Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:56, доклад
Верное определение объекта преступления имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение, т.к. позволяет определить сущность преступления, его юридическую природу, правильно квалифицировать конкретное общественно-опасное деяние, отграничивать смежные составы преступлений, и, в конечном итоге, определять границы действия уголовно-правовых норм вообще.
1.Виды объектов преступления
Верное определение объекта преступления имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение, т.к. позволяет определить сущность преступления, его юридическую природу, правильно квалифицировать конкретное общественно-опасное деяние, отграничивать смежные составы преступлений, и, в конечном итоге, определять границы действия уголовно-правовых норм вообще.
В российской уголовно-правовой науке традиционной является точка зрения, согласно которой под объектом преступления понимаются охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые направлено общественно-опасное деяние и которым причиняется вред, либо создается угроза причинения такого вреда.
Объект преступления является обязательным элементом состава преступления. Это означает, что деяние (действие или бездействие) не признается преступлением, если оно не нарушает охраняемые уголовным законом общественные отношения и блага (интересы). Именно поэтому объект преступления как один из обязательных элементов состава преступления наряду с другими его элементами образует основание уголовной ответственности. Предписание ст. 8 УК, гласящее что «основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом»[1], означает, что отсутствие в содеянном объекта преступления свидетельствует об отсутствии состава преступления и, следовательно, уголовной ответственности.
На сегодняшний день объект преступления имеет следующие определения:
объектом преступления выступают люди – индивиды или их малые или большие группы (объединения) либо в целом общество (социум);
объект преступления – сферы жизнедеятельности людей;
объектом преступления выступают охраняемые уголовным законом общественные отношения (является традиционной точкой зрения которую ряд современных ученых ставят под сомнение);
объект преступления это — правовое благо;
объект преступления - это охраняемая уголовным законом социальная безопасность.
В теории уголовного права объект преступления обычно классифицируется на виды по вертикали и горизонтали. Эта классификация соответствовала Особенной части УК РСФСР, однако в связи с новой структурой Особенной части УК РФ (в ней выделены не только главы, но и разделы), практическую значимость приобретает четырехступенчатая классификация объектов: общий, родовой (специальный), видовой и непосредственный.
Нередко преступление одновременно причиняет вред нескольким непосредственным объектам, вследствие чего в уголовном праве выделяется классификация объекта преступления по горизонтали, которая содержит основной непосредственный объект, дополнительный непосредственный объект и факультативный непосредственный объект.[2]
Классификация объектов преступления по вертикали.
Общий объект преступления представляет собой всю совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений и благ (интересов). Он един для всех уголовно-наказуемых деяний, так как при совершении преступления вред причиняется не только конкретно определенному общественному отношению или благу (интересу), но и всей системе общественных отношений и благ (интересов), защищаемых средствами уголовного права. Функциональное назначение общего объекта преступления состоит в том, что с его помощью уголовный закон четко очерчивает границы своего действия, а также определяет сферу преступного и непреступного поведения.
Родовой (специальный) объект преступления — это группа однородных, близких по содержанию общественных отношений и благ (интересов), охраняемых нормами, расположенными в соответствующем разделе Особенной части УК.
Посягающие на родовой объект преступления также образуют относительно самостоятельную группу деяний. Родовой объект традиционно используется для построения системы Особенной части УК, в настоящее время — для конструирования ее разделов. Выделение разделов Особенной части УК, в основе которых находится родовой объект преступления, осуществляется с учетом социальной ценности и важности охраняемых общественных отношений и благ (интересов).
Видовой объект преступления представляет собой входящую в родовой объект группу одновидовых общественных отношений и благ (интересов), охраняемых нормами, расположенными в соответствующей главе Особенной части УК.
Непосредственный объект преступления — это конкретное общественное отношение и благо (интерес), которому причиняется вред в результате совершения конкретного преступления. Непосредственный объект преступления находится в плоскости видового объекта. Именно в сфере непосредственного объекта возникают негативные изменения, именуемые общественно опасными последствиями, как результат преступного посягательства.
