Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 00:58, курсовая работа
Цель данной работы – исследование рецидива преступлений и его видов. В работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть рецидив как форму множественности преступлений;
исследовать признаки рецидива преступлений;
определить основания классификации рецидива;
охарактеризовать простой, опасный и особо опасный виды рецидива;
описать общий, специальный и другие виды рецидива;
рассмотреть причины и условия рецидивов преступлений;
изложить уголовно-правовые средства предупреждения рецидивов преступлений
На состояние рецидивной преступности отрицательно сказываются и факты назначения излишне суровых наказаний. Они могут озлобить осужденных и послужить одной из специфических причин рецидивной преступности38.
Существенным условием рецидивов преступления является то, что государственные и общественные организации слабо работают над вовлечением освободившихся из мест лишения свободы лиц в здоровую в моральном отношении среду, над изоляцией их от влияния антиобщественных элементов. После отбытия наказания осужденных встречает, как правило, враждебное, в лучшем случае настороженное, отношение со стороны окружающих. Оно вполне объяснимо: перед ними человек, причинивший обществу вред, нередко тяжкий и непоправимый. Без целеустремленной работы с отбывшими наказание лицами невозможно обезопасить их от пагубного общения с антиобщественными элементами. Объясняя причины рецидивов преступлений, осужденные признают, что встречая настороженное к себе отношение, они начинают искать общения среди себе подобных, а это приводит к совместным пьянкам и заканчивается рецидивами преступлений39.
Таким образом, анализ показывает, что у рецидивной преступности в России есть ряд особенностей: рецидивная преступность в России является результатом многолетнего развития сложных социальных процессов, обусловленных воздействием объективных и субъективных условий экономического, политического, правового, нравственного и психологического порядка. К числу основных факторов рецидива, имеющих объективный и объективный характер, следует отнести: неблагоприятную социальную ситуацию в отдельных регионах, несмотря на позитивные тенденции развития области как хозяйствующего субъекта; высокий уровень безработицы, снижение уровня медицинского обслуживания (при ведении системы обязательного медицинского страхования), слабую действенность системы социального контроля, достаточно низкую эффективность функционирования механизмов вторичной социализации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы (в том числе отсутствие необходимого количества специалистов системы профилактики преступлений лиц, освободившихся мест лишения свободы, отсутствие жилья, работы, реальной квалифицированной, социальной, психологической и юридической помощи); алкоголизация и наркотизация отдельных районов или категорий населения области. К числу субъективных факторов следует отнести криминальную самодетерминацию рецидивной преступности, а также ослабление общих принятых норм морали и нравственности.
Для общества важнее предупредить рецидивы преступлений, нежели применять к виновным суровые меры уголовной ответственности. Предупреждение рецидивов преступлений имеет ту особенность, что помимо общих профилактических мер, оно предполагает осуществление мер, направленных на искоренение перечисленных выше специфических причин и условий рецидивов преступлений.
Предупреждение преступлений представляет собой осуществление государственными и общественными организациями совокупности экономических, идеологических, исправительных и правовых мер с целью устранения или ограничения причин и условий, благоприятствующих совершению преступлений. Научная разработка системы мер предупреждения преступности, в том числе и рецидивной, составляет задачу криминологии. Мы будем рассматривать уголовно-правовые средства предупреждения рецидивов преступлений, что охватывается предметом науки уголовного права40.
Речь
идет о тех предусмотренных
Наказание
– это предусмотренная
Наказание по своему содержанию является не только карой, но и особой мерой исправления (исключая смертную казнь). Исправительным воздействием обладает содержащееся в любом наказании порицание, отрицательная морально-правовая оценка виновного и его деяния. Отбывание лишения свободы и исправительных работ соединено, кроме того, с исправительно-трудовым воздействием на осужденного.
Кара и сопутствующая ей система мер исправительного воздействия призваны побудить осужденного к самоисправлению, к критической переоценке своих антиобщественных взглядов и привычек. Очевидно, что обязательным условием для этого является наличие у осужденного перспективы облегчить свою участь (заслужить смягчение режима лишения свободы, сокращение срока наказания) и вернуться на свободу.
