Условно-досрочное освобождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

В связи с вышеизложенным цель данной работы - дать характеристику условно - досрочного освобождения от отбывания наказания в уголовном праве Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. рассмотреть исторический аспект условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
2. охарактеризовать понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
3. исследовать основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Содержание

Введение
1. Исторический аспект условно-досрочного освобождения
2. Понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
3. Основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

истор.docx

— 53.90 Кб (Скачать)

  Во второй четверти XIX века правительство делало попытки установить тюремное законодательство и первым среди законов, касающихся отбывания лишения свободы, явился «Свод учреждений и уставов о  содержащихся под стражей и ссыльных» 1832 г. Переизданный в 1842 г., он включал  три новых закона: первый 1839 г., касался  использования исправительного  заведения в Петербурге; второй был  о петербургском работном доме; третий – «Устав об арестантских домах», где  подробно регламентировались требования режима поведения, питания, труда и  отдыха осужденных. 

  С составлением в 1845 г. нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных правительство  пришло к мысли о необходимости  постановки вопроса о тюремной реформе  в России. Устав о содержащихся под стражею в 1857 г. был дополнен новым разделом, с включением в него «Устава общества попечительного о тюрьмах». Теперь деятельность общества получила законодательную регламентацию, а условно-досрочное освобождение – правовую форму. Дальнейшее развитие идея о морально-нравственном исправлении преступников в духе демократии и гуманизма получила в Уголовном Уложении 1903 г., тюремных инструкциях и др. законах. 

  С целью стимулировать  правопослушное поведение осужденных, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, законом «Об условно-досрочном освобождении» от 2 июля 1909 г. было регламентировано условное досрочное освобождение. Закон содержал нормы материального и процессуального права и вносил изменения в пять основополагающих законодательных актов: Уложение о наказаниях, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Уголовное уложение 1903 г., Устав уголовного судопроизводства и Устав о содержащихся под стражей. Основные требования условно-досрочного освобождения были названы в Уставе о содержащихся под стражей. 

  Вслед за названными изменениями законодательства и  первыми шагами по пути апробирования  нового института уголовно права, министром  юстиции А. Хвостовым в 1915 г. была утверждена Общая тюремная инструкция, где, в частности, указывалось: «Лишение свободы, препятствуя продолжению  их преступной деятельности, преследует цель не только наказания, но и исправления, искоренения дурных наклонностей и  привычек, а также подготовки к  честной трудовой жизни на свободе». Так зародилась идея не просто исправления  преступника, но и его ресоциализации, то есть подготовки к жизни после освобождения. Однако до претворения этой идеи в практику исправительных учреждений пройдет еще не один десяток лет. 

  Уголовное законодательство продолжало следовать идее европейских  демократов XVIII–XIX вв. о неизбежности наказания за совершенное деяние как самом действенном средстве предупреждения новых преступлений и стимулирования правопослушного поведения. 

  Теоретические исследования того времени в области  тюремной политики России имели целью  разработку и внедрение новых  средств, форм и методов воздействия  на осужденных и не сводились исключительно  к покаранию. 

  Новый этап в  реформе исполнения наказаний начался  после Февральской революции 1917 г. Временное правительство приступило к выработке новой концепции  наказания. В приказе Главного тюремного  управления № 1 от 8 марта 1917 г. главной  задачей наказания было названо  перевоспитание человека, совершившего преступление. Именно с задачами и  целями наказания тесным образом  соотносится условно-досрочное освобождение, во-первых, потому что служит стимулом к исправлению преступников, а  во-вторых, именно с достижением  целей наказания и связано  его применение, когда осужденный исправился, раскаялся, и нет нужды  подвергать его дальнейшему наказанию[2]. 

  Кроме того, Временное  правительство поднимает проблему бытового устройства освобожденных  из мест лишения свободы. В приказе Главного тюремного управления № 3 от 18 марта 1917 г. подчеркивалось: «Как бы ни было правильно поставлено тюремное воспитание, оно само по себе не может надлежащим образом выполнить своей задачи, если не будет принято никаких мер попечения о дальнейшей судьбе лиц, отбывших наказание. Освобожденный из тюрьмы, оказавшийся в таких условиях жизни, к которым он не приспособлен, может сразу же опуститься и погибнуть, если ему не будет оказана своевременная поддержка в той или иной форме». 

