Виды и цели карательного воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Понятие исполнение наказания и его содержание.
Определение понятия «исполнение наказания» зависит от теоретического осмысления более широкой категории «наказание», занимающей важное место в нравственно-правовых и ценностно-нормативных системах любого общества.
Наказание следует рассматривать в качестве меры воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
Наказать - подвергнуть наказанию, строгому воздействию за какую-либо вину, проступок1.

Содержание

Теоретические вопросы:
Понятие исполнение наказания и его содержание……………………… 3
2. Содержание исправительного воздействия. Основные средства исправления осужденных……………………………………………………….. 6
3. Понятие, цели и содержание карательно-воспитательного воздействия на осужденных. Общие черты и различия между мерами карательного и воспитательного характера…………………………………………………….. 9
Практическое задание:
Задача № 1………………………………………………………………………..12
Задача № 2………………………………………………………………………..13
Список используемой литературы ……………………………………………. 14

Работа содержит 1 файл

контрольная по уин.docx

— 51.05 Кб (Скачать)

 

Содержание 

 

Теоретические вопросы:

  1. Понятие исполнение наказания и его содержание……………………… 3

2. Содержание исправительного  воздействия. Основные средства  исправления осужденных……………………………………………………….. 6

3. Понятие, цели и содержание  карательно-воспитательного воздействия  на осужденных. Общие черты и  различия между мерами карательного  и воспитательного характера…………………………………………………….. 9

Практическое задание:

Задача № 1………………………………………………………………………..12

Задача № 2………………………………………………………………………..13

Список используемой литературы ……………………………………………. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические вопросы:

     Понятие исполнение наказания и его содержание.

 

Определение понятия «исполнение  наказания» зависит от теоретического осмысления более широкой категории  «наказание», занимающей важное место  в нравственно-правовых и ценностно-нормативных  системах любого общества.

Наказание следует рассматривать  в качестве меры воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.

Наказать - подвергнуть наказанию, строгому воздействию за какую-либо вину, проступок1.

Общеизвестно, что уголовное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая судом на основании закона к лицам, виновным в совершении преступления. В силу этого наказание следует рассматривать в качестве правового последствия преступления, которое содержит в себе отрицательную правовую оценку, как преступления, так и самого преступника, выражаемую судом на основании закона и от имени государства.

Изначально следует отметить, что проблема наказания относится  к числу чрезвычайно широких  философских и социально-правовых проблем, на которых веками фокусировалось внимание общественной мысли.

В литературе определяется два основных значения этого понятия:

- воспитательное, как воздействие на человека (реже коллектив или группу), оказываемого вследствие допущенной им провинности и заключающееся в ограничении его возможностей;

- правовое, как воздействие на человека, заключающееся в понижении его социального статуса (лишение прав, имущества, свободы и т.д.).

С позиции законодателя, наказание в современном понимании - это мера государственного принуждения, которая состоит в лишении  или частичном ограничении прав и свобод осужденного. Это положение  прямо закреплено ч. 1 ст. 43 УК РФ2. Назначая лицу меру наказания, суд тем самым осуждает его, дает ему самому и совершенным им деяниям отрицательную морально-политическую и правовую оценку на основе и во исполнение закона.

Кроме того, и это очень  важно, наказывая, суд предметно  предупреждает виновное лицо и иных лиц о необходимости правопослушного поведения под угрозой возможного нового наказания при нарушении воздержания от совершения преступлений. В этом выражается профилактическая суть самого содержания уголовного наказания.

Как самая острая форма  юридического государственного принуждения, наказание заключается в предусмотренных УК РФ лишениях или ограничениях прав и свобод осужденного, что, в свою очередь, означает принудительное причинение ему страданий, ущемлений, стеснений морального, физического и имущественного характера. Такой подход к юридической природе уголовного наказания полностью отвечает требованиям ст. 28 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества, может быть, подвергнут ограничениям, установленным законом, в целях обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Следовательно, уголовное наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

По сути, наказание заключается в предусмотренных УК лишениях и ограничениях прав и свобод осужденного лица. В этом выражается его карательное свойство. Реализация же наказания состоит в обеспечении уполномоченными органами (учреждениями) карательного воздействия на осужденного для достижения триединой цели - восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, предупреждения новых преступлений.

Реализация кары (лишения, ограничения прав и свобод осужденного) играет важную роль в осуществлении  приговора суда - она присуща всем видам наказаний, определенных в  обвинительном приговоре. Однако ее объем зависит от конкретного  вида наказания. Например, лишение гражданина одного из субъективных прав - свободы - влечет за собой ограничение либо лишение целой совокупности наиболее значимых для лица социальных ценностей  и благ - свободы передвижения, выбора и свободы общения, социальных связей, возможности распоряжаться многими  важными для него субъективными  правами. Поэтому изоляция от общества должна рассматриваться как целый  комплекс правовых ограничений, поскольку  лишение или сокращение объема прав обусловлено именно изоляцией.

При исполнении же исправительных работ карательное воздействие, как правило, выражается в ограничении  определенного объема трудовых прав и возможностей осужденного и  удержании заработка (дохода) в размере, установленном приговором суда (ст. 40 УИК РФ3).