Положительную роль в предупреждении рецидивов преступлений со стороны осужденных, не поддающихся исправлению, может выполнить правовая пропаганда тех норм закона, которые предусматривают повышенную ответственность за рецидивы преступлений. Правовую пропаганду среди осужденных нельзя сводить к угрозе наказанием, хотя эта угроза – ее обязательный элемент. Задача правовой пропаганды – не описание «санкций», а разъяснение обязанностей членов общества перед обществом и государством41.
Предупредительное воздействие уголовного законодательства на неисправившихся осужденных возможно при условии, ели оно достаточно репрессивно. В четкой форме закон должен предусматривать повышенную ответственность за рецидивы преступлений. Сила предупредительного воздействия законодательства на судимых (и несудимых) лиц зависит от уровня раскрываемости преступлений, неотвратимости наказания и информации населения о наказании преступников.
Закрепление исправления, достигнутого осуждением и отбывание наказания, требует оказания освобожденным помощи со стороны государственных и общественных организаций и контроля за их поведением, особенно на первых порах. Тем более необходим административный или общественный контроль за теми судимыми лицами, поведение которых вызывает опасения, что они не исправились и могут вновь совершить преступления. Административный и общественный контроль за судимыми лицами заключается прежде всего в оказании им помощи приобщиться к нормальной жизни, в надзоре за их поведением и в пресечении опасного развития их поведения. Хорошо организованный административный надзор дает возможность контролировать поведение поднадзорных и затрудняет или пресекает рецидивы преступлений с их стороны.
Таким
образом, рецидив преступлений - это все
более распространенное явление, показатель
социальной напряженности и деформации
поведения отдельной личности. исследование
рецидивной преступности как социального
и правого явления входит в наиболее актуальные
задачи уголовного права.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ч. 1 ст. 18 УК РФ). Рецидив преступлений имеет следующие признаки: совершение лицом в разное время двух и более умышленных преступлений; наличие судимости за предшествующее преступление. Судимость - это правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения судом к определенной мере наказания за совершенное преступление. Это состояние длится со дня вступления обвинительного приговора в законную силу и до истечения ограниченного законом срока и сопряжено для лица с наступлением предусмотренным законом последствий уголовно-правового и общеправового характера.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 УК РФ при признании рецидива преступлений не учитываются: судимости за умышленные преступления небольшой тяжести; судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет; судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы, а также судимости, снятые или погашенные в порядке, установленном ст. 86 УК РФ.
УК РФ кардинально изменил отношение к лицам, совершившим преступление при наличии неснятой или непогашенной судимости. В УК РФ говорится не о рецидивисте, а о рецидиве преступлений. Законодатель сделал акцент не на личности преступника, а на совершенном им деянии.
Согласно ст. 18 УК различаются три вида рецидива преступлений: простой, опасный, особо опасный. Критериями такого деления рецидива на виды служат тяжесть совершенного преступления и количество наказаний в виде лишения свободы. Наряду с названными, в теории уголовного права выделяются и другие виды рецидива: общий и специальный, фактический и легальный (юридический), однократный и многократный, пенитенциарный и т.д.
Из анализа Общей и Особенной частей УК РФ 1996 г. можно сделать вывод, что рецидив преступлений является: а) обстоятельством, отягчающим наказание в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ; б) критерием для назначения наказания в соответствии со ст. 68 УК РФ; в) обстоятельством, влияющим на назначение вида исправительного учреждения лицам, осужденным к лишению свободы, согласно п. «в», «г» ч. 1, а также ч. 2 ст. 58 УК РФ.
При решении вопроса о выборе вида, срока или размера наказания суд должен учитывать число ранее совершенных преступлений, характер и степень их общественной опасности, а также характер и степень общественной опасности вновь совершенного преступления. Это, прежде всего, связано с необходимостью установления вида рецидива. Кроме этого, необходимо принимать во внимание обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным.
Рецидив преступлений во всех случаях влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных УК РФ. Но в отличие от ранее действовавшей редакции ст. 68 УК РФ теперь, независимо от вида рецидива, наказание не может быть менее 1/3 части максимального срока наиболее строгого вида наказания. Таким образом, в уголовно-правовом смысле все виды рецидива равнозначны. Выделение простого, опасного либо особо опасного рецидива имеет по новым правилам практическое значение лишь при назначении режима исправительной колонии и тюрьмы.
Нормативно-правовые акты
Специальная литература