаров, М.: Норма, 2008. – 423с.

12.Макаров  Б.А., Уголовно-процессуальное право.  [Текст] / Б.А. Макаров. – М., 2007. – 567 с.

13. Рарог А.И.,  Уголовный процесс. [Текст]/ А.И. Рарог, М.: Юрист, 2009. – 678с.

Информация о работе Виды уголовного преследования