  Позднее институт условно-досрочного освобождения был  регламентирован в Декрете Всесоюзного  центрального исполнительного комитета ВЦИК) о суде № 2 от 7 марта 1918 г., ст. 32 которого предоставляла 

  возможность всем осужденным просить народный суд  об условном или досрочном освобождении. В нем еще отсутствуют основания  освобождения, не названы категории  лиц, которым оно может быть предоставлено, не определен порядок его применения. Таким образом, при сохранении идеи условно-досрочного освобождения, правовая разработка данного института советской  властью началась заново. 

  Дальнейшее  развитие идея условно-досрочного освобождения получила во Временной инструкции от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как  мере наказания и о порядке  отбывания такового», в Постановлении  Чрезвычайного VI Всероссийского съезда Советов от 6 ноября 1918 г. «Об освобождении некоторых категорий заключенных», в Инструкции от 25 ноября 1918 г. «О досрочном  освобождении». 

  В 20-е годы в соответствии с ленинским положением о замене тюрем воспитательными  учреждениями в самые сжатые сроки  создавалась принципиально новая  система исправительных учреждений, отвечающая целям новой советской  исправительно-трудовой политики. Основные положения этой политики были закреплены в Программе РКП (б), принятой восьмым  съездом партии в марте 1919 года. Для  развития положений Программы затем  был принят ряд декретов и постановлений  Совета Народных Комиссаров (СНК). Так, декрет от 18 июля 1919 г. «Об учреждении распределительных комиссий при карательных отделах губернских и областных отделах юстиции» возлагал на них обязанности по проведению всестороннего изучения личности и определению программы индивидуального воздействия на нее. В документе закреплялась цель деятельности исправительных учреждений – «исправление и перевоспитание заключенных». 

  Особое значение для теории и практики исправления  заключенных имел декрет СНК от 21 марта 1921 г. «О лишении свободы и  порядке условно-досрочного освобождения». 

  Он приобрел принципиальное значение в деле становления  прогрессивной системы отбывания  наказания, заключавшейся в переводе заключенных от более строгих  форм изоляции к менее строгим с последующим досрочным освобождением от наказания, что стимулировало процесс исправления преступников. Условно-досрочное освобождение предусматривалось как полное освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, либо переводе на принудительные работы без содержания под стражей на весь оставшийся срок или часть его. 

  Условно-досрочное  освобождение распространялось на всех заключенных, независимо от характера  совершенного преступления и наличия  рецидива, при условии правопослушного поведения и фактическом отбытии половины срока наказания, назначенного приговором суда. Правопослушное поведение заключалось в соблюдении правил поведения в исправительно-трудовом учреждении, в стремлении к труду и обучению. Гуманное отношение к преступникам нашло свое отражение и в УК РСФСР 1922 г. 

  Создавалась Наблюдательная Комиссия, призванная контролировать отбывание наказания  и применение досрочного освобождения. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. в ст. 52 устанавливал: «К отбывающим наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, обнаружившим исправление, может быть применено условно-досрочное освобождение». 

  С изданием ИТК  РСФСР 1924 г., передавшего право применения условно-досрочного освобождения Распределительным  комиссиям, начался рост числа рассмотренных  дел о досрочном освобождении. 

  С принятием  Постановления ВЦИК и СНК РСФСР  от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения»  появилась тенденция к усилению суровости наказаний, ограничению  применения зачетов рабочих дней по классовому принципу. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 февраля 1928 г. применение досрочного освобождения в отношении осужденных за государственные преступления фактически прекращено, а 30 октября 1929 г. Постановлением ВЦИК и СНК «Об изменении ст. ст. 12 и 50 УК и ст. ст. 47 и 174 ИТК» ликвидированы прогрессивная система отбывания лишения свободы и Распределительные комиссии. 