Впервые подвергнул критике такую систему деления объектов по "вертикали", Б.С.Никифоров который отмечал, что "предлагаемое в литературе деление объектов, претендующее на универсальность, в действительности целиком применимо только к немногим преступлениям, например, к преступлениям против личности. Применительно к другим составам нередко указываются только два объекта — общий, который предполагается, и другой — то ли «специальный», то ли «непосредственный», то ли ««специальный» и «непосредственный» одновременно».[3] Из приведенного высказывания В. П. Емельянов делает два таких вывода:
1) общий и родовой объект устанавливаются применительно к составам, существующим в действующем законодательстве;
2)реальный из всех объектов один - непосредственный или специальный, остальные лишь предполагаются.
Эти выводы представляются по существу правильными, поскольку в действительности преступление как явление объективной реальности имеет лишь один объект — непосредственный (конкретный) либо несколько таковых. Никакого родового и общего объекта конкретное преступление как реальное явление действительности не знает, ибо преступное посягательство всегда конкретно и непосредственно. [4]
Классификация объектов преступления по горизонтали.
Непосредственный объект существует как бы в двух ипостасях — как явление реальной действительности, в отношении которого направлено преступное деяние и которое служит «мишенью» для виновного, и как совокупность признаков конкретного состава преступления, сформулированного в статье уголовного закона.
При совершении преступления виновное лицо может посягать на два или более непосредственных объекта, и тогда в соответствии с уголовным законом возникают такие ситуаций. Если признаки каждого из этих объектов содержатся в раздельных составах, то и квалификация деяния осуществляется по совокупности составов преступлений. Если же признаки нескольких объектов содержатся в одном сложном составе и содеянное полностью этим составом охватывается, то квалификация будет осуществляться по сложному составу, а преступление расценивается как сложное. В этом случае один из объектов будет считаться основным, остальные — дополнительными. Основным объектом будет тот, который счел таковым законодатель, хотя в реальной действительности иерархия объектов может быть совсем иной. Подобные составы в науке называют обычно учтенной законом совокупностью, и, конечно, от воли законодателя во многом зависит, что "учесть" в этом едином составе и какой объект считать основным, а какой дополнительным, потому и так называемую классификацию объектов по "горизонтали" также следует отнести к категории "состав преступления", а не к категории, "преступление".[5]
Основной непосредственный объект преступления — это общественное отношение и благо (интерес), против которого направлено общественно опасное посягательство и которое законодатель в первую очередь защищает с помощью данной уголовно-правовой нормы. Например, основным непосредственным объектом разбоя (ст. 162 УК) выступает собственность, хотя данное преступление одновременно причиняет вред и здоровью человека.[6]
И. Я. Козаченко выделяет следующую специфику основного непосредственного объекта:
1. Посягая на него, виновный причиняет вред общественным отношениям, составляющим видовой и родовой объекты данного преступления. Так, разбой посягает на отношения собственности и на здоровье, поскольку представляет собой нападение с целью хищения чужого имущества, сопряженное с насилием, опасным для жизни и здоровья, или с угрозой применения такого насилия (ст. 162 УК). Основным объектом разбоя считаются отношения собственности, поэтому он отнесен к числу преступлений против собственности, а не личности. В ряде правовых систем наблюдается обратная картина: основным объектом разбоя считается здоровье, поэтому он относится не к преступлениям против собственности, а к преступлениям против жизни и здоровья, и норма о разбое включена в соответствующий раздел УК.
2. Именно общественные отношения, составляющие основной объект, законодатель стремился поставить под охрану в первую очередь, формулируя конкретную уголовно-правовую норму. Если потребность правовой защиты общественных отношений послужила целью создания нормы, значит, эти отношения являются основным объектом.[7]
Дополнительный непосредственный объект — это общественное отношение и благо (интерес), которому причиняется вред наряду с основным объектом.