При осуждении к уголовному наказанию в виде запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью карательное  воздействие состоит в освобождении осужденного от должности и лишении  его права занимать определенные должности или заниматься определенными  видами профессиональной деятельности - врачебной, педагогической, организаторской  и т.п. (ст. 33 УИК РФ).

Другие виды наказаний  тоже содержат в себе специфические  уголовно-правовые лишения или ограничения  прав и свобод осужденного.

Гуманное отношение к  преступнику определяется не столько  видами уголовных наказаний, сколько  его целями. Именно цели во многом предопределяют содержание уголовно-исполнительного  законодательства, а значит, и порядок, и реализацию наказания.

Порядок (режим) исполнения наказания многофункционален по своей направленности. Именно он обеспечивает карательное воздействие на осужденных, а также выступает в качестве одного из основных средств их направления (ч. 2 ст. 9 УИК РФ) и одновременно создает правовые предпосылки для успешного применения иных средств воспитательного воздействия. Как подчеркивается в Пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 10), «пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление».

Подводя итог сказанному, следует  отметить, что исполнение наказания - не только правовая, но и психологическая  категория, поскольку оно ставит перед собой задачу исправления  осужденных. Его воспитательная направленность обусловливает психолого-педагогическое содержание отдельных норм уголовно-исполнительного  законодательства. В силу этого в  нормах права ограничительного характера  находят выражение и преломление  многие принципы психолого-педагогического  воздействия.

Таким образом, под исполнением уголовного наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок реализации уголовно-правовой кары - комплекса ограничений прав и свобод осужденного, а также порядок применения к нему исправительных и профилактических мер в процессе достижения определенных законом целей исполнения наказаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание исправительного  воздействия. Основные средства исправления осужденных.

 

Исправление осужденных - это  формирование у них уважительного  отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям  человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Указанное формирование может  рассматриваться и как процесс, и как его результат. В конечном итоге исправление должно обеспечить правопослушное поведение человека в период отбывания наказания и после освобождения.

Понятие исправления осужденного  имеет большое правовое значение. Применение целого ряда норм уголовно-исполнительного  закона соотнесено именно с этим понятием. Так, понятие исправления необходимо для определения степени исправления  осужденного (ст. 109 УИК РФ). Исправление осужденного является одним из факторов, учитываемых при решении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного (ст. 175 УИК РФ). При этом в понятии исправления использовано указание на такие качества личности, которые могут быть выработаны в связи с применением наказания.

Исправление осужденных, являясь  целью уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), достигается посредством применения к осужденным основных средств исправления при исполнении наказания. Выбор средств исправления осужденных и их содержание зависит от ряда факторов, таких, как:

- вид исправительного  учреждения;

- характер и степень  общественной опасности совершенного  преступления;

- личность осужденного;

- поведение осужденного.

Основными средствами исправления  осужденных являются:

- установленный порядок  исполнения и отбывания наказания  (режим),

- воспитательная работа,

- общественно полезный  труд,

- получение общего образования, 

- профессиональная подготовка  и общественное воздействие. 

Средства исправления  осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени  общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и  их поведения.

Под режимом понимается урегулированный  нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания  в виде лишения свободы. В психологическом  отношении он представляет собой  организацию всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов и подзаконных  актов. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.

Режим выполняет три взаимосвязанные  функции:

- карательную;

- воспитывающую;

- обеспечивающую.

Карательная функция режима состоит в том, что осужденный лишается свободы, изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором; кроме того, осуществляется принудительная регламентация его  работы, отдыха, учебы, досуга.

С точки зрения психологии, режим - это долговременный фрустратор, который лишает человека определенных благ, ограничивает удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей.

Неудовлетворение этих потребностей неизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызывает отрицательные психические состояния, способные удерживать его от совершения новых преступлений.

В противном случае, если бы все потребности человека, подвергнутого  уголовному наказанию, беспрепятственно удовлетворялись, то наказание как  таковое не было бы реализовано. Однако, вызывая страдания, оно не должно оказывать пагубного влияния на здоровье и состояние психики человека.

Кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается осужденными. Одни из них сильнее переживают ограничения в удовлетворении физиологических потребностей, другие - социальных, третьи - с одинаковой остротой страдают от ограничения тех и других.

Воспитывающая функция режима. Режим обладает самостоятельной воспитывающей функцией. В самом деле, четкий распорядок дня (время подъема, отбоя, физзарядки, развода на работу, принятия пищи и т. д.), высокая организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер, поведение осужденного, дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (аккуратность, точность, исполнительность).

Обеспечивающая функция  режима состоит в том, что благодаря  поддержанию установленного порядка  отбывания наказания в исправительном учреждении создаются благоприятные условия для организации труда, обучения, политико-воспитательной работы, деятельности коллектива и самодеятельных организаций осужденных, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей учреждения.

Режим является действенным  средством в борьбе с паразитизмом, тунеядством, азартными играми и  другими негативными явлениями  в среде осужденных, так как  создает условия для постоянного  контроля за их поведением, психологически принуждает осужденных точно и строго выполнять предписанные правила под угрозой применения к ним санкций.

Режим в исправительных учреждениях -установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Информация о работе Виды и цели карательного воздействия