  Принятый в 1933 г. ИТК РСФСР подробно регламентировал  исполнение наказания в виде лишения  свободы, и с учетом сложившейся  практики условно-досрочное освобождение стало применяться по отбытии  не менее половины срока назначенной  меры социальной защиты, включая и  освобождение по зачетам рабочих  дней. 

  С конца 30-х  по начало 50-х гг. в связи с установлением  в стране тоталитарного политического  режима и культа личности И. Сталина  кодексы фактически перестали действовать, законодательная регламентация  исполнения наказания вытеснилась ведомственными актами, а судебная власть подменилась Особым Совещанием. Это время ознаменовалось массовыми политическими процессами и репрессиями. Практика применения условно-досрочного освобождения постепенно начала сокращаться, и в целях максимального использования рабочей силы заключенных на строительстве и производстве. 

  Приказом НКВД СССР от 15 июня 1939 г. «Об отмене практики зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения» система досрочного освобождения заключенных была отменена. 

  Начало Великой  Отечественной войны заставило  в интересах производства опять  ввести зачеты рабочих дней (но не применять  их к «политическим» осужденным). Однако, как только положение на фронтах  изменилось в пользу Советского Союза, режим вновь ужесточился, все  зачеты были отменены и восстановлены  лишь в 1952 г. для осужденных за общеуголовные  преступления. 

  Со смертью  И. Сталина и с изменением политического  климата в стране институт условно-досрочного освобождения был восстановлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1954 г. «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения». 

  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1954 г «О порядке досрочного освобождения от наказания осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет» впервые законодательно урегулирован порядок досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних[3]. 

  С конца 50-х  гг. в СССР и за рубежом проводились  активные научные исследования путей  повышения эффективности воспитательного  воздействия условно-досрочного освобождения, поиск новых средств стимулирования законопослушного поведения осужденных не только во время отбывания наказания, но и после освобождения из мест лишения свободы. В этой связи на уровне общесоюзного законодательства 25 декабря 1959 г. принимаются Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними принимаются Уголовные кодексы республик. Ст. 44 Основ (ст. 53 УК РСФСР) устанавливала возможность условно-досрочного освобождения или замены наказания более мягким при отбытии 1/2 назначенного срока наказания, а для лиц, осужденных за особо опасные государственные и другие тяжкие преступления, – по отбытии 2/3 назначенного срока наказания. Условно-досрочное освобождение применялось к лицам, доказавшим примерным поведением и честным отношением к труду свое исправление. 

  В последующие  десятилетия вплоть до 1991 г. государство  постепенно вводило все новые  ограничения в применении условно-досрочного освобождения для ряда категорий  осужденных практически до уровня 1962–1969 гг. 

  Принятый в 1970 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР  подробно регламентировал исполнение наказания в виде лишения свободы, в т.ч. и вопросы досрочного освобождения осужденных и еще в большей  степени, чем ранее действовавшее  законодательство, определял ресоциализационные меры по отношению к бывшим «сидельцам». 

  Формирование  уголовно-исполнительной политики и  права в период 1991–1996 гг. было отмечено коренными преобразованиями в экономическом, общественном и государственном  строе России. Требования развития демократии, защиты прав и свобод человека и гражданина, проявления гуманизма  в отношении правонарушителей явились  определяющими факторами изменений  уголовного и уголовно-исполнительного  законодательства России. 

  Российское  уголовное законодательство впитало  в себя в некоторой степени  и идеи теории социальной защиты, сформированной в кон. XIX - нач. XX вв. В 60-х годах XX столетия французским ученым-криминологом М. Анселем была разработана теория Новой социальной защиты. 

  2 июля 1991 г.  были приняты Основы уголовного  законодательства СССР и Республик,  ст. 51 которых была взята из  проекта Уголовно-исполнительного  кодекса РФ. Таким образом, к  лицам, отбывающим наказание в  виде лишения свободы, ограничения  свободы, исправительных работ,  направления в дисциплинарный  батальон или ограничения по  службе, судом могло быть применено  условно-досрочное освобождение  или замена неотбытой части наказания более мягким при условии примерного поведения и добросовестного отношения к труду, обучению. 

Информация о работе Условно-досрочное освобождение