Н. И. Коржанский определяет дополнительный непосредственный объект преступления как общественное отношение, посягательство на которое не составляет сущности данного преступления, но которое этим преступлением нарушается или ставится в опасность нарушения наряду с основным объектом.[8]
Необходимость выделения дополнительного объекта чаще всего обусловлена спецификой способа преступного посягательства на основной объект, когда вред основному объекту причиняется посредством посягательства на дополнительный. Так, при хулиганстве основным объектом является общественный порядок, однако уголовно наказуемым хулиганство будет лишь тогда, когда нарушение общественного порядка сопровождается посягательством на собственность или личность. Посягательство на личность (нападение) является необходимым способом уже упоминавшегося разбоя.
В некоторых случаях дополнительный объект может быть альтернативным. Такое положение имеет место тогда, когда причинение вреда основному объекту автоматически сопровождается причинением вреда какому-либо одному из указанных в законе дополнительных объектов. Так, в ст. 285 УК содержатся признаки злоупотребления должностными полномочиями. Основным объектом этого преступления являются общественные отношения, складывающиеся в связи с обязанностью должностных лиц действовать только в интересах публичной службы как составляющей нормального функционирования публичных органов и учреждений. Рассматриваемое преступление будет иметь место лишь тогда, когда деяние виновного повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Поэтому в одном случае дополнительным объектом этого преступления может быть личность, а в другом - отношения в сфере экономической деятельности и т.д. Однако, если ни одному дополнительному объекту вреда не причинено, состава рассматриваемого преступления не будет.
Факультативным непосредственным объектом являются такие общественные отношения, которые в иных случаях заслуживают самостоятельной уголовно-правовой охраны, но при совершении данного преступления лишь могут (от случая к случаю) фактически ущемляться либо ставиться в угрозу причинения вреда. Основным отличием факультативного объекта от дополнительного является то, что дополнительному объекту всегда причиняется вред при совершении конкретного преступления, а факультативному - может причиняться, а может и нет, это зависит от конкретных обстоятельств дела. Например, при нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК) возможно уничтожение чужого имущества либо нарушение конституционного права граждан на свободу передвижения и выбора места жительства в связи с эвакуацией населения из зоны поражения. Однако рассматриваемое преступление будет иметь место и тогда, когда отношения собственности или конституционные права и свободы человека не страдают, а вред причинен исключительно окружающей среде. Причинение вреда факультативному объекту свидетельствует о более высокой степени общественной опасности деяния и в этом качестве должно учитываться при определении вида и размера наказания виновному.[9]
Выделение основного и дополнительных непосредственных объектов в совершенном деянии – это одна из важных практических задач квалификации преступлений. Если не проводить такого различия между несколькими непосредственными объектами, то в некоторых случаях невозможно добиться правильной квалификации деяния. Именно этим в известной мере объясняются ошибки, встречающиеся на практике при разграничении и квалификации, например, хулиганства и преступлений против личности.
Выделение факультативного объекта необходимо потому, что он не является обязательным признаком конкретного состава преступления и не всегда указан в его квалифицирующих обстоятельствах. Однако очевидно, что причинение вреда наряду с основным объектом еще и факультативному объекту значительно повышает общественную опасность деяния. Это обстоятельство должно учитываться судом при назначении вида и размера наказания.[10]
Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что до сих пор не сложилось единого мнения по поводу определения видов объекта преступления и не до конца определено их уголовно-правовое значение.
2. Предмет преступления.
Предмет преступления наличествует не всегда, а только тогда, когда посягательство сопряжено с воздействием на материальный предмет внешнего мира или на интеллектуальную ценность (государственная тайна). Например, при всех формах хищения изымается чужое имущество, при незаконной порубке происходит спиливание леса, повреждение деревьев, кустарников и лиан и т.д. Некоторые преступления не связаны с физическим воздействием на предметы материального мира. К их числу, например, можно отнести нарушение равноправия граждан, воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания. В составы этих посягательств, предмет преступления не входит. Таким образом, предмет преступления является факультативным признаком, характеризующим объект посягательства.